Тактики возражения в научно-популярном медицинском блог
DOI:
https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-49-3-94-105Ключевые слова:
возражение, научно-популярный дискурс, медиадискурс, Дзен, диалогизация, интеллектуализация, иронизация, блог, социальные сетиАннотация
В статье рассматривается функционирование возражения как текстообразующего приёма создания научно-популярных медицинских блогов. Поясняется, что наиболее востребованной тактикой репрезентации научного знания является разъяснение. Выбор медицинской тематики не случаен, медицина – традиционно является той областью знания, которая вызывает желание у акторов продемонстрировать свою компетентность вне зависимости от образования (каждый сам себе врач). Отсюда значимость возражения как одной из форм взаимодействия с аудиторией в ходе развёртывания траектории популяризации научного знания. На примере популярных у публики медицинских блогов на платформе Дзен рассматриваются приёмы вовлечения аудитории, основанные на возражении. Анализ эмпирической базы позволяет выделить три основных тенденции, востребованные в реализации тактик возражения на научно-популярных каналах: диалогизация, интеллектуализация и иронизация. Сами каналы были выбраны по принципу реализации каждой из названных тенденций. Анализ эмпирического материала строится по общей схеме: дана характеристика содержания каналов, создан речевой портрет авторов, проанализированы диалогические единства. В ходе анализа диалогических единств выявляются средства реализации возражения: средства негации, специфические союзные образования, средства-блокаторы коммуникации и т. п. Определяются речевые тактики выражения возражения, языковые маркеры возражения. Возражение рассматривается как основной контактоустанавливающий приём, который положительно сказывается на популярности канала. Оно не просто используется авторами медицинских блогов как одна из возможных форм диалогического взаимодействия, но намеренно подчёркивается, выводится на первый план, становится основой публикаций. Более того, выводом исследования стало то, что возражение является текстообразующим приёмом построения не только отдельных диалогических единств, но и каналов в целом.
Работа выполнена при поддержке гранта «Речевые практики возражения и пути их преодоления в научно-популярной медиакоммуникации» (Соглашение с РНФ No 22-18-00184).
Библиографические ссылки
Arutyunova, N. D. (2009). Kommunikativnaya reakciya na istinnostnoe znachenie vyskazyvaniya drugogo [Communicative reaction to the truth value of the statement of another]. Logicheskij analiz yazyka: asserciya i negaciya. Moscow: Indrik, 5–10. (In Russ.).
Vyrovceva, E. V. (2023). Rasprostranenie nauchnogo znaniya v internet-prostranstve: kommunikativnyj resurs vozrazheniya [Dissemination of scientific knowledge in the Internet space: a communicative resource of objection]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovanija, 1 (17), 38–45. (In Russ.).
Goncharenko, N. V. (2008). Suggestivnost' medicinskogo diskursa [Sweetness of Medical Discourse]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2, 12–16. (In Russ.).
Duskaeva, L. R. (2022). Vvedenie [Introduction]. Spor v nauchno-populyarnoj kommunikacii. St. Petersburg: Mediapapir, 6–22. (In Russ.).
Duskaeva, L. R. (Ed.) (2022). Komicheskoe kak kommunikativnyj resurs v cifrovoj novostnoj srede [Comic as a communicative resource in the digital news environment]. Moscow: Flinta, 322 p. (In Russ.).
Efremov, V. A. (2022). Rechevoe povedenie antivakserov: ritoricheskij i yuridicheskij aspekty [Speech behavior of anti-vaxxers: rhetorical and legal aspects]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Yazykoznanie, 21 (3), 90–100. (In Russ.).
Zagidullina, M. V. (2021). Kommunikativnye praktiki nauchnogo soobshchestva v aspekte mediatizacii nauki [Communication practices of the scientific community in the aspect of mediatization of science]. Zhurnalistika – medialogiya – nastavnichestvo. Minsk: Belorusskij gosudarstvennyj universitet, 293–298. (In Russ.).
Ishbulatova, N. I. (2013). Emocional'nost' medicinskogo diskursa [Emotionality of medical discourse]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 1, 193–195. (In Russ.).
Kerer, K. A. (2018). Osobennosti yazykovogo vyrazheniya rechevogo vozdejstviya vracha na pacienta v ramkah medicinskogo diskursa (na materiale kinofil'ma “Neotlozhka”) [Features of the linguistic expression of the speech effect of a doctor on a patient within the framework of medical discourse (based on the film "Emergency")]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Ammosova, 4 (66), 99–111. (In Russ.).
Kozharnovich, M. P. (2021). Mediatizaciya medicinskogo diskursa: sposoby, atributy i riski [Mediatization of medical discourse: methods, attributes and risks]. Medialingvistika, 8 (4), 421–437. (In Russ.).
Kormilicyna, M. A., Sirotinina, O. B. (2017). Yazyk SMI [Language of the media]. Moscow: Flinta; Nauka, 92 p. (In Russ.).
Lytkina, O. I., Lyulikova, A. V. & other. (2018). Sposoby reprezentacii koncepta «Medicina» v diskursivnyh praktikah mediciny, reklamy i PR [Methods of representing the concept of "Medicine" in discursive practices of medicine, advertising and PR]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Ammosova, 5 (67), 72–83. (In Russ.).
Malyshev, A. A. (2015). Lingvostilisticheskie osobennosti kul'turno-prosvetitel'skih zhurnalistskih tekstov pervoj poloviny XVIII veka [Linguostylistic features of cultural and educational journalistic texts of the first half of the 18th century]. Medialingvistika, 3 (9), 101–112. (In Russ.).
Prokofeva, N. A., Shcheglova, E. A. (2022). Klyuchevye slova tekushchego momenta: proekcii i otrazheniya [Current moment key words: projections and reflections]. Yazyk – tekst – diskurs: diskursivnoe izmenenie yazykovyh processov. Samara: Samara Academy of Humanities, 208–217. (In Russ.).
Rysakova, P. I. (2022). Strategii nauchnoj populyarizacii v cifrovoj mediasrede [Strategies for scientific popularization in the digital media environment]. Medialingvistika, 9 (4), 309–329. (In Russ.).
Tayupova, O. I., Polyakova, E. V. (2022). Vizualizaciya v medicinskom reklamnom diskurse Germanii [Visualization in the German medical advertising discourse]. Medialingvistika, 9 (4), 393–403. (In Russ.).
Cvetova, N. S. (2014). Vul'garizaciya rechi [Vulgarization of speech]. Effektivnoe rechevoe obshchenie (bazovye kompetencii. Slovar'-spravochnik [Effective speech communication (basic competencies. Dictionary reference]. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 82. (In Russ.).
Shayahmetova, L. A. (2020). Lzhenauka: filosofskij vzglyad [Pseudoscience: philosophical aspect]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 3. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2, 31–36. (In Russ.).
Shilihina, K. M. (2022). “Vaksery” i “antivaksery”: nauchno-populyarnyj diskurs i konkurenciya strategij ubezhdeniya v agonal'noj kommunikacii ["Waxers" and "anti-waxers": popular science discourse and competition of persuasion strategies in agonal communication]. Dialog-spor v nauchno-populyarnoj kommunikacii. St. Petersburg: Mediapapir, 173–183. (In Russ.).
Duskaeva L. (Ed.). (2021) Speech Etiquette in Slavic Online Communities. Palgrave, 301 p.
Fackler A. (2021). When Science Denial Meets Epistemic Understanding Fostering a Research Agenda for Science Education. Science & Education, 30, 445–461.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Знак: проблемное поле медиаобразования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.