Конструирование медиаобраза археологического памятника Аркаим в пользовательском контенте

Авторы

  • Светлана Панюкова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Ключевые слова:

научно-популярная журналистика, пользовательский контент, Аркаим, популяризация археологии, публичная археология, Пикабу, Дзен

Аннотация

В данном исследовании анализируются содержательные, жанровые и форматные особенности пользовательских публикаций о научно-популярном феномене на примере Аркаима (архитектурного памятника эпохи средней бронзы), а также предпочтения аудитории в данном типе контента. В качестве материала исследования была отобрана база публикаций с тегом «Аркаим» на русскоязычных ресурсах «Дзен» и «Пикабу» за 2023 год. К данным пользовательским текстам был применен методы контент- анализа и семантического анализа, которые позволили сделать следующие основные выводы: 1) Аркаим в анализируемых материалах репрезентуется в двух противоречивых ипостасях: археологический памятник с научными экспозициями и место мистических практик и ритуалов; 2) большая часть публикаций отражает личные впечатления пользователей после посещения Аркаима (туристический контекст, «место отдыха» без привязки к археологической значимости); 3) аудитория названных ресурсов активно обсуждает научно- популярные публикации об Аркаиме в комментариях и вступает в дискуссии о значимости памятника. Также в статье рассматривается, посредством каких жанров и форматов авторы рассказывают об Аркаиме и какие публикации пользуются особым интересом у массовой аудитории.

Биография автора

Светлана Панюкова, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

старший преподаватель кафедры медиапроизводства

Библиографические ссылки

Zdanovich, D. G., Kogan, E. I. & Orlova, N. N. (1999). Arkaim. 1987–1997 Bibliograficheski yukazatel’ [Arkaim. 1987–1997 Bibliographic Index]. Chelyabinsk, 120 p. (in Russ.).

Prihod’ko, V. E., Ivanov, I. V., Zdanovich, D. G., Zdanovich, G. B., Manahov, D. V., Inubushi K. (2014) Arkaim – ukreplennoe poselenie jepohi bronzy stepnogo zaural’ja: pochvenno-arheologicheskie issledovanija [Arkaim – a fortified settlement of the Bronze Age of the steppe Trans-Urals: soil and archaeological research]. Moscow, 264 p. (in Russ.).

Zagidullina, M. V. (2017). Kak izmerit’ populyarnost’ Arkaima? golosa vstroennykh metrik vkontekste teorii panmediatizatsii [How to measure the popularity of Arkaim? voices of embedded metrics in the context of the theory of panmediatization]. Gorizonty tsivilizatsii, 8, 38–67. (in Russ.).

Zagidullina, M. V. (2021) Arheologicheskaja tematika v SMI v aspekte “publichnoj arheologii”[Archaeological topics in the media in the aspect of “public archaeology”]. Izvestija Ural’skogo federal’nogo universiteta. Serija 1: Problemy obrazovanija, nauki i kul’tury, 1, 40–48. (in Russ.).

Zubanova, L. B. (2023) Memorial’naja identichnost’: mezhdu mestom pamjati i pamjat’ju mest [Memorial identity: between the place of memory and the memory of places]. Cheljabinskij gumanitarij, 1 (62), 32–38. (in Russ.).

Kupriyanova, E. V. (2013). Arkaim: populyarizatsiya ili «popsovost’» (k voprosu o problemakhvzaimodeystviya nauki i massovogo soznaniya) [Arkaim: popularization or “pop” (to the issue of the problems of interaction between science and mass consciousness)]. Gorizonty tsivilizatsii, 4, 73–88. (in Russ.).

Nepljuev, P. A. (2023) Dokopat’sja do goroda: arheologija v publichnom prostranstve Permi [Getting to the city: archeology in the public space of Perm]. Geografija i turizm, 1, 94–99. (in Russ.).

Paniukova, S. A. (2021) Osveshhenie fenomena Arkaima v kontekste nauchno-populjarnoj zhurnalistiki [Coverage of the Arkaim phenomenon in the context of popular science journalism]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (42), 151–157. DOI: https:// doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10417. (in Russ.).

Simakova, S. I. (2021). Vizual’nyj obraz Arkaima v materialah SMI [The visual image of Arkaim in media materials]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2 (40), 129–142. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10215. (in Russ.).

Topchii, I. V. (2021). Oficial’nyj sajt muzeja: kriterii ocenki sajta i ih aprobacija na primere portala cheljabinskogo gosudarstvennogo istoriko-kul’turnogo zapovednika «Arkaim» [The official site of the museum: criteria for evaluating the site and their testing on the example of the portal of the Chelyabinsk state historical and cultural reserve “Arkaim”]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (41), 27–36. DOI: https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10303. (in Russ.).

Carevskij, V. A. & Carevskaja, S. N. (2008). Arkaim – rodina Zaratushtry [Arkaim – the birthplace of Zarathushtra]. Moskva, Afina. 192 p. (in Russ.).

Chernyshov, A. V. (2022). Publichnyj diskurs arheologicheskogo nasledija i formy ego interpretacij [Public discourse of archaeological heritage and forms of its interpretation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istorija, 78, 188–194. (in Russ.).

Little, B. J. (2002). Public Benefits of Archaeology. Gainesville, Univ. Press of Florida. 304 p.

Sabloff, J. A. (2008). Archaeology matters: Action archaeology in the modern world. Walnut Creek, CA, Left Coast. 151 p.

Загрузки

Опубликован

21-12-2023

Как цитировать

Панюкова, С. (2023). Конструирование медиаобраза археологического памятника Аркаим в пользовательском контенте. Знак: проблемное поле медиаобразования, (4 (50), 96–101. извлечено от https://znakmedia.ru/index.php/znak/article/view/12

Выпуск

Раздел

Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.