Специфика нарратива фоторепортажа на примере фотоистории о заповеднике «Аркаим»

Авторы

Ключевые слова:

нарратив, визуальный контент, фоторепортаж, фотография, СМИ

Аннотация

В статье представлен анализ нарратива фоторепортажа «Песнопения и прыжки через костер: как прошел день летнего солнцестояния в Аркаиме», опубликованного в сетевом издании «Комсомольская правда»; выявлена его специфика. Данный фоторепортаж был выбран для анализа в силу того, что у него присутствует несколько качеств: он отражает происходившее событие, опубликован в известном новостном издании, а также выполнен профессиональным фотокорреспондентом. У данного исследования две основные цели: изучить возможность анализа фоторепортажа, опираясь на известную теоретико- методологическую базу; выявить значимость заповедника «Аркаим» для приезжающих в него людей. Анализ состоит из следующих частей: исследование каждой фотографии отдельно и всего фоторепортажа в целом. В первом случае мы опирались на методологию Гюнтера Кресса и Тео ван Леувена, описанную в книге «Чтение изображений: Грамматика визуального дизайна». Во втором случае – исследование фоторепортажа – на работы Альгирдаса Жюльена Греймаса «Структурная семантика: Поиск метода». Результаты, полученные в ходе данного исследования, позволили выделить основных героев фоторепортажа, их взаимосвязь и цели. Основным действующим лицом являются люди, объединенные желанием получить блага (цель) от высших сил. Именно за этим они едут в заповедник «Аркаим». Большое количество гостей является подтверждением того, что данная территория обладает для присутствующих «сверхсилой» и «сверхвозможностями». В ходе нашего исследования были выделены составляющие визуального языка. В дальнейшем результаты работы могут помочь в исследовании специфики заповедника «Аркаим» и его посетителей. А предложенный в работе метод исследования может быть экстраполирован на анализ особенностей нарратива и других фотоисторий.

Биография автора

Илья Бархатов, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

аспирант кафедры медиапроизводства

Библиографические ссылки

Bakulin, O. A. & Syomova, L. V. (2011). V masterskoy fotozhurnalista. Sbornik statey [In the photojournalist’s workshop. Collection articles]. Moscow: Faculty of Journalism of Moscow State University named after M. V. Lomonosov, 150 p. (In Russ.).

Bart, R. (2011). Camera lucida. Kommentariy k fotografii [Camera lucida. Comment on the photo], lane from French, afterword and comment. M. Ryklina. Moscow: Ad Marginem Press, 272 p. (In Russ.).

Belenky, A. I. (2016). Fotozhurnalistika v sovremennykh SMI [Photojournalism in modern media: methodological allowance]. St. Petersburg: St. Petersburg State University, VShMK, 88 p. (In Russ.).

Berezin, V. M. (2006). Fotozhurnalistika [Photojournalism]. Moscow: Publishing house RUDN, 159 p. (In Russ.).

Voron, N. I. (2012). Zhanry fotozhurnalistiki: ucheb. posobie dlya vuzov po spetsial'nosti Zhurnalistika [Genres of photojournalism: textbook. manual for universities majoring in Journalism]. Moscow: Faculty of Journalism, 145 p. (In Russ.).

Greimas, A.-J. (2004). Strukturnaya semantika: Poisk metoda [Structural semantics: Search for a method], translation from French L. Zimina. Moscow: Academic Project, 368 p. (In Russ.).

Ishchenko, E. N. (2016). «Vizual'nyy povorot» v sovremennoy kul'ture: opyty filosofskoy refleksii [“Visual turn” in modern culture: experiences of philosophical reflections]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Filosofiya», 2, 16– 27. (In Russ.).

Kovaleva, L. A. (2017). Mesto i rol' fotoizobrazheniy v sovremennykh metodakh peredachi informatsii [The place and role of photographic images in modern methods transmission of information]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (25), 193–197. (In Russ.).

Kovaleva, L. A. (2018). Rol' zhanra «fotoreportazh» v novoĭ mediakommunikatsionnoĭ srede [The role of the “photo report” genre in the new media communication environment]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (29), 68–72. (In Russ.).

Sontag, S. (2013). O fotografii [About photography], transl. from English V. P. Golyshev. Moscow: Ad Marginem LLC Press", 272 p. (In Russ.).

Simakova, S. I. (2020a). Vizual'nyĭ obraz – osnova formirovaniya vizual'nogo yazyka kommunikatsii [Visual image is the basis for the formation of visual language of communication]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (37), 89–94. https://www.doi.org/10.24411/2070- 0695-2020-10313. (In Russ.).

Simakova, S. I. (2020b). «Tsivilizatsiya glaza»: spetsifika vizual'noĭ reprezentatsii sobytiya [“Civilization of the eye”: the specifics of visual representations of the event]. Gumanitarnyy vektor, T. 15, 1, 125–133. https://www.doi.org/10.21209/1996-7853-2020-15-1-125-133. (In Russ.).

Shimolin, V. I. (2009). Osnovy fotozhurnalistiki [Fundamentals of photojournalism]. Minsk: BSU, 264 p. (In Russ.).

Shimolin, V. I. (2017). Fotozhurnalistika v protsesse transformatsii mediaprostranstva [Photojournalism in the process of transformation of media space]. Minsk: BSU, 247 p. (In Russ.).

Kress, G., Leeuwen, T. van. (2006). Reading images: The grammar of visual design. 2nd ed. London: Routledge, 312 p.

Загрузки

Опубликован

21-12-2023

Как цитировать

Бархатов, И. (2023). Специфика нарратива фоторепортажа на примере фотоистории о заповеднике «Аркаим». Знак: проблемное поле медиаобразования, (4 (50), 55–65. извлечено от https://znakmedia.ru/index.php/znak/article/view/7

Выпуск

Раздел

Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.