Медиашлейф солнцестояния в сопоставлении с медиаинформированностью посетителей Аркаима

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-89-95

Ключевые слова:

Аркаим, СМИ, журналистика, дискурс, метафоризация, солнцестояние

Аннотация

В рамках статьи рассматривается феномен дня летнего солнцестояния в контексте функционирования памятника Аркаим. Предпосылками исследования является научная дискуссия о роли СМИ в формировании эзотерического потенциала места, провоцирующего посещение памятника в соответствующих целях. Автором проанализированы 32 публикации в СМИ о дне солнцестояния на Аркаиме за последние пять лет (2018–2023), из которых можно видеть тенденцию на смену дискурса о дне солнцестояния, начиная с 2022 года, когда дата фактически институционализировалась в рамках фестиваля «Аркаимское солцнестояние». Данные публикации были сопоставлены с результатами опроса посетителей Аркаима в дни летнего солнцестояния 21–23 июня 2023 года (по материалам научной экспедиции факультета журналистики Челябинского государственного университета). Опрос показал, что подавляющее большинство респондентов отмечают в качестве источника информации об Аркаиме не СМИ, а отзывы друзей и знакомых. В то же время среди посетителей сильна ассоциация Аркаимом с духовностью, не обязательно выраженной эзотерическими ритуалами, скорее сосредоточенная на новых впечатлениях.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) No 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)».

Биография автора

Арина Медведева, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории медиа

Библиографические ссылки

Golovanov, I. A. (2022). Ustnye rasskazy ob Arkaime: materialy i issledovaniya: uchebnoe posobie [Oral stories about Arkaim: materials and research: textbook]. Chelyabinsk: A. Miller Library, 135 p. (In Russ.).

Gutyra, V. I. (2016). Oficial’noe i subkul’turnoe: prazdnovanie letnego solncestoyaniya v Omskoj oblasti [Official and subcultural: celebration of the summer solstice in the Omsk region]. Manuskript, 1 (63), 58–60. (In Russ.).

Zhukova, I. V., Savelyeva, T. V. (2017). Russkoe neoyazychestvo i ego istoki. “Mesta sily” YUzhnogo Urala [Russian neo-paganism and its origins. “Places of Power” of the Southern Urals]. Gorizonty civilizacii, 8, 16–37. (In Russ.).

Zagidullina, M. V. (2021). Arheologicheskaya tematika v SMI v aspekte “publichnoj arheologii” [Archaeological topics in the media in the aspect of “public archaeology”]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta, 1, Vol. 27, 40–48. (In Russ.).

Zagidullina, M. V. (2017). Kak izmerit’ populyarnost’ Arkaima? Golosa vstroennyh metrik v kontekste teorii panmediatizacii [How to measure the popularity of Arkaim? Voices of built-in metrics in the context of the theory of panmediatization]. Gorizonty civilizacii, 8, 38–67. (In Russ.).

Zagidullina, M. V. (2023). Kul’tura nauchnoj populyarizacii v professional’noj zhurnalistike: mezhdu skandalom i skukoj (na primere arheologii) [The culture of scientific popularization in professional journalism: between scandal and boredom (using the example of archeology)]. Media v sovremennom mire. 62-e Peterburgskie chteniya, 66–67. (In Russ.).

Zubanova, L. B. (2021). Arheologicheskij pamyatnik Arkaim v vospriyatii zhitelej CHelyabinska [Archaeological monument Arkaim in the perception of residents of Chelyabinsk]. Nauchnye shkoly. Molodezh’ v nauke i kul’ture XXI veka, 66–68. (In Russ.).

Kudin, M. I. (2018). Perspektivy formirovaniya i razvitiya arheoastroturizma na osnove pamyatnikov dol’mennoj kul’tury Bol’shogo Sochi [Prospects for the formation and development of archaeoastrotourism based on the monuments of the dolmen culture of Greater Sochi]. Social’nye, ekonomicheskie, tekhnologicheskie i ekologicheskie aspekty ustojchivogo razvitiya regionov Rossii, 132–137. (In Russ.).

Kupriyanova, E. V. (2021). Sovremennye mekhanizmy formirovaniya imidzha arheologicheskih pamyatnikov v obshchestvennom soznanii s pomoshch’yu SMI (na primere poseleniya bronzovogo veka Arkaim v CHelyabinskoj oblasti) [Modern mechanisms for forming the image of archaeological monuments in the public consciousness with the help of the media (using the example of the Bronze Age settlement of Arkaim in the Chelyabinsk region)]. Vestnik kul’tury i iskusstv, 2 (66), 71–83. (In Russ.).

Lobankova, I. P. (2016). Ontologiya i aksiologiya duhovnogo prostranstva Arkaima [Ontology and axiology of the spiritual space of Arkaim]. Mirovozzrencheskie osnovaniya kul’tury sovremennoj Rossii, 148–156. (In Russ.).

Savelyeva, T. V. (2018). Mekhanizmy mifologizacii istorii strany gorodov “Arkaim” [Mechanisms of mythologizing the history of the country of cities “Arkaim”]. Antropologiya interdisciplinarnosti, 123–124. (In Russ.).

Safonov, A. V. (2021). Formal’no-soderzhatel’naya specifika sistemy obrazov v postah i kommentariyah na temu arheologii pablikov social’nyh setej [Formal and content specificity of the system of images in posts and comments on the topic of archeology of public social networks]. Pol’zovatel’skij kontent v sovremennoj kommunikacii, 432–435. (In Russ.).

Simakova, S. I. (2021). Obraz Arkaima v SMI [The image of Arkaim in the media]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya, 4 (42), 158–167. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10418 (In Russ.).

Sozina, E. K. (2014). Istorikoarheologicheskij kompleks Arkaim v sovremennom mediaprostranstve [Historical and archaeological complex Arkaim in the modern media space]. ZHurnalistika v 2013 godu: regiony v rossijskom mediaprostranstve. Moscow, 308–309. (In Russ.).

Shnirelman, V. A. (2014). Arkaim i Stounhendzh mezhdu proshlym i budushchim [Arkaim and Stonehenge between past and future]. Etnograficheskoe obozrenie, 5, 19–40. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

21-12-2023

Как цитировать

Медведева, А. (2023). Медиашлейф солнцестояния в сопоставлении с медиаинформированностью посетителей Аркаима. Знак: проблемное поле медиаобразования, (4 (50), 89–95. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50-4-89-95

Выпуск

Раздел

Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)

Похожие статьи

1 2 3 4 5 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.