Социальная сеть как пространство для распространения экстремистского контента: результаты анкетирования обучающихся профессиональных образовательных организаций

Авторы

  • Анна Морозова Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0003-4510-421X
  • Сергей Бредихин Челябинский институт развития профессионального образования, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-9050-5034
  • Елизавета Щетинина Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия https://orcid.org/0000-0001-9056-9126

Ключевые слова:

социальные сети, контент, экстремистские проявления, медиабезопасность, обучающиеся, профессиональная образовательная организация, социологический опрос

Аннотация

В статье рассматриваются социальные сети как пространство для распространения экстремистского контента на примере мнения и опыта студентов профессиональных образовательных организаций. Материалом исследования выступили результаты социологического опроса студентов профессиональных образовательных организаций Челябинской области (ПОО) (N=16169). Исследование проводилось с 16 по 31 января 2023 года. В качестве выводов авторы отмечают популярность социальных сетей ВКонтакте и Телеграм, как следствие, необходимость исследовать их на содержание экстремистского контента. Опрос показал, что респонденты сталкиваются с материалами деструктивного характера (и сами подвергаются случаям дискриминации по национальному или религиозному признаку), а также с активной и агрессивной пропагандой национальных, религиозных и общественно политических взглядов друзьями из социальных сетей на их страницах. В качестве наиболее часто встречающихся угроз экстремистского характера – распространение искаженной, неверной информации, публичное оправдание насилия, терроризма; пропаганда запрещенной атрибутики, символики и призывы к свержению власти, конституционного строя. Также в статье обозначены рекомендации по формированию антиэкстремистского сознания у молодежи, в частности, у обучающихся профессиональных образовательных организаций такие как: развитие у обучающихся критического мышления, в том числе при потреблении контента социальных сетей; формирование знаний об ответственности за распространение и одобрение экстремистского контента; распространение через социальные сети, в частности сообщества ВКонтакте образовательных организаций, в доступной современной форме профилактирующего контента, а также использование метода вовлечения обучающихся в создание подобного рода контента. Следовательно, контент экстремисткой направленности, публикуемый в социальных сетях, является одной из проблем медийной безопасности среди молодежной аудитории.

Биографии авторов

Анна Морозова, Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

кандидат филологических наук, заведующий сектором исследований педагогических инструментов профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде Научно-исследовательского центра мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде, Челябинский институт развития профессионального образования; доцент кафедры медиапроизводства, Челябинский государственный университет

Сергей Бредихин, Челябинский институт развития профессионального образования, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

кандидат философских наук, заведующий сектором мониторинга и анализа Научно-исследовательского центра мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде, Челябинский институт развития профессионального образования; доцент кафедры социологии, Южно-Уральский государственный университет

Елизавета Щетинина, Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

кандидат философских наук, руководитель Научно-исследовательского центра мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде, Челябинский институт развития профессионального образования, доцент кафедры политических наук и международных отношений, Челябинский государственный университет

Библиографические ссылки

Butenko, A. S. (2019). Ekstremizm v seti Internet: ponyatie i sushchnost’ [Extremism on the Internet: concept and essence]. Yurist -Pravoved, 2 (89). 57–61. (In Russ.).

Butkevich, S. A. (2018). Ekstremizm i terrorizm v kiberprostranstve: vyyavlenie, nejtralizaciya i preduprezhdenie [Extremism and terrorism in cyberspace: detection, neutralization and prevention]. Vestnik KRU MVD Rossii, 1 (39). 17–22. (In Russ.).

Domracheva, S. A. (2016). K voprosu o psihologo-pedagogicheskoj profilaktike ekstremizma v molodezhnoj srede [On the issue of psychological and pedagogical prevention of extremism in the youth environment]. Pedagogicheskij zhurnal, 4. 15–25. (In Russ.). Dubovik, N. G. (2018). Ugroza ekstremizma v seti Internet [The threat of extremism on the Internet]. Kriminologicheskij zhurnal, 2. 17–20. (In Russ.).

Ivanova, L. A. (2019). Inkorporirovanie mediaobrazovaniya v programmu podgotovki specialistov srednego zvena po special’nosti 44.02.06 Professional’noe obuchenie (po otraslyam) [Incorporation of media education into the training program for mid-level specialists in the specialty 44.02.06 Vocational training (by industry)]. Sovremennoe sostoyanie mediaobrazovaniya v Rossii v kontekste mirovyh tendencij (k 65-letiyu pochetnogo prezidenta Associacii kinoobrazovaniya i mediapedagogiki Rossii, professora A. V. Fedorova). Taganrog: Rostov State Economic University «RINH». 139–146. (In Russ.).

Kashkarov, A. A. (2019). O nekotoryh osobennostyah preduprezhdeniya rasprostraneniya informacii ekstremistskoj i inoj destruktivnoj napravlennosti v informacionno-telekommunikacionnyh setyah, v tom chisle seti «Internet» [On some features of preventing the dissemination of extremist and other destructive information in information and telecommunication networks, including the Internet]. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. YUridicheskie nauki, 3. 352–357. (In Russ.).

Kovaleva, L. A. (2019). Mediaobrazovatel’naya deyatel’nost’ v srednem professional’nom obrazovanii [Media educational activities in secondary vocational education]. MEDIAObrazovanie: vektory integracii v cifrovoe prostranstvo : Materialy IV mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Compiled by A. A. Morozova. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University. 197–201. (In Russ.).

Konovalova, D. T. & Musifullin, S. R. (2022). Formirovanie mediagramotnosti u studentov srednego professional’nogo obrazovaniya [Formation of media literacy among students of secondary vocational education] .XVII akmullinskie chteniya : Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volume II. Ufa: Bashkir State Pedagogical University. M. Akmully. 286–288. (In Russ.).

Malakaev, O. S. (2018). Ekstremizm v social’nyh setyah [Extremism in social networks]. Vestnik IKIAT, 2 (37). 83–86. (In Russ.).

Nesterov, D. O. (2022). Protivodejstvie terrorizmu i ekstremizmu v uchrezhdeniyah srednego professional’nogo obrazovaniya [Counteraction to terrorism and extremism in institutions of secondary vocational education] Vestnik Nizhegorodskogo instituta upravleniya, 3 (65). 25–29. (In Russ.).

Rudik, M. V. & Volkov, D. V. (2017). Social’nye seti kak sredstvo rasprostraneniya ekstremizma [Social networks as a means of spreading extremism] Vestnik KRU MVD Rossii, 2 (36). 32–35. (In Russ.).

Siranashvili, L. A. & Savel’eva, M. D. (2018). Ekstremizm v sovremennom obshchestve: internet kak faktor rasprostraneniya ekstremizma sredi rossijskoj molodezhi [Extremism in modern society: the Internet as a factor in the spread of extremism among Russian youth] Molodoj uchenyj, 50 (236). 447–449. (In Russ.).

Stepanyan, G. G. (2019). Informacionno-obrazovatel’naya i medijnaya sreda obrazovatel’nogo prostranstva v SPO [Information- educational and media environment of educational space in secondary vocational education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 6–21. 293–297. (In Russ.).

Takov, A. Z. (2021). Internet kak faktor rasprostraneniya ekstremizma v molodezhnoj srede [Internet as a factor in the spread of extremism in the youth environment]. Obrazovanie i parvo, 6, 336–340. (In Russ.).

Temirezova, L. R. (2020). Molodezhnyj ekstremizm: social’no-pedagogicheskij aspekt [Youth extremism: socio-pedagogical aspect]. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya, 6, available at: https://mir-nauki.com/PDF/125PDMN620.pdf (accessed: 24.02.2023). (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

21-12-2023

Как цитировать

Морозова, А., Бредихин, С., & Щетинина, Е. (2023). Социальная сеть как пространство для распространения экстремистского контента: результаты анкетирования обучающихся профессиональных образовательных организаций. Знак: проблемное поле медиаобразования, (4 (50), 47–54. извлечено от https://znakmedia.ru/index.php/znak/article/view/6

Выпуск

Раздел

Публичная сфера в аспекте массовых коммуникаций

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.