Эзотерический и медийный шлейф мемориального ландшафта: теоретические аспекты и архитектурные контуры полевого исследования

Авторы

Ключевые слова:

эзотерика, мемориальный ландшафт, Аркаим, медийный шлейф, методология, исследование

Аннотация

В статье рассматривается феномен популярной эзотерики – создания и активного продвижения (в том числе, с использованием медиаресурсов) коммерчески-ориентированных товаров и услуг. Информация дается на основе исследовательских экспедиций в мемориальный комплекс «Аркаим», привлекающий туристов и паломников особым мистическим «шлейфом», закрепившемся в публичном пространстве. На основе комплексного исследования (массовый опрос, интервью с посетителями, наблюдение за ритуально-эзотерическими обрядами и практиками, анализ тематической эзотерической продукции, представленной на продажу в пространстве мемориального ландшафта) – обобщаются характерные черты популярной эзотерики, особенности продвижения среди современной аудитории, мотивы обращения людей к такого рода коммерческому предложению. Особое внимание уделяется медийному сопровождению темы: востребованность медийной информации, ключевые источники, регулярность и интенсивность контактов, информационные стимулы и реакции в виде «обратной связи». На основе результатов проведенных опросов, делается вывод об ограниченном характере медиавлияния в формировании и оценке образа Аркаима.

Биография автора

Людмила Зубанова, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

доктор культурологии, профессор, профессор кафедры теории медиа

Библиографические ссылки

Vatoropin, A. S., Kostina, N. B. & Podergina, E. E. (2017). Transformacija fenomena palomnichestva v sovremennom obshhestve [Transformation of the phenomenon of pilgrimage in modern society]. Diskussija, 7 (81), 54–62. (in Russ).

Girc, K. (2004). Interpretacija kul’tur [Interpretation of cultures]. Moscow: ROSSPJeN. 560 p. (in Russ).

Gumbreht, H.-U. (2006). Proizvodstvo prisutstvija: chego ne mozhet peredat’ znachenie/ per. s angl. S. Zenkina [The production of presence: what meaning cannot convey]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. 184 p. (in Russ).

Zagidullina, M. V. (2023). Kul’tura nauchnoj populjarizacii v professional’noj zhurnalistike: mezhdu skandalom i naukoj (na primere arheologii) [The culture of scientific popularization in professional journalism: between scandal and science (using the example of archeology)]. Media v sovremennom mire. 62-e Peterburgskie chtenija: sbornik materialov. V 2-h tomah. Sankt-Peterburg, 66–67. (in Russ).

Kuprijanova, E. V. (2021). Sovremennye mehanizmy formirovanija imidzha arheologicheskih pamjatnikov v obshhestvennom soznanii s pomoshh’ju SMI (na primere poselenija bronzovogo veka Arkaim v Cheljabinskoj oblasti) [Modern mechanisms for forming the image of archaeological monuments in the public consciousness with the help of the media (using the example of the Bronze Age settlement of Arkaim in the Chelyabinsk region)]. Vestnik kul’tury i iskusstv, 2 (66), 71–83. (in Russ).

Nikonova, S. B. (2010). Sovremennaja kul’tura: ot modernistskoj demifologizacii k novomu mifologicheskomu myshleniju? [Modern culture: from modernist demythologization to new mythological thinking?]. Voprosy kul’turologii, 5, 4–9. (in Russ).

Nosachev, P. G. (2017). Blesk i nishheta «sociologii okkul’tizma». Teorija okkul’tury K. Partridzha [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon’s Humanitarian University.] Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul’tury, 70, 110–126. (in Russ).

Recova, K. M. (2021). Novaja mifologija: otvet na vyzovy metamoderna [New mythology: a response to the challenges of metamodernity]. NOMOTHETIKA: Filosofija. Sociologija. Pravo, 46 (3), 584–591. (in Russ).

Rozin, V. M. (2022). Filosofija, iskusstvo, jezoterika kak soobshhajushhiesja sosudy, a takzhe v chem prichina nekotoroj pauzy jezoterizma [Philosophy, art, esotericism as communicating vessels, and also what is the reason for some pause in esotericism]. Filosofija i kul’tura, 1, 45–55. (in Russ).

Simakova, S. I. (2021). Obraz Arkaima v SMI [Image of Arkaim in the media]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (42), 158–167. (in Russ).

Sokovikov, S. S. (2014). Populjarnaja kul’tura: aspekty issledovanija [Popular culture: aspects of research]. Izbrannye stat’i. Cheljabinsk: Cheljabinskij gosudarstvennyj institut kul’tury. 206 p. (in Russ).

Takseitova, A. R. (2022). Kommercializacija jezoteriki v rossijskoj social’noj seti VKontakte [Commercialization of esotericism in the Russian social network VKontakte]. Kazanskie sociologicheskie chtenija. V Mezhdunarodnaja konferencija, 91–101. (in Russ). Tirik’jan, Je. (2013). K sociologii jezotericheskoj kul’tury. [Towards the sociology of esoteric culture]. Gosudarstvo, religija, cerkov’ v Rossii i za rubezhom, 4, 247–275. (in Russ).

Shnirel’man, V. A. (2015). Konstruirovanie istoricheskogo nasledija – sluchaj Arkaima [Construction of historical heritage - the case of Arkaim]. Sibirskie istoricheskie issledovanija, 2, 53–65. (in Russ).

Shnirel’man, V. A. (2010). Jezoterika i rasizm [Esotericism and racism]. Vestnik Omskogo universiteta, 3, 10–14. (in Russ).

Загрузки

Опубликован

21-12-2023

Как цитировать

Зубанова, Л. (2023). Эзотерический и медийный шлейф мемориального ландшафта: теоретические аспекты и архитектурные контуры полевого исследования. Знак: проблемное поле медиаобразования, (4 (50), 79–84. извлечено от https://znakmedia.ru/index.php/znak/article/view/9

Выпуск

Раздел

Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.