Алгоритм мультимодального дискурс-анализа любительских видеонарративов (к вопросу о материализации идентичности)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-66-78

Ключевые слова:

мультимодальный дискурс-анализ, идентичность, материализованная идентичность

Аннотация

Статья посвящена вопросам применения метода мультимодального дискурс-анализа к исследованию видеоматериалов (на примере любительских видеонарративов). Автор предлагает детализацию самого алгоритма применения этого метода с целью восполнить пробелы методологического характера в современной исследовательской литературе. Опираясь на последние примеры применения метода в трудах М. Чендлера, Ц.-И. Цен и Дж. Бейтмана, автор демонстрирует лакуны в алгоритмизации процедуры метода и далее предлагает: 1) постановка исследовательского вопроса; 2) порядок выборки данных; 3) регистрация первичных элементов видеосообщения; 4) обработка первичных данных; 5) сборка (дискурс-анализ, направленный на формулирование ответа на исследовательский вопрос).

Предложенный алгоритм применен в статье к исследованию материализованной идентичности. При этом исследовательский вопрос формулируется с опорой на коммуникативную теорию идентичности М. Хехта; выборка составляется с обоснованием жанра травелога как наиболее релевантного задаче поиска материализованной идентичности; алгоритм мультимодального анализа применен к одному видео подборки с целью построения пробного варианта анализа (сэмплинга). Приведен пример регистрации первичных данных по нарративу продолжительностью 4 минуты 44 секунды, выделены рабочие семиотические ресурсы (включая интонацию закадрового голоса). Этап сборки позволяет создать основу для масштабирования анализа на другие видео выборки, а также сформулировать гипотезу, нуждающуюся в дальнейшем исследовании (в приведенном примере с материализованной идентичностью – о гносеологическом парадоксе, репрезентируемом посетителями, которые одновременно идентифицируют себя с рациональным, научным дискурсом и с логикой эзотерически ориентированного поведения).

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) No 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)».

Биография автора

Марина Загидуллина, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры теории медиа

Библиографические ссылки

Aslanov, I. A. (2020). Issledovaniye freyminga v rabotakh rossiyskikh uchenykh: rezul’taty kontent-analiza [Study of framing in the works of Russian scientists: results of content analysis]. Mediaskop, 4, http://www.mediascope.ru/2662. (In Russ.).

Kibrik, A. A. (2018). Russkiy mul’tikanal’nyy diskurs. Chast’ I. Postanovka problem [Russian multichannel discourse. Part I. Statement of the problem]. Psikhologicheskiy zhurnal. 39, 1, 70–80. https://doi.org/10.7868/S0205959218010075. (In Russ.).

Kirillov, A. G. (2020). Travelog kak zhanr diskursa blogosfery [Travelogue as a genre of blogosphere discourse]. Vestnik Mezhdunarodnogo instituta rynka. 2, 59–63. (In Russ.).

Kupriyanova, Ye. V. (2021). Arkaim: rozhdenie legendy : monograph [Arkaim : the birth of the legend : monograph]. Chelyabinsk : Kraj Ra. (In Russ.).

Mayga, A. A. (2014). Literaturnyy travelog: spetsifika zhanra [Literary travelogue: the specifics of the genre]. Filologiya i kul’tura. Philology and culture, 3 (37), 254–259. (In Russ.).

Malakhov, V. S. (2010). Identichnost’ [Identity]. Novaya filosofskaya entsiklopediya. Moskva : Mysl’, II, 78–79. (In Russ.).

Polonskiy, A. V. (2015). Travelog i yego mesto v sovremennoy zhurnalistike [Travelogue and its place in modern journalism]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya, 1, 207–215. (In Russ.).

Rusakov, V. M. (2015). Travelog [Travelogue]. Diskurs-Pi, 3–4 (20–21), 172–173. (In Russ.).

Pecherskaya, T. I., Konstantinova, N. V., Bogodorovam A. A., eds. (2016). Russkiy travelog XVI–XX vekov: marshruty, toposy, zhanry i narrativy: kollektivnaya monografiya [Russian travelogue of the 16th–20th centuries: routes, topoi, genres and narratives: collective monograph]. Novosibirsk : NGPU, 454 p. (In Russ.).

Sosnovskaya, A. M. (2023). Politika gorodskoy identichnosti v diskurse kul’turnogo naslediya [The politics of urban identity in the discourse of cultural heritage] : thesis. Sankt-Peterburg. (In Russ.).

Fortunatov, N. M., Fortunatov, A. N., Fortunatova, V. A. (2018). Russkoye puteshestviye kak natsional’nyy mif i forma sub”yektnosti [Russian travel as a national myth and form of subjectivity]. Filologiya i kul’tura, Philology and culture, 4 (54), 215–222. (In Russ.).

Shnirel’man, V. A. (2011). Arkaim: arkheologiya, ezotericheskiy turizm i natsional’naya ideya [Arkaim: archeology, esoteric tourism and national idea]. Antropologicheskiy forum, 14, 133–167. (In Russ.).

Bateman, J. A. (2008). Multimodality and Genre : A Foundation for the Systematic Analysis of Multimodal Documents. London : Macmillan Palgrave. https://doi.org/10.1057/9780230582323.

Bateman, J. A., Tseng, C.-I. (2023). Multimodal discourse analysis as a method for revealing narrative strategies in news videos. Multimodal Communication. https://doi.org/10.1515/mc-2023-0029 (preprint).

Berman, S. L., Montgomery, M. J., Ratner, K. (2020). Trauma and identity: A reciprocal relationship? Journal of Adolescence, 79, 275–278. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2020.01.018.

Chandler, M. (2023). #anxiety: A multimodal discourse analysis of narrations of anxiety on TikTok. Computers and Composition, 67, Article 102763, https://doi.org/10.1016/j.compcom.2023.102763 (preprint).

Graber, D. A. (1994). The infotainment quotient in routine television news: A director’s perspective. Discourse & Society 5 (4), 483–508.

Hecht, M. L., Faulkner, S. L., Meyer, C. R., Niles, T. A., Golden, D., & Cutler, M. (2002). Looking through Northern Exposure at Jewish American identity and the communication theory of identity. Journal of communication, 52(4), 852-869.

Hecht, M. (1993). 2002-A Research Odyssey: Toward the Development of a Communication Theory of Identity. Communication Monographs, 60, 76–82. https://doi.org/10.1080/03637759309376297.

Hecht, M. L., Collier, M. J., Ribeau, S. A. (1993). African American communication: Ethnic identity and cultural interpretation. Sage.

Hecht, M. L., Lu, Y. (2014). Communication Theory of Identity. Encyclopedia of health communication, T. L. Thompson (ed.), Thousand Oaks: SAGE, 225–227.

Hecht, M., Warren R. J., Jung E., and Krieger L. J. (2004). Communication Theory of Identity. Theorizing About Intercultural Communication, W. B. Gudykunst, ed. Thousand Oaks, CA: Sage.

Huang J., Obracht-Prondzynska H., Kamrowska-Zaluska D., Sun Y., Li L. (2021). The image of the City on social media: A comparative study using “Big Data” and “Small Data” methods in the Tri-City Region in Poland. Landscape and Urban Planning, 206, Article 103977. https://doi.org/10.1016/j.landurbplan.2020.103977. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0169204620314602.

Leeuwen, T. van. (2015). Multimodality. The Handbook of Discourse Analysis, Second Edition, ed. by Deborah Tannen, Heidi E. Hamilton, and Deborah Schiffrin. London: John Wiley & Sons, 447–465.

Tinnell, J. (2015). Grammatization: Bernard Stiegler’s Theory of Writing and Technology. Computers and Composition, 37, 132– 146. https://doi.org/10.1016/j.compcom.2015.06.011.

Tseng, C.-I. (2013). Cohesion in film. London : Palgrave Macmillan UK, 176 p.

Ventola, E., Charles, C., Kaltenbacher, M. (2004). Perspectives on Multimodality (Document design companion series 6). New York : John Benjamins Publishing, 249 p.

Zettl, H. (1998). Contextual Media Aesthetics as the Basis for Media Literacy. Journal of Communication, 1 (Winter), 81–95. Zettl, H. (2016). Sight, Sound, Motion: Applied Media Aesthetics. 8th ed. Wardsworth, 464 p.

Загрузки

Опубликован

21-12-2023

Как цитировать

Загидуллина, М. (2023). Алгоритм мультимодального дискурс-анализа любительских видеонарративов (к вопросу о материализации идентичности). Знак: проблемное поле медиаобразования, (4 (50), 66–78. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-66-78

Выпуск

Раздел

Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)

Похожие статьи

1 2 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.