Текст в новых медиа: специфика вербального компонента

Авторы

  • Елена Панова Челябинский государственный университет, Россия, Челябинск https://orcid.org/0000-0001-7800-8086
  • Валерия Хисамутдинова Челябинский государственный университет, Россия, Челябинск

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-49-3-88-93

Ключевые слова:

новые медиа, текст, речевая репрезентация, код, риторика

Аннотация

Приоритетными в статье являются задачи 1) осмысления феномена новых медиа как технического, социального и коммуникативного феномена, 2) описания специфики новых медиа с точки зрения семиотических, функциональных признаков, особенностей декодировки информации и производных признаков текста новых медиа, генетически связанного с традиционным текстом, но трансформирующегося в условиях новой социальности. В рамках решения второй задачи в качестве эмпирического материала рассматривались тексты новостного сообщества «Лентач» (социальная сеть «ВКонтакте») за период с марта 2022 года по март 2023 года и устанавливался ряд их специфических черт. Тематическое поле анализируемых текстов не было релевантным признаком для решения задач данной статьи, но с целью реализации перспективной цели (определения коммуникативных стратегий медиатекста) выборка текстов основывалась на критерии наличия в тексте политической тематики (учитывались аспекты внешней и внутренней политики). В поликодовом медиатексте новых медиа в рамках данной статьи объектом внимания стала его вербальная составляющая: отмечалась традиционность его присутствия в медиасообщении и устанавливался ряд специфических признаков на разных уровнях организации текста. На фонетико-графическом уровне наблюдаются визуальные приемы сегментирования информации, имитации устной речи; на морфемном – интенсификация креативных словообразовательных процессов; на лексическом – стилевая и речевая интерференция, инструментальное использование тропов и лексических ресурсов, специфическая метафоризация текста; на синтаксическом уровне – активизация средств экспрессивного синтаксиса. В текстах новых медиа, как и в традиционных, обнаруживаются вариации языковой игры, функциями которой можно считать самоидентификацию языковой личности, эффекты медиавоздействия, активизацию диалогового потенциала медиатекста, разрушение классической линейности медиатекста.

Биографии авторов

Елена Панова, Челябинский государственный университет, Россия, Челябинск

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории медиа

Валерия Хисамутдинова, Челябинский государственный университет, Россия, Челябинск

студент факультета журналистики

Библиографические ссылки

Baskova, Yu. S. (2009). Manipulyatsiya v yazyke SMI: evfemizmy kak «Slova-prikrytiya» [Manipulation in the language of the media: euphemisms as "cover words"]. Krasnodar, 2009. 182 p. (In Russ.).

Belovodskaya, A. (2017). «Novyye media» glazami lingvista (o novykh podkhodakh k issledovaniyu sovremennogo mediaprostranstva) ["New media" through the eyes of a linguist (on new approaches to the study of modern media space)]. Stilistika: yazyk, rech' i tekst: sbornik materialov IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (22–23 fevralya 2017 goda, Minsk), Minsk, 141–149. (In Russ.).

Bolts, N. (2011). Azbuka media [ABC of media]. Moscow: Publishing house "Europe". 136 p. (In Russ.).

Goroshko, E. I. (2013). Vozniknoveniye lingvistiki novykh media i perspektivy razvitiya etogo napravleniya [The emergence of new media linguistics and the prospects for the development of this direction]. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Gipertekst kak ob"yekt lingvisticheskogo issledovaniya» (20 iyunya 2013 goda, Samara), ed. ed. S. A. Stroykov, Samara: PSGA, 27–41. (In Russ.).

Drozdova, A. V. (2015). Sotsial'nyye media: mezhdu demokratizatsiyey i kommodifikatsiyey [Social media: between democratization and commodification]. Chelovek i mir: psikhologiya riska, innovatsiy, konflikta: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy konferentsii (5–6 noyabrya 2015 goda, Yekaterinburg), 1, Ekaterinburg: University for the Humanities, 152–156. (In Russ.).

Ergunova O. T., Dobrovolskaya I. V. (2022) Novyye media: vozmozhnosti, problemy i riski v obrazovanii v usloviyakh «novoy normal'nosti» [New media: opportunities, problems and risks in education in the conditions of the “new normality]. Molodezh' v menyayushchemsya mire: palitra kommunikatsiy v mediaprostranstve: sbornik materialov XIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiyem), Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 53–58. (In Russ.).

Ilina, I. A. (2001). Osobennosti proyavleniya tekstovykh kategoriy v gipertekste [Features of the manifestation of text categories in hypertext]. Vestnik MGU. Ser. 9, Filologiya, 4, 106–120. (In Russ.).

Kornev, M. S. (2013). «Novyye media» i «gumanitarnoye»: peresecheniye terminov i ponyatiy ["New media" and "humanitarian": the intersection of terms and concepts]. Novyye media v gumanitarnom obrazovanii: sbornik statey k nauchno-prakticheskoy konferentsii (17 aprelya 2013 goda, Moskva), Moscow, 4–6. (In Russ.).

Manovich, L. (2018). Yazyk novykh media [The language of new media]. Moscow: Ad Marginem Press, 400 p. (In Russ.).

Nosovets, S. G. (2016). Novyye media: k opredeleniyu ponyatiya [New media: to the definition of the concept]. Kommunikativnyye issledovaniya, 4 (10), 39–47. (In Russ.).

Panova, E. Yu. (2022) Travmiruyushche-fobicheskiy diskurs v regional'nykh media: ritoricheskaya reprezentatsiya [Traumatic-phobic discourse in regional media: rhetorical representation]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovanija, 4 (46), 60–65. (In Russ.).

Sonin, A. G. (2005). Eksperimental'noye issledovaniye polikodovykh tekstov: osnovnyye napravleniya [Experimental study of polycode texts: main directions]. Voprosy yazykoznaniya, 6, 115–123. (In Russ.).

Ustyuzhanina, D. A. (2019). Dvoystvennaya priroda novykh media v onlayn-prostranstve [The dual nature of new media in the online space]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya, 2, 204–218. (In Russ.).

Fomicheva, I. D. (2015). Sotsial'nyy kapital v pole SMI [Social capital in the media field]. Mediaskop, available at: http://www.mediascope.ru/1685 (accessed: 09.04.2023). (In Russ.).

Khisamutdinova, V. S. (2023). Transformatsiya politicheskoy metafory v rossiyskikh novykh media [Transformation of political metaphor in Russian new media]. Mediasreda, 1, 73–77. (In Russ.).

Khrapchenko, M. B. (1986). Tekst i yego svoystva [Text and its properties]. Kontekst: Literaturno-teoreticheskiye issledovaniya, vol. 1985, 3–14. (In Russ.).

Shulginov, V. A. (2019). K voprosu o tekstovoy prirode elektronnogo giperteksta [On the question of the textual nature of electronic hypertext]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 6, 147–151. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

04-07-2024

Как цитировать

Панова, Е., & Хисамутдинова, В. (2024). Текст в новых медиа: специфика вербального компонента. Знак: проблемное поле медиаобразования, (3 (49), 88–93. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-49-3-88-93

Выпуск

Раздел

Речевые модели и стратегии медиадискурса

Похожие статьи

1 2 3 4 5 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.