Особенности проявления метапрограмм в современной аудиовизуальной рекламе

Авторы

  • Алла Шестерина Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-7270-2376

Ключевые слова:

видеореклама, аудиовизуальные медиа, средства привлечения внимания, метапрограммы

Аннотация

Одной из ключевых задач современной видеорекламы, распространяемой преимущественно в сетевой среде и на телеэкране, становится привлечение и удержание внимания потребителя. В ситуации повышенной конкуренции и интенсификации информационного обмена эта задача становится еще более актуальной. Одним из инструментов ее реализации могут быть доминирующие метапрограммы. В статье на основе анализа современного аудиовизуального рекламного медиаконтента с опорой на метод анализа контента и текстологический метод исследуется процесс апелляции авторов к метапрограммам. На основе анализа более чем ста видеороликов делается вывод о доминировании ряда метапрограмм. Указывается, что наиболее востребованной является метапрограмма «люди», которая персонифицирует контент, делает его узнаваемым. Чаще всего в качестве персонажей в такой рекламе используются легко узнаваемые герои. Еще одна популярная метапрограмма – «ценности». Ее авторы апеллируют к базовым ценностям аудитории и рекламируют через них объекты материальной природы. К другим востребованным метапрограммам можно отнести «сходство» (показывается персонаж, близкий аудитории, или разыгрываются узнаваемые ситуации), «процесс» (присутствует очевидное развитие сюжета с такими элементами, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка) и «прошлое» (осуществляется апелляция к историческому или недавнему прошлому). Отмечается, что наряду с доминирующей метапрограммой в рекламном видеоконтенте могут присутствовать в том или ином объеме и другие метапрограммы. Также подчеркивается, что наиболее успешной можно считать рекламу, которая апеллирует к максимальному числу метапрограмм.

Биография автора

Алла Шестерина, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

доктор филологических наук, профессор, профессор Высшей школы (факультета) телевидения

Библиографические ссылки

Amzin, A. A. (2022). Osobennosti mediapotreblenija [Features of media consumption]. Kak novyye media izmenili zhurnalistiku. 2012−2016 [How new media have changed journalism. 2012−2016]. Ekaterinburg: Humanitarian University. 305 p. (In Russ.).

Andronova, A. A. & Ditman, A. S. (2014). Metaprogramma kak instrument aktivacii povedenija potrebitelja [Metaprogram as a tool for activating consumer behavior]. Aktual'nye problemy sovremennoj jekonomicheskoj nauki. Omsk: Izdatel'stvo OGUPS, 222–230. (In Russ.).

Egorova, O. A. (2023). Faktory jeffektivnosti videoreklamy v cifrovom marketinge [Factors of effectiveness of video advertising in digital marketing]. Prakticheskij marketing, 7 (313), 35–40. (In Russ.).

Komnatnaja, A. V. & Vlasenko, A. A. (2021). Analiz metaprogramm pri provedenii povedencheskogo interv'ju [Analysis of meta-programs during behavioral interviews]. Mavljutovskie chtenija. Materialy XV Vserossijskoj molodezhnoj nauchnoj konferencii. Ufa, 368–376. (In Russ.).

L'vov, V. M., Bagrecov, S. A. & Nagieva, O. V. (2007). Metody vyjavlenija metaprogramm individov na osnove analiza ih reprezentativnyh sistem i jazykovyh patternov [Methods for identifying individual metaprograms based on the analysis of their representative systems and language patterns]. Chelovecheskij faktor: problemy psihologii i jergonomiki, 1 (38), 10–17. (In Russ.).

Kachkaeva, A. G. & Shomova, S. A. (2017). Mul'timedijnaja zhurnalistika [Multimedia journalism]. Moscow : Publishing House of the Higher School of Economics. 413 p. (In Russ.).

Nijazova, D. I. & Fahrutdinova, A. V. (2021). Tehnologii privlechenija vnimanija k videoreklame [Technologies for attracting attention to video advertising]. Social'nye kommunikacii: nauka, obrazovanie, professija, 21, 150–155. (In Russ.).

Osobennosti funkcionirovanija sovremennyh audiovizual'nyh media (2018). [Features of the functioning of modern audiovisual media] Voronezh: Kvarta, 328 p. (In Russ.).

Subota, D. O., Frolova, A. S. & Popova, O. A. (2019). Virusnaja videoreklama kak instrument prodvizhenija obrazovatel'nyh uslug [Viral video advertising as a tool for promoting educational services]. Aktual'nye problemy nauki i tehniki. Moscow, 102–103. (In Russ.).

Filichev, S. A. (2019). Jemocional'nye metaprogrammy v organizacii obuchenija studentov [Emotional meta-programs in organizing student learning]. Obrazovatel'nye tehnologii, 4, 66–71. (In Russ.).

Finchenko, M. V. (2018). Videoreklama: sekrety jeffektivnyh kampanij [Video advertising: secrets of effective campaigns]. Internet-marketing, 4, 268–273. (In Russ.).

Holl, L. M. & Bodenhejmer, B. (2007). 51 metaprogramma NLP [51 NLP metaprograms]. Sankt-Peterburg: Prajm-Evroznak, 347 p. (In Russ.).

Sharshova, M. N. (2005). Analiz metaprogramm i lingvisticheskij analiz rechi pri provedenii interv'ju [Analysis of metaprograms and linguistic analysis of speech during interviews]. Vysshee obrazovanie, biznes, predprinimatel'stvo. Samara, 302–306. (In Russ.).

Shhepilova, G. G. & Medzhidov, T. R. (2022). Sozdanie i razmeshhenie videoreklamy v blogosfere: kreativnyj podhod [Creation and placement of video advertising in the blogosphere: a creative approach]. Medi@l'manah, 5 (112), 44–53. (In Russ.).

Shesterina, A. M. (2022). Priemy aktualizacii metaprogramm v nauchno-populjarnom sektore videobloginga [Techniques for updating metaprograms in the popular science sector of video blogging]. Medialingvistika, 4 (9), 404–413. (In Russ.).

Shpengler, O. (1993). Zakat Evropy: ocherki morfologii mirovoj [Decline of Europe: essays on world morphology]. Moscow : Mysl', 666 p. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

21-12-2023

Как цитировать

Шестерина, А. (2023). Особенности проявления метапрограмм в современной аудиовизуальной рекламе. Знак: проблемное поле медиаобразования, (4 (50), 23–28. извлечено от https://znakmedia.ru/index.php/znak/article/view/3

Выпуск

Раздел

Коммуникативные исследования: реклама, PR, брендинг, медиа

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.