Полемический дискурс в российском радиоэфире

Авторы

  • Светлана Гуськова Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Тамбов, Россия https://orcid.org/0000-0001-6163-403X

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-51-1-46-54

Ключевые слова:

массмедиа, средства массовой информации, радиовещание, радиоконтент, радиоэфир, медиадискурс, радиодискурс, подкаст, подкастинг, полемика в СМИ

Аннотация

Конкретизируются особенности современного российского медиадискурса на постсоветском пространстве. Акцент сделан на уточнении ключевых характеристик современного радиоконтента, который в России существенно отличается от контента предшествующих периодов.
Гипотезой данного исследования является предположение о том, что полемические по своему содержанию и форме подачи радиоматериалы, выходящие в свет в отечественном эфире, представляют для аудитории больший интерес. Акцентируется внимание на относительно новом для российских радиоэфиров явлении – подкастинге, который пользуется популярностью у российской аудитории. Приводятся замеры наиболее популярной у слушателей подкастов тематики.
Цель настоящего исследования – выяснить особенности полемического дискурса в эфирах современных отечественных радиоканалов.
Материалом исследования стали программы популярных отечественных радиоканалов – «Вести FM», «Радио Маяк», «Радио России», эфиры которых представлены на единой интернет-платформе холдинга «ВГТРК». Критериями для отбора радиоканалов и конкретных радиопрограмм явились: популярность радиоканала согласно различным замерам, его продолжительная история, наличие аналитических и авторских радиопрограмм в эфире радиоканала. Материал исследования составили радиоэфиры обозначенных радиостанций, выход которых датирован 2023 г. Отбор эфиров проходил методом сплошной выборки, при этом учитывалась их полемическая составляющая. Метод лингвистического анализа позволил выявить речевые особенности полемических радиоматериалов, уточнить популярные языковые средства, характерные для современной радиополемики.
В ходе проведения исследования используется социологический метод: в работе приводятся результаты ежегодного опроса, который проводится в студенческой аудитории и позволяет выявить особенности медиапотребления у современной молодежи. Таким образом, в частности, уточняется степень популярности радио как средства массовой информации у молодежной аудитории.

Биография автора

Светлана Гуськова, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Тамбов, Россия

кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью

Библиографические ссылки

Aslanova, S. V. (2020). Kontseptual'nye osobennosti proekta «Klassnoe radio» [Conceptual features of the «Cool Radio» project]. Mediaissledovaniya, 7, 276–283. (In Russ.).

Arslanova, O. R. (2009). Osobennosti sovremennogo informatsionnogo radioveshchaniya v Rossii [Features of modern information broadcasting in Russia]. Vestnik RUDN, seriya: Literaturovedenie. Zhurnalistika, 2, 45–50. (In Russ.).

Gus'kova, S. V. (2021). Polemika v sotssetyakh: regional'nyy aspekt [Controversy in social networks: regional aspect]. Zametki uchenogo, 12-1, 309–311. (In Russ.).

Egoshkina, V. A. (2014). Pragmastilisticheskaya spetsifika razvlekatel'nogo radiynogo diskursa [Pragmastylistic specificity of entertaining radio discourse]. Kommunikativnye issledovaniya, 2 (2), 181–188. (In Russ.).

El'nikova, A. A. & Bespalova, E. A. (2020). Format razvlekatel'no radio kak faktor, opredelyayushchiy rechevuyu kul'turu radiozhurnalista (na primere radio «EvropaPlyus») [Entertainment radio format as a factor determining the speech culture of a radio journalist (using the example of radio «EuropaPlus»)]. Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya, 39, 1, 90–99. (In Russ.).

Zamyshlyaeva, Yu. S. & Chicherina, P. I. (2022). Podkasty kak sredstvo effektivnogo razvitiya navykov audirovaniya i govoreniya [Podcasts as a means of effectively developing listening and speaking skills]. Lingvisticheskie i ekstralingvisticheskie problemy kommunikatsii: teoreticheskie i prikladnye aspekty: sbornik nauchnykh trudov. Saransk, 90–93. (In Russ.).

Il'chenko, S. N. (2019). Manipulyativnye vozmozhnosti radio, ili Mozhet li feyk poyavit'sya v sovremennom efire? [Manipulative capabilities of radio, or Can a fake appear on modern air?]. Vek informatsii, T. 7, 1, 156–165. (In Russ.).

Kirillova, N. B. (2022). Medialogiya: nauka globalizovannogo mira [Medialogy: the science of a globalized world: textbook. Allowance]. Moscow: Academic project. 424 p. (In Russ.).

Kurbatov, S. N. & Guzenina, S. V. (2023). Problemy sovremennogo regional'nogo radioveshchaniya (na primere Tambovskoy oblasti: sotsiologicheskiy analiz) [Problems of modern regional radio broadcasting (using the example of the Tambov region: sociological analysis)]. Omskie sotsial'no-gumanitarnye chteniya–2023. Materialy XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, otv. red. L.A. Kudrinskaya, Omsk, 37–40. (In Russ.).

Mal'tseva, I. A. (2022). Navyki radio- i telerechi kak klyuch k effektivnomu vzaimodeystviyu v sovremennom mediadiskurse (iz opyta zhurnalista-praktika) [Radio and television speaking skills as the key to effective interaction in modern media discourse (from the experience of a practicing journalist)]. Vestnik Volzhskogo un-ta im. V.N. Tatishcheva, T. 2, 2 (38), 200–208. (In Russ.).

Minyusheva, I. F. (2017). Radioperedachi o kul'ture russkogo slova (na materiale arkhivnykh peredach «Radio Rossii») [Radio broadcasts about the culture of the Russian word (based on archival broadcasts of Radio Russia)]. Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya, T. 3, 5, 74–76. (In Russ.).

Pavlova, A. N. (2023). Chelovekotsentrichnost' kak skvoznoe yavlenie v rossiyskikh media: mediakholdingi, onlayn-proekty, podkasty [Human-centricity as a cross-cutting phenomenon in Russian media: media holdings, online projects, podcasts]. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatishcheva, T. 2, 2, 182–192. (In Russ.).

Raskatova, E. R. (2012). Tipologicheskiy analiz sovremennogo radioveshchaniya [Typological analysis of modern radio broadcasting: textbook. Allowance]. Tolyatti: TSU Publishing House. 108 p. (In Russ.).

Ross, E. S. (2014). Slagayushchie uspeshnogo tok-shou na radio [The Ingredients of a Successful Radio Talk Show]. Mediasreda, 9, 40–42. (In Russ.).

Chumikov, A. N. (2023). Mediakommunikatsii [Media communications]. Moscow: Prospekt. 176 p.

Sedykh, M. V. (2022). Podkasty kak vid yazykovogo kontenta v seti Internet [Podcasts as a type of language content on the Internet]. Lomonosovskie nauchnye chteniya studentov, aspirantov i molodykh uchenykh–2022, 635–639. (In Russ.).

Shesterina, A. M. (2023). K voprosu o tipologizatsii novykh media [On the issue of typology of new media]. Neofilologiya, T. 9, 4, 855–863. (In Russ.).

Shusharina, G. A. & Shusharin, N. S. (2023). Podkast kak sovremennyy rechevoy zhanr [Podcast as a modern speech genre]. Uchenye zapiski Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 4 (68), 26–30. (In Russ.).

Kudabayeva, P. A. & Satybaldieva, T. S. (2020). Podcasts in audiovisual training. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University, 1 (81), 120–125. (In Engl.).

Moldabayeva, T. O. & Olkova, I. A. (2020). Podcasts as the tool for foreign language teaching. Вulletin of the M. Kozybayev NKU, 2 (47), 98–102. (In Engl.).

Загрузки

Опубликован

06-05-2024

Как цитировать

Гуськова, С. (2024). Полемический дискурс в российском радиоэфире. Знак: проблемное поле медиаобразования, (1 (51), 46–54. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-51-1-46-54

Выпуск

Раздел

Речевые модели и стратегии медиадискурса

Похожие статьи

1 2 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.