Медиаправовая грамотность как новая компетенция в цифровой среде
DOI:
https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-48-2-6-12Ключевые слова:
медиаграмотность, юридическая медиаграмотность, медиаправовая грамотность, медиаправовой нигилизм, медиаправовая культура, безопасностьАннотация
Автор статьи рассматривает новую компетенцию индивида в цифровой среде – медиаправовую грамотность. Цель данной статьи – выявить основные признаки понятия и сферы применения медиаправовой грамотности, рассмотреть инструментарий, позволяющий осваивать новую компетенцию. Медиаправовая грамотность – область пересечения таких понятий, как правовая, цифровая и медиаграмотность, взаимосвязанные компоненты которых формируют самостоятельную компетенцию современного человека в медиатизированной среде, отвечающую новым вызовам современности. Методология исследования опирается на научные труды в области медиаобразования, цифровой и правовой грамотности, результаты социологических исследований, судебные решения, нормативно-правовые документы. Автор приходит к выводу, что медиаправовая грамотность – это одновременно универсальная компетенция, необходимая как для повседневного взаимодействия с миром медиа, так и профессиональной деятельности индивида, эффективный инструмент противодействия угрозам цифровой среды и средство разрешения противоречий между ускоренным развитием новых технологий и недостатками их юридического регулирования. Медиаправовая грамотность, освоение которой должно осуществляться посредством многоуровневой системы образования, способствует формированию знаний в области медиаправа и умений их применять в процессе взаимодействия с медисредой, пониманию ценности прав человека как в офлайн, так и онлайн среде, формированию медиаправовой культуры.
Библиографические ссылки
Arutyunov, G. A. (2013). Analiz poniatia mediagramotnosti kak sostavlyaushey mediagramotnosti lichnosti [Analysis of the concept of media literacy as a component of personal information literacy]. Vestnik RMAT, 1 (7), 91–93. (in Russ).
Atagimova, E. I. & Makarenko, G. I. (2015). Pravovoe prosveshenie: problem I puti reshenia [Legal education: problems and solutions]. Monitoring pravoprimenenia, 1 (14), 64–68. (in Russ).
Bykov, I. A. & Medvedeva, M. V. (2020). Mediagramotnost` kak chast` sistemi informazionnoyi bezopasnosti [Media literacy as part of the information security system]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seria: Istoria I politicheskie nauki, 1, 24–32. (in Russ).
Vasilyeva, V. V. & Zelenina, Y. A. (2018). Pravovaya informirivannost` i eticheskoe vospitanie kak sposobi formirivaniya zdorovogo pravosoznania: koservativnaya traktovka [ Legal awareness and ethical education as ways to form a healthy legal awareness: conservative interpretation]. Vestnik Saratovskoy juridicheskoy akadimii, 5 (124), 36–40. (in Russ).
Gavrilova, Y. V., Kurakina, Y. V., Maslova, N. N., Pitko, E. V., Polovnikova, A. V., Sorokin, A. A., Shutikova, N. S. (2022). Formirovanie pravovoy gramotnosti I pravovoy kommunikazii [Formation of legal literacy and legal communication: theory and practice]. Moscow: Knigodel. 216 p. (in Russ).
Donskikh, A. G. (2021). Polzovatelskiy content kak istochnik informazionnich konfliktov [User content as a source of information conflicts]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2 (40), 63–70. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10207. (in Russ).
Evsikov, K. S. (2023). Metavselennie kak noviy obekt regulirovaniya dlya informazionnogo prava [Metaverse as a new object of regulation for information law]. Trudi po intellektualoy sobstvennosti, Volume 44, 1, 48. (in Russ).
Ivanova, M. A. (2019). Pravovaya kultura v usloviax razvitia setevogo obchestva [Legal culture in the context of the development of a network society]. Baltic Humanitarian Journal, T. 8, 2 (27), 149–152. (in Russ).
Lazutina, G. V. (2017). K voprosu o tendenciyax razvitiya mediaobrazovania v Rossii [To the issue of trends in the development of media education in Russia]. Znak: Problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (26), 150–155. (in Russ).
Lebedeva, S. V. (2017). Rol` mediaobrazovaniya v reshenyi problemi mediabezopasnosti [The role of media education in solving the problem of media security]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (26), 156–160. (in Russ).
Malikov, E. Y. (2017). Sennostno-normativnaya funkzia pravovoi kulturi I ee rol` v formirovanii dobrosovestnogo osuchestvlrnia subektivnix gragdanskich prav I ispolnenii obyazannostey [Value and regulatory function of legal culture and its role in formation of conscientious exercise of subject civil rights and performance of duties]. Legal Concept, 1, Volume 15, 21–27. (in Russ).
Manturova, N. S. (2009). Pravovaya kultura I pravovaya gramotnost`: podchodi k opredeleniyu [Legal culture and legal literacy: approaches to the definition]. Sistema cennostey sovremennogo obshestva, 9, 78–83. (in Russ).
Fedorov, A. V. (2014). Slovar` terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti [Dictionary of terms on media education, media pedagogy, media literacy, media competence]. Moscow: MOO “Information for all”. 64 p. (in Russ).
Chicherina, N. V. (2012). Mediagramotnost` kak kluchevaya kompetenzya sovremennogo spezialista: struktura I soderghanye [Media literacy as a key competence of a modern specialist: Structure and content]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta. Seria: Gumanitarnie I socialnie nauki, 1, 152–158. (in Russ).
Sharikov, A. V. (2018). Koncepzii zifrovoy gramotnosti: rossiyskiy opit [Concepts of Digital Literacy: Russian Experience]. Kommunikazii. Media Dizain, 3, Volume 3, 97. (in Russ).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Анна Донских

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.