Аркаим как элемент символического капитала Челябинской области

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-112-118

Ключевые слова:

символический капитал, территория, символические ресурсы, территориальная идентичность, Аркаим

Аннотация

Регионы России сегодня испытывают большие трудности, связанные с миграционными процессами внутри страны. Люди все меньше ощущают связь с малой родиной, легко снимаясь с места и уезжая в поисках лучшей жизни в столичные города. Повышение имиджа региона за счет накопления его символического капитала может стать решением данной проблемы. В статье проанализированы источники по теме исследования, изучены различные подходы к дефиниции понятия «символический капитал территории», проанализированы различные подходы к критериям символического капитала и методологические подходы к его изучению. Автором выделены следующие критерии символического капитала: известные личности, природные объекты и особенности географии, статусы и бренды территории, символика территории и памятные места, визуальные компоненты территориального пространства, уникальные события культуры и истории. На основании вышеназванных критериев проанализирован символический капитал Челябинского государственного историко-археологического музея-заповедника «Аркаим». Материалом исследования выступили посты публичного сообщества в социальной сети «ВКонтакте» «Аркаим». Отмечено, что символический капитал Аркаима органично вплетается в альтернативный брендинг региона, основанный на историко-природных объектах в противовес индустриальному прошлому Челябинской области.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) No 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)».

Биография автора

Светлана Симакова, Челябинский государственный университет, Россия, Челябинск

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры медиапроизводства

Библиографические ссылки

Bazikyan, S. A. (2017). Simvolicheskiy kapital territorii v mediynom otrazhenii (na primere Velikogo Novgoroda) [Symbolic capital of the territory in media reflection (on the example of Veliky Novgorod)]. Vestnik VGU. Seriya: filologiya. Zhurnalistika, 3, 111–114. (In Russ.).

Bourdieu, P. (2002). Formy kapitala [Forms of capital]. Ekonomicheskaya sotsiologiya / per. s angl. M. S. Dobryakovoy. Random House. Vol. 3, 5, 60–74. (In Russ.).

Evmenov, A. D. & Blagova, I. Yu. (2021). Simvolicheskiy kapital kak element brenda goroda [Symbolic capital as an element of the city brand]. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal, 2, 24–33. (In Russ.).

Zagidullina, M. V. (2021). Kak kontseptsiya «otkrytoy laboratorii» Bruno Latura pomogaet ponyat’ fenomen Arkaima [How the concept of “open laboratory” by Bruno Latour helps to understand the phenomenon of Arkaim]. Mediasreda, 2, 57–66. (In Russ.).

Zamyatina, N. Yu. (2016). Simvolicheskiy kapital territorii v kontekste arkticheskikh migratsiy: vzglyad iz Noril’ska [Symbolic capital of the territory in the context of Arctic migrations: a view from Norilsk]. Etnograficheskoe obozrenie, 4, 45–59. (In Russ.).

Kaminskaya, T. L. (2017). Protsess smeny vlasti v regione i simvolicheskiy kapital territorii [The process of change of power in the region and the symbolic capital of the territory]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta, 4, 23–26. (In Russ.).

Leontyeva, O. B. (2011). Istoricheskaya pamyat’ i obrazy proshlogo v rossiyskoy kul’ture XIX–nachala KhKh vv. [Historical memory and images of the past in Russian culture of the 19th–early 20th centuries]. Samara: Kniga LLC. 448 p. (In Russ.).

Melnikov, E. R., Osorgin, K. S. & Stolbov, V. A. (2022). Permskiy period kak baza simvolicheskogo kapitala Permskogo kraya [The Perm period as the base of the symbolic capital of the Perm region]. Tendentsii prostranstvennogo razvitiya sovremennoy Rossii i prioritety ego regulirovaniya : materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (XIII Ezhegodnaya nauchnaya Assambleya ARGO), Tyumen’, 12–17 sentyabrya 2022 goda. Tyumen. Publisher: Tyumen State University-Press, 447–451. (In Russ.).

Mukhamedzhanova, N. M. (2021). Simvolicheskiy kapital goroda Orenburga v diskurse sotsial’nykh media [Symbolic capital of the city of Orenburg in the discourse of social media]. Sotsial’no-gumanitarnye innovatsii: strategii fundamental’nykh i prikladnykh nauchnykh issledovaniy : Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem), Orenburg, 20–21 maya 2021 goda. Orenburg: Orenburg State University, 548–553. (In Russ.).

Pakshina, I. A. & Kalachina, O. S. (2022). Simvolicheskiy kapital regiona v kontekste konstruirovaniya etnokul’turnogo brenda (keys Respubliki Mordoviya) [Symbolic capital of the region in the context of constructing an ethnocultural brand (the case of the Republic of Mordovia)]. Mir nauki. Sotsiologiya, filologiya, kul’turologiya, T. 13, 4. https://doi.org/10.15862/06SCSK422. (In Russ.).

Panyukova, S. A. & Isakova, T. B. (2021). Reprezentatsiya obraza Arkaima v pol’zovatel’skoy srede (na primere resursa «Yandeks Dzen») [Representation of the image of Arkaim in the user environment (using the example of the Yandex Zen resource)]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva, Vol. 1, 4 (36), 151–158. https://doi.org/10.51965/2076-7919_2021_1_4_151. (In Russ.).

Pokida, A. N. & Zybunovskaya, N. V. (2016). Dinamika istoricheskoy pamyati v rossiyskom obshchestve (po rezul’tatam sotsiologicheskogo monitoringa) [Dynamics of historical memory in Russian society (according to the results of sociological monitoring)]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 3 (383), 98–107. (In Russ.).

Simakova, S. I. (2023). Arkaim v kul’turnom kode regiona: rol’ massmedia [Arkaim in the cultural code of the region: the role of mass media]. Media v sovremennom mire. 62-e Peterburgskie chteniya : Sbornik materialov ezhegodnogo 62-go Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. V 2-kh tomakh, Sankt-Peterburg, 28 iyunya – 01 iyulya 2023 goda / Otv. redaktor A. A. Malyshev. Volume 1. St. Petersburg: Mediapapir LLC, 82–83. (In Russ.).

Stolbov, V. A. & Tezhikova, E. Yu. (2019). Simvolicheskiy (imidzhevyy) kapital gorodov Permskogo kraya: semanticheskiy podkhod k otsenke kachestva gorodskoy sredy [Symbolic (image) capital of the cities of the Perm region: a semantic approach to assessing the quality of the urban environment]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekonomika, T. 27, 1, 140–152. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2019-27-1-140-152. (In Russ.).

Sudakova, V. V. (2023). Simvolicheskiy kapital territorii kak resurs revitalizatsii: metodiki vyyavleniya [Symbolic capital of the territory as a resource of revitalization: methods of identification]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, 2 (39), 45–49. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2023-39-45-49. (In Russ.).

Tokareva, E. A. (2021). Istoricheskaya pamyat’, praktiki kommemoratsiy i sovremennaya politicheskaya istoriya [Historical memory, practices of commemoration and modern political history]. Vestnik MGPU. Seriya «Filosofskie nauki», 3 (39), 28–36. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2021.39.3.03. (In Russ.).

Fedotova, N. G. (2022). Kul’turnyy kod goroda [Cultural code of the city]. Slovo.ru: baltiyskiy aktsent, T. 13, 4, 10–24. https://doi.org/10.5922/2225-5346-2022-4-1. (In Russ.).

Fedotova, N. G. (2018). Simvolicheskiy kapital mesta: ponyatie, osobennosti nakopleniya, metodiki issledovaniya [Symbolic capital of a place: concept, features of accumulation, research methods]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta Kul’turologiya i iskusstvovedenie, 29, 141–155. https://doi.org/10.17223/22220836/29/13. (In Russ.).

Fedotova, N. G. (2015). Territorial’naya identichnost’ kak simvolicheskiy resurs regiona [Territorial identity as a symbolic resource of the region]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, 90, 105–109. (In Russ.).

Fedotova, N. G. (2021). Reprezentatsiya narrativov kul’turnoy pamyati goroda v tsifrovuyu epokhu [Representation of narratives of the cultural memory of the city in the digital era]. Brennoe i vechnoe: mifologiya tsifrovoy tsivilizatsii : Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Velikiy Novgorod, 27–28 oktyabrya 2020 goda. Veliky Novgorod: Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, 114–118. https://doi.org/10.34680/978-5-89896-738-3/2021.PE.17. (In Russ.).

Filippov, D. E., Shevchenko, V. S. & Minibaeva, A. O. (2022). Problema preodoleniya vyzovov v formirovanii polozhitel’nogo imidzha regiona cherez sozdanie portreta sovremennika: opyt mediagruppy «Nash Chelyabinsk» [The problem of overcoming challenges in the formation of a positive image of the region through creating a portrait of a contemporary: the experience of the media group “Our Chelyabinsk”]. Dinamika mediasistem, T. 2, 163–171. (In Russ.).

Chumikov, A. N. (2022). Al’ternativnyy brending regiona (na primere Chelyabinskoy oblasti) [Alternative branding of the region (on the example of the Chelyabinsk region)]. Brending kak kommunikatsionnaya tekhnologiya XXI veka : Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 01–02 marta 2022 goda / Pod redaktsiey A. D. Krivonosova. St. Petersburg: St. Petersburg State Economic University, 112–114. (In Russ.).

Yuspa, M. M. (2022). Simvolicheskiy kapital: proiskhozhdenie, ponyatie, vidy [Symbolic capital: origin, concept, types]. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshey shkoly. Filosofsko-gumanitarnye nauki, 21-1, 265–272. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

21-12-2023

Как цитировать

Симакова, С. (2023). Аркаим как элемент символического капитала Челябинской области. Знак: проблемное поле медиаобразования, (4 (50), 112–118. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-112-118

Выпуск

Раздел

Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)

Похожие статьи

1 2 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.