Парадигмальный переход в экономических публикациях СМИ: от либеральных оценок к информационному патернализму
DOI:
https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-51-1-39-45Ключевые слова:
журналистика, парадигмальный переход, экономическое мышлениеАннотация
В статье рассматривается лексико-тональная трансформация журналистских публикаций на экономическую тематику, происходившая с 2005 по 2015 год и завершившаяся отходом периодических изданий от либеральной объяснительной модели в пользу административной концепции, выводящий на первый план в экономических материалах СМИ роль государственного управления финансами. Используя методики контент-анализа, анализа тональности текста и статистического анализа, автор показывает, как трансформировалось описание экономических проблем в российских СМИ. Целью исследования явилась демонстрация последовательного отклонения информационного дискурса от ценностей свободного рынка и частной собственности сначала в пользу ценностей общества потребления, а затем для продвижения идей патернализма и доминирования государства в экономической политике. Выборкой исследования послужили 61769 статей, вышедших в период с 2005 по 2015 год в ведущих российских периодических изданиях. В качестве наиболее часто используемых в экономических публикациях были идентифицированы 53 ключевых слова, в которые вошли: 45 юниграмм, 7 биграмм и одна триграмма. При анализе текстов учитывался массив связанных с указанными ключевыми словами терминов, а также доминирующая тональность соответствующих текстов. В статье обосновывается существование парадигмального перехода в экономических публикациях СМИ, а также фиксируются характерные особенности журналистских текстов, относящихся к нему.
Библиографические ссылки
Gadzhieva, L. A. (2017). Yazykovye sredstva realizacii avtorskoj modal'nosti v delovom analiticheskom tekste [Language means of implementing author’s modality in a business analytical text]. Arhivarius, 3 (18), 44–51 (in Russ.).
Gel'man, V. Y. (2022). Avtoritarnaya Rossiya. Begstvo ot svobody, ili pochemu u nas ne prizhivaetsya demokratiya [Authoritarian Russia. Flight from freedom, or why democracy is not taking root here], Moscow: Govard Rork. 336 p. (in Russ.).
Dunas, D. V. (2017). Paradigmal'nyj podhod k izucheniyu SMI: opyt zarubezhnyh issledovatelej [Paradigmatic approach to the study of the media: the experience of foreign researchers]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: ZHurnalistika, 3, 3–16 (in Russ.).
Karpova, O. O. (2021). Yazykovye osobennosti delovogo mediadiskursa na sovremennom etape (na materiale delovyh SMI 2010-2020-h gg.) [Linguistic features of business media discourse at the present stage (based on the material of business media of the 2010-2020s)]. Byulleten' gumanitarnyh issledovanij v mezhdisciplinarnom nauchnom prostranstve, 1, 46–48 (in Russ.).
Ostrovskij, A. M. (2019). Govorit i pokazyvaet Rossiya. Puteshestvie iz budushchego v proshloe sredstvami massovoj informacii [Russia speaks and shows. Traveling from the future to the past through the media]. Moscow: Corpus. 528 p. (in Russ.).
Tolstunova, M. A. (2010). Tendencii razvitiya yazyka sovremennoj delovoj pressy [Trends in the development of the language of the modern business press]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, 4 (2), 958–961 (in Russ.).
Blyth, M. (2014). Paradigms and paradox: The politics of economic ideas in two moments of crisis. Governance, Vol. 26. (2), 197–215.
Culpepper, D. & Lee, T. (2021). Media frames, partisan identification and the Australian banking scandal. Australian Journal of Political Science, 56(1), 73–98.
Farid, A. (2023). Changing the Paradigm of Traditional Journalism to Digital Journalism: Impact on Professionalism and Journalism Credibility. Journal International Dakwah and Communication, 3 (1), 22–32.
Ferguson, N. (2021). Doom: The Politics of Catastrophe. N.Y.: Penguin Press. 496 p.
Guinot, J. (2020). Changing the Economic Paradigm: Towards a Sustainable Business Model. International Journal of Sustainable Development and Planning, 15 (5), 603–610.
Kankam, P. (2019). The use of paradigms in information research. Library & Information Science Research, 41 (2), 85–92.
Lee, S. (2021). Innovation Strategies for the Transition to the New Economic Paradigm. KIET Industrial Economic Review, 26 (2), 42–51.
Rotaru, I., Nitulescu, L. & Rudolf, C. (2010). The post-modern paradigm – a framework of today's media impact in cultural space. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 5, 328–330.
Zhou, X., Tang, L. & Yue, Y. (2022). The transformation of media economy paradigm based on time value and decentralization. Journal of Media and Communication Studies, 14 (1), 33–43.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Знак: проблемное поле медиаобразования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.