Аркаим как элемент символического капитала Челябинской области

Авторы

Ключевые слова:

символический капитал, территория, символические ресурсы, территориальная идентичность, Аркаим

Аннотация

Регионы России сегодня испытывают большие трудности, связанные с миграционными процессами внутри страны. Люди все меньше ощущают связь с малой родиной, легко снимаясь с места и уезжая в поисках лучшей жизни в столичные города. Повышение имиджа региона за счет накопления его символического капитала может стать решением данной проблемы. В статье проанализированы источники по теме исследования, изучены различные подходы к дефиниции понятия «символический капитал территории», проанализированы различные подходы к критериям символического капитала и методологические подходы к его изучению. Автором выделены следующие критерии символического капитала: известные личности, природные объекты и особенности географии, статусы и бренды территории, символика территории и памятные места, визуальные компоненты территориального пространства, уникальные события культуры и истории. На основании вышеназванных критериев проанализирован символический капитал Челябинского государственного историко-археологического музея-заповедника «Аркаим». Материалом исследования выступили посты публичного сообщества в социальной сети «ВКонтакте» «Аркаим». Отмечено, что символический капитал Аркаима органично вплетается в альтернативный брендинг региона, основанный на историко-природных объектах в противовес индустриальному прошлому Челябинской области.

Биография автора

Светлана Симакова, Челябинский государственный университет, Россия, Челябинск

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры медиапроизводства

Библиографические ссылки

Bazikyan, S. A. (2017). Simvolicheskiy kapital territorii v mediynom otrazhenii (na primere Velikogo Novgoroda) [Symbolic capital of the territory in media reflection (on the example of Veliky Novgorod)]. Vestnik VGU. Seriya: filologiya. Zhurnalistika, 3, 111–114. (In Russ.).

Bourdieu, P. (2002). Formy kapitala [Forms of capital]. Ekonomicheskaya sotsiologiya / per. s angl. M. S. Dobryakovoy. Random House. Vol. 3, 5, 60–74. (In Russ.).

Evmenov, A. D. & Blagova, I. Yu. (2021). Simvolicheskiy kapital kak element brenda goroda [Symbolic capital as an element of the city brand]. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal, 2, 24–33. (In Russ.).

Zagidullina, M. V. (2021). Kak kontseptsiya «otkrytoy laboratorii» Bruno Latura pomogaet ponyat’ fenomen Arkaima [How the concept of “open laboratory” by Bruno Latour helps to understand the phenomenon of Arkaim]. Mediasreda, 2, 57–66. (In Russ.).

Zamyatina, N. Yu. (2016). Simvolicheskiy kapital territorii v kontekste arkticheskikh migratsiy: vzglyad iz Noril’ska [Symbolic capital of the territory in the context of Arctic migrations: a view from Norilsk]. Etnograficheskoe obozrenie, 4, 45–59. (In Russ.).

Kaminskaya, T. L. (2017). Protsess smeny vlasti v regione i simvolicheskiy kapital territorii [The process of change of power in the region and the symbolic capital of the territory]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta, 4, 23–26. (In Russ.).

Leontyeva, O. B. (2011). Istoricheskaya pamyat’ i obrazy proshlogo v rossiyskoy kul’ture XIX–nachala KhKh vv. [Historical memory and images of the past in Russian culture of the 19th–early 20th centuries]. Samara: Kniga LLC. 448 p. (In Russ.).

Melnikov, E. R., Osorgin, K. S. & Stolbov, V. A. (2022). Permskiy period kak baza simvolicheskogo kapitala Permskogo kraya [The Perm period as the base of the symbolic capital of the Perm region]. Tendentsii prostranstvennogo razvitiya sovremennoy Rossii i prioritety ego regulirovaniya : materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (XIII Ezhegodnaya nauchnaya Assambleya ARGO), Tyumen’, 12–17 sentyabrya 2022 goda. Tyumen. Publisher: Tyumen State University-Press, 447–451. (In Russ.).

Mukhamedzhanova, N. M. (2021). Simvolicheskiy kapital goroda Orenburga v diskurse sotsial’nykh media [Symbolic capital of the city of Orenburg in the discourse of social media]. Sotsial’no-gumanitarnye innovatsii: strategii fundamental’nykh i prikladnykh nauchnykh issledovaniy : Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem), Orenburg, 20–21 maya 2021 goda. Orenburg: Orenburg State University, 548–553. (In Russ.).

Pakshina, I. A. & Kalachina, O. S. (2022). Simvolicheskiy kapital regiona v kontekste konstruirovaniya etnokul’turnogo brenda (keys Respubliki Mordoviya) [Symbolic capital of the region in the context of constructing an ethnocultural brand (the case of the Republic of Mordovia)]. Mir nauki. Sotsiologiya, filologiya, kul’turologiya, T. 13, 4. https://doi.org/10.15862/06SCSK422. (In Russ.).

Panyukova, S. A. & Isakova, T. B. (2021). Reprezentatsiya obraza Arkaima v pol’zovatel’skoy srede (na primere resursa «Yandeks Dzen») [Representation of the image of Arkaim in the user environment (using the example of the Yandex Zen resource)]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva, Vol. 1, 4 (36), 151–158. https://doi.org/10.51965/2076-7919_2021_1_4_151. (In Russ.).

Pokida, A. N. & Zybunovskaya, N. V. (2016). Dinamika istoricheskoy pamyati v rossiyskom obshchestve (po rezul’tatam sotsiologicheskogo monitoringa) [Dynamics of historical memory in Russian society (according to the results of sociological monitoring)]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 3 (383), 98–107. (In Russ.).

Simakova, S. I. (2023). Arkaim v kul’turnom kode regiona: rol’ massmedia [Arkaim in the cultural code of the region: the role of mass media]. Media v sovremennom mire. 62-e Peterburgskie chteniya : Sbornik materialov ezhegodnogo 62-go Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. V 2-kh tomakh, Sankt-Peterburg, 28 iyunya – 01 iyulya 2023 goda / Otv. redaktor A. A. Malyshev. Volume 1. St. Petersburg: Mediapapir LLC, 82–83. (In Russ.).

Stolbov, V. A. & Tezhikova, E. Yu. (2019). Simvolicheskiy (imidzhevyy) kapital gorodov Permskogo kraya: semanticheskiy podkhod k otsenke kachestva gorodskoy sredy [Symbolic (image) capital of the cities of the Perm region: a semantic approach to assessing the quality of the urban environment]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekonomika, T. 27, 1, 140–152. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2019-27-1-140-152. (In Russ.).

Sudakova, V. V. (2023). Simvolicheskiy kapital territorii kak resurs revitalizatsii: metodiki vyyavleniya [Symbolic capital of the territory as a resource of revitalization: methods of identification]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, 2 (39), 45–49. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2023-39-45-49. (In Russ.).

Tokareva, E. A. (2021). Istoricheskaya pamyat’, praktiki kommemoratsiy i sovremennaya politicheskaya istoriya [Historical memory, practices of commemoration and modern political history]. Vestnik MGPU. Seriya «Filosofskie nauki», 3 (39), 28–36. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2021.39.3.03. (In Russ.).

Fedotova, N. G. (2022). Kul’turnyy kod goroda [Cultural code of the city]. Slovo.ru: baltiyskiy aktsent, T. 13, 4, 10–24. https://doi.org/10.5922/2225-5346-2022-4-1. (In Russ.).

Fedotova, N. G. (2018). Simvolicheskiy kapital mesta: ponyatie, osobennosti nakopleniya, metodiki issledovaniya [Symbolic capital of a place: concept, features of accumulation, research methods]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta Kul’turologiya i iskusstvovedenie, 29, 141–155. https://doi.org/10.17223/22220836/29/13. (In Russ.).

Fedotova, N. G. (2015). Territorial’naya identichnost’ kak simvolicheskiy resurs regiona [Territorial identity as a symbolic resource of the region]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, 90, 105–109. (In Russ.).

Fedotova, N. G. (2021). Reprezentatsiya narrativov kul’turnoy pamyati goroda v tsifrovuyu epokhu [Representation of narratives of the cultural memory of the city in the digital era]. Brennoe i vechnoe: mifologiya tsifrovoy tsivilizatsii : Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Velikiy Novgorod, 27–28 oktyabrya 2020 goda. Veliky Novgorod: Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, 114–118. https://doi.org/10.34680/978-5-89896-738-3/2021.PE.17. (In Russ.).

Filippov, D. E., Shevchenko, V. S. & Minibaeva, A. O. (2022). Problema preodoleniya vyzovov v formirovanii polozhitel’nogo imidzha regiona cherez sozdanie portreta sovremennika: opyt mediagruppy «Nash Chelyabinsk» [The problem of overcoming challenges in the formation of a positive image of the region through creating a portrait of a contemporary: the experience of the media group “Our Chelyabinsk”]. Dinamika mediasistem, T. 2, 163–171. (In Russ.).

Chumikov, A. N. (2022). Al’ternativnyy brending regiona (na primere Chelyabinskoy oblasti) [Alternative branding of the region (on the example of the Chelyabinsk region)]. Brending kak kommunikatsionnaya tekhnologiya XXI veka : Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 01–02 marta 2022 goda / Pod redaktsiey A. D. Krivonosova. St. Petersburg: St. Petersburg State Economic University, 112–114. (In Russ.).

Yuspa, M. M. (2022). Simvolicheskiy kapital: proiskhozhdenie, ponyatie, vidy [Symbolic capital: origin, concept, types]. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshey shkoly. Filosofsko-gumanitarnye nauki, 21-1, 265–272. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

21-12-2023

Как цитировать

Симакова, С. (2023). Аркаим как элемент символического капитала Челябинской области. Знак: проблемное поле медиаобразования, (4 (50), 112–118. извлечено от https://znakmedia.ru/index.php/znak/article/view/14

Выпуск

Раздел

Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.