Освоение меморативного ландшафта как коммуникативная практика (на примере историко-археологического музея «Аркаим»)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-51-1-88-96

Ключевые слова:

Аркаим, формы туристической активности, материализованная идентичность

Аннотация

В статье изложены основные статистические результаты опросов, проведенных летом 2023 года на территории Челябинского государственного историко-археологического музея-заповедника «Аркаим». Исследуя формы материализации разных типов идентичности, коллектив ученых фокусировал внимание на специфике взаимодействия посетителей с большим объектом, представляющим собой меморативный ландшафт: значительный участок степного пространства, приспособленный для удовлетворения различных потребностей и интересов посетителей, ориентированных на «встречу с древностью», трактуемую и как историческое наследие, и как «энергетический центр». Под коммуникативной практикой (вслед за Р. Т. Крэгом) в статье понимается упорядоченное взаимодействие, имеющее определенный культурный фрейм («культурный концепт коммуникации», по Крэгу). Опрос посетителей (N=443) позволил ответить на ряд исследовательских вопросов, связанных с посещением Аркаима как коммуникативной практикой: 1) определена половозрастная характеристика посетителей; 2) установлены основные особенности организации выезда на Аркаим; 3) выявлена мотивация приезда в музей-заповедник; 4) определена общая структура активности посетителей во время посещения памятника. Полученные результаты направлены, с одной стороны, на уточнение представлений об освоении меморативных ландшафтов и специфике взаимодействия туристов с крупными пространственными объектами, с другой – на получение научно обоснованных сведений о связи туристической активности с мотивацией. Исследование позволит внести коррективы в стратегии акторов, ответственных за развитие данной территории.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) No 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)».

Биография автора

Марина Загидуллина, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры теории медиа

Библиографические ссылки

Kartavykh, I. S. & Golovikhin, S. A. (2023). Perspektivy razvitiya turisticheskoy otrasli na Yuzhnom Urale [Prospects for the development of the tourism industry in the Southern Urals]. Upravleniye, ekonomika i obshchestvo: problemy i puti razvitiya. Chelyabinsk: Chelyabinskiy gosudarstvennyy universitet Publ., 5–77. (In Russ.).

Kiselev, D. G. (2023). Kommunikativnyye kul'turnyye praktiki osvoyeniya memorativnykh landshaftov (na primere Arkaima) [Communicative cultural practices of developing memorial landscapes (using the example of Arkaim)]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (50), 85–88. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-85-88. (In Russ.).

Kupriyanova, Ye. V. (2021). Arkaim: rozhdenie legendy : monograph [Arkaim : the birth of the legend : monograph]. Chelyabinsk : Kraj Ra. 224 p. (In Russ.).

Simakova, S. I. (2023). Arkaim kak element simvolicheskogo kapitala Chelyabinskoy oblasti [Arkaim as an element of the symbolic capital of the Chelyabinsk region]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (50), 112–118. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-112-118. (In Russ.).

Sokovikov, S. S. (2014). Problemy istoricheskoy pamyati i aktual'nyye sotsiokul'turnyye konteksty arkheologicheskogo pamyatnika [Problems of historical memory and current sociocultural contexts of an archaeological monument]. Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv, 2 (38), 39–44. (In Russ.).

Sokovikov, S. S. & Kaminskaya, E. A. (2023). Spontaneous Hierotopia in Modern Myth-Making: The Case of Arkaim. Observatory of Culture, 20 (6), 658–668. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2023-20-6-658-668. (In Russ.).

Shnirel'man, V. A. (2011). Arkaim: arkheologiya, ezotericheskiy turizm i natsional'naya ideya [Arkaim: archeology, esoteric tourism and national idea]. Antropologicheskiy forum, 14, 133–167. (In Russ.).

Shub, M. L. (2022). Memorial'naya identichnost' v strukture lokal'noy identichnosti zhiteley industrial'nykh gorodov Yuzhnogo Urala [emorial identity in the structure of local identity of residents of industrial cities of the Southern Urals]. Diskurs-Pi, 19 (2), 2–87. (In Russ.).

Chirila, A. (2023). Pilgrim-Tourists: Tourism and the Spiritual Experience. Analele Ştiinţifice ale Universităţii» Alexandru Ioan Cuza «din Iaşi. Teologie Ortodoxă, 28 (1), 43–72.

Craig, R. T. (2005). Communication as practice. Communication as ...: Perspectives on Theory, Gregory J. Shepherd, Jeffrey St. John, Ted Striphas (eds). SAGE Publications, 38–49.

Hecht, M. (1993). 2002-A Research Odyssey: Toward the Development of a Communication Theory of Identity. Communication Monographs, 60, 76–82. https://doi.org/10.1080/03637759309376297.

Hecht, M., Warren, R. J., Jung, E., Krieger, L. J. (2004). Communication Theory of Identity. Theorizing About Intercultural Communication, W. B. Gudykunst, ed. Thousand Oaks, CA: Sage.

Iakovaki, E., Konstantakis, M., Teneketzis, A. & Konstantakis, G. (2023). Analyzing Cultural Routes and Their Role in Advancing Cultural Heritage Management within Tourism: A Systematic Review with a Focus on the Integration of Digital Technologies. Encyclopedia, 3, 1509–1522. (preprint).

Ivashchenko, Y. S. & Ivanov, A. A. (2023). Dynamics of Communicative Practices in Siberian Neo-Shamanism. Sibirica, 22 (3), 37–56.

Yang, Y. & Shen, H. (2024). Digital marketing practices in tourism: advances in the cultural heritage of China. Handbook of Experience Science. Edward Elgar Publishing, 222–236.

Загрузки

Опубликован

06-05-2024

Как цитировать

Загидуллина, М. (2024). Освоение меморативного ландшафта как коммуникативная практика (на примере историко-археологического музея «Аркаим»). Знак: проблемное поле медиаобразования, (1 (51), 88–96. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-51-1-88-96

Выпуск

Раздел

Культурология медиа

Похожие статьи

1 2 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.