«Свой круг»: медиапотребление российской молодежью развлекательного контента в социальных сетях 2022–2024 (по результатам эмпирического исследования)

Авторы

  • Ирина Архангельская Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия https://orcid.org/0000-0002-8518-6494

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-52-2-75-84

Ключевые слова:

социальные сети, медиапотребление, развлекательный контент, медиапредпочтения российской молодежи, стендап, шоу, YouTube, VK Видео

Аннотация

В статье рассматривается медиапотребление российской молодежью развлекательного контента в социальных сетях в период глобальных трансформаций в российском сегменте цифровых медиа с 2022 по 2024 гг. Цель исследования, проведенного на основе онлайн-опроса 300 студентов гуманитарных специальностей двух Нижегородских вузов и анализа вторичных источников, заключалась в том, чтобы выявить предпочтения молодых людей в выборе сетевых площадок и проектов для развлечения, а также определения наиболее популярных комедийных артистов, выступающих онлайн в разных жанрах. Молодых людей интересует формат стендап, травелоги и шоу с элементами импровизации. Самыми рейтинговыми, согласно опросу, оказались проекты компании Medium Quality Production, которые по своей концепции напоминают игры, популярные в школьных лагерях и на детских праздниках: «Громкий вопрос», «Контакты», «Неигры», «Тейбл тайм», «Натальная карта» и др. Большинство участников этих шоу, которые отмечены респондентами как популярные комики, имеют опыт игры в КВН и работы на телевидении. Их отличает хорошая реакция и умение импровизировать.  Однако они активно используют ненормативную лексику, что нарушает нормы публичной коммуникации. Респонденты знакомы с содержанием многих телевизионных передач каналов «ТНТ», «СТС», «Пятница», «Ю» благодаря социальным сетям; они потребляют телеконтент через альтернативные устройства: компьютер, планшет, смартфон. Заметна потеря интереса молодого поколения к жанру онлайн-интервью. Сокращение присутствия зарубежных социальных медиа на российском рынке способствовало активному развитию сети «ВКонтакте» и «ВК Видео». При этом YouTube остается наиболее популярным видеохостингом у молодежи, от которого они не готовы отказаться.

Биография автора

Ирина Архангельская, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры философии, общественных коммуникаций и туризма

Библиографические ссылки

Antropova, V. V. (2024). The axiomarkirovaniye sobytii i formorovaniye tzennostnykh ustanovok v kulturnom mediadiskurse perekhodnogo perioda [The axiomarkation of events and the formation of value attitudes in the cultural media discourse of the transition period]. Znak: Problemnoe Pole Mediaobrazovanija, 1 (51), 79–87. https://www.doi.org/10.47475/2070-0695-2024-51-1-79-87 (In Russ.).

Bakhtin, M. M. (1990). Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaia kul'tura srednevekov'ia i Renessansa., 2-e izdaniye [The creative work of Francois Rabelais and folk culture of the Middle Ages and Renaissance, 2d edition]. Moscow: Khudozhestvennaya literature. 543 p. (In Russ.).

Beynenson, V. A. (2022). Transformatziya zhanra interviyu v YouTube :typologiya eksperimental’nyh formatov [The transformation of the YouTube interview genre: A typology of experimental formats]. Voprosy zhurnalistiki, 11. 54–70. https://www.doi.org/10.17223/26188422/11/3 (In Russ.).

Vartanova, Е. L. (2023). Kul’tura rechi v sotzial’nykh setyakh : ot rechevogo konflikta k zazhite russkogo yazyka [Speech culture on social media: from speech conflict to the protection of the Russian language]. Medi@lmanah, 1 (114). 8–16. https://www.doi.org/10.30547/mediaalmanah.1.2023.816 (In Russ.).

Vartanova, Е. L. (2020). Razvivaya ponimaniye media [Development of understanding media: from technologies to social space]. Medi@lmanakh, 5 (100). 12–24. https://www.doi.org/10.30547/mediaalmanah.5. 2020.1224 (In Russ.).

Dunas, D. V., Vartanov, S. А., Kulchitskaya, D. Yu., Salikhova Е. А. & Tolokonnikova, А. V. (2020). Motivotzionnye factory mediapotrebleniya «tzifrovoi molodezhi» : rezultaty pilotnogo issledovaniya [Motivation factors in media consumption of «digital youth» in Russia: results of a pilot study]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, 2. 3–27. https://www.doi.org/10.30547/vestnik.journ.2. 2020.327 (In Russ.).

Efanov, А. А. (2018). «Khaipy» v sovremennom pole media в современном поле медиа [«Hypes» in the present media field]. Znak: Problemnoe Pole Mediaobrazovanija, 1 (27), 63–69. (In Russ.).

Karpov, D. L. (2022). «Pokoleniye zumerov» : golosa massovoi kultury Rossii массовой культуры России [«Generation of zoomers»: voices of Russian mass culture]. Pokoleniye kak suzhet : stat’I I materialy (Vremya kak suzhet. Vypusk 11) Ed. S. A. Vasil’ev. Tver: ООО «Alpha Press». 227–238. https://www.doi.org/10.31860/978-5-98721-067-3-227-238 (In Russ.).

Kulminskaya, A. V. & Zabokritskaya, L. D. (2024). Protivorechivaya rol’ massmedia v sovremennoi kulture [The controversial role of the media in the development of modern culture]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachavskogo. Seriya : Sotzialnye nauki, 1 (73). 101–109. https://www.doi.org/10.52452/18115942_2024_1_101 (In Russ.).

Mediapotrebleniye «tzifrovoi molodezhi» v Rossii [media consumption of the «digital youth» in Russia] (2021). by Vartanov, V. A., V’jugina, D. M. Gureeva, А. N. et al. Moscow: Moskovskii universitet im M.V. Lomonosova Izdatelskii dom. 406 p. (In Russ.).

Morozova, А. А. (2016). Informatzionnui content sotzial’nykh setei v kontekste moralno-eticheskikh norm : mnenie auditoria [Informational content of social nets in the context of ethical and moral norms ; audience opiniom]. Znak: Problemnoe Pole Mediaobrazovanija, 1 (18). 60–70. (In Russ.).

Morozova, А. А. & Sokolovskikh, A. S. (2019). Mediapotreblenier molodezhnoi auditoriei kontenta sotcial’nykh setei: sotxiologicheskiy portret pol’zovatelya [Media consumption of social network content by youth audience: sociological portrait of the user]. Chelyabinskij Gumanitarij, 3 (48). 43–48. (In Russ.).

Polyakov, A. К. & Nigmatullina, K. R. (2024). K probleme instituonalizatzii sotzialnykh media [Institutionalizing Social Media]. Kommunikalogiya, 12 (1). 28–37. https://www.doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-1-28-37. (In Russ.).

Poluekhtova, I. A. (2022) Praktiki mediapotrebleniya Rossiiskoi molodezhi v tzifrovom obzhestve [Practices of media consumption of Russian youth in the digital society (according to the results of an empirical study). Zhanie. Ponimaniye. Umeniye, 3, 90–107. https://www.doi.org/10.17805/zpu.2022.3.8 (In Russ.).

Stepanov, А. S. & Stepanova, N. V. (2019). Sotzial’nuye media медиа v politicheskoi sfere Rossii i SeSheA [Social Media and Political Sphere of Russia and the USA]. Kommunikatziya. Media. Dizain, 4 (2). 73–93. (In Russ.).

Shesterina, А. M. (2019). Interv’yu-konfrontatziya v structure sovremennogo audiovizual’nogo proizvedeniya [Interview-confrontation in the structure of modern audiovisual works]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov : Seriya Literaturovedeniye i zhurmalistika, 4 (3). 511–520. https://www.doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-3-511-520 (In Russ.).

Shesterina, А. M. (2022). Osobennosti kulturno-prosvetitel’skogo i nauchno -popularnogo kontenta populyarnogo videohostinga Rutube [Features of cultural, educational and popular science content of Rutube]. Chelyabinskij Gumanitarij, 58. 135–142. (In Russ.).

Arkhangelskaya, I. (2023). KVN: Students' View on the Game. Media Education, 3. 345–352. https://www.doi.org/10.13187/me.2023.3.34.

Balakrishnan, J. & Griffith, M. D. (2017). Social media addiction: What is the role of content in YouTube. Journal of Behavioral Addictions, 6 (3). 364–377. https://www.doi.org/10.1556/2006.6.2017.058.

Habermas, J. (1989). The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Transl. by Th. Burger. Cambridge: MIT Press, 301 p.

Kawalec, A. (2020). Stand-up comedy as a hallmark of western culture. Journal of Aesthetics & Culture, 12 (1). https://www.doi.org/10.1080/20004214.2020.1788753.

Pouwels, L., Keijsers, L. & Odgers, C. (2022). Who benefits most from using social media, the socially rich or the socially poor? Current Opinion in Psychology, 47. 301–351. https://www.doi.org/10.31234/osf.io/qe6ua.

Загрузки

Опубликован

24-08-2024

Как цитировать

Архангельская, И. (2024). «Свой круг»: медиапотребление российской молодежью развлекательного контента в социальных сетях 2022–2024 (по результатам эмпирического исследования). Знак: проблемное поле медиаобразования, (2 (52), 75–84. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-52-2-75-84

Выпуск

Раздел

Публичная сфера в аспекте массовых коммуникаций

Похожие статьи

1 2 3 4 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.