Текст в новых медиа: специфика вербального компонента
DOI:
https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-49-3-88-93Ключевые слова:
новые медиа, текст, речевая репрезентация, код, риторикаАннотация
Приоритетными в статье являются задачи 1) осмысления феномена новых медиа как технического, социального и коммуникативного феномена, 2) описания специфики новых медиа с точки зрения семиотических, функциональных признаков, особенностей декодировки информации и производных признаков текста новых медиа, генетически связанного с традиционным текстом, но трансформирующегося в условиях новой социальности. В рамках решения второй задачи в качестве эмпирического материала рассматривались тексты новостного сообщества «Лентач» (социальная сеть «ВКонтакте») за период с марта 2022 года по март 2023 года и устанавливался ряд их специфических черт. Тематическое поле анализируемых текстов не было релевантным признаком для решения задач данной статьи, но с целью реализации перспективной цели (определения коммуникативных стратегий медиатекста) выборка текстов основывалась на критерии наличия в тексте политической тематики (учитывались аспекты внешней и внутренней политики). В поликодовом медиатексте новых медиа в рамках данной статьи объектом внимания стала его вербальная составляющая: отмечалась традиционность его присутствия в медиасообщении и устанавливался ряд специфических признаков на разных уровнях организации текста. На фонетико-графическом уровне наблюдаются визуальные приемы сегментирования информации, имитации устной речи; на морфемном – интенсификация креативных словообразовательных процессов; на лексическом – стилевая и речевая интерференция, инструментальное использование тропов и лексических ресурсов, специфическая метафоризация текста; на синтаксическом уровне – активизация средств экспрессивного синтаксиса. В текстах новых медиа, как и в традиционных, обнаруживаются вариации языковой игры, функциями которой можно считать самоидентификацию языковой личности, эффекты медиавоздействия, активизацию диалогового потенциала медиатекста, разрушение классической линейности медиатекста.
Библиографические ссылки
Baskova, Yu. S. (2009). Manipulyatsiya v yazyke SMI: evfemizmy kak «Slova-prikrytiya» [Manipulation in the language of the media: euphemisms as "cover words"]. Krasnodar, 2009. 182 p. (In Russ.).
Belovodskaya, A. (2017). «Novyye media» glazami lingvista (o novykh podkhodakh k issledovaniyu sovremennogo mediaprostranstva) ["New media" through the eyes of a linguist (on new approaches to the study of modern media space)]. Stilistika: yazyk, rech' i tekst: sbornik materialov IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (22–23 fevralya 2017 goda, Minsk), Minsk, 141–149. (In Russ.).
Bolts, N. (2011). Azbuka media [ABC of media]. Moscow: Publishing house "Europe". 136 p. (In Russ.).
Goroshko, E. I. (2013). Vozniknoveniye lingvistiki novykh media i perspektivy razvitiya etogo napravleniya [The emergence of new media linguistics and the prospects for the development of this direction]. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Gipertekst kak ob"yekt lingvisticheskogo issledovaniya» (20 iyunya 2013 goda, Samara), ed. ed. S. A. Stroykov, Samara: PSGA, 27–41. (In Russ.).
Drozdova, A. V. (2015). Sotsial'nyye media: mezhdu demokratizatsiyey i kommodifikatsiyey [Social media: between democratization and commodification]. Chelovek i mir: psikhologiya riska, innovatsiy, konflikta: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy konferentsii (5–6 noyabrya 2015 goda, Yekaterinburg), 1, Ekaterinburg: University for the Humanities, 152–156. (In Russ.).
Ergunova O. T., Dobrovolskaya I. V. (2022) Novyye media: vozmozhnosti, problemy i riski v obrazovanii v usloviyakh «novoy normal'nosti» [New media: opportunities, problems and risks in education in the conditions of the “new normality]. Molodezh' v menyayushchemsya mire: palitra kommunikatsiy v mediaprostranstve: sbornik materialov XIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiyem), Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 53–58. (In Russ.).
Ilina, I. A. (2001). Osobennosti proyavleniya tekstovykh kategoriy v gipertekste [Features of the manifestation of text categories in hypertext]. Vestnik MGU. Ser. 9, Filologiya, 4, 106–120. (In Russ.).
Kornev, M. S. (2013). «Novyye media» i «gumanitarnoye»: peresecheniye terminov i ponyatiy ["New media" and "humanitarian": the intersection of terms and concepts]. Novyye media v gumanitarnom obrazovanii: sbornik statey k nauchno-prakticheskoy konferentsii (17 aprelya 2013 goda, Moskva), Moscow, 4–6. (In Russ.).
Manovich, L. (2018). Yazyk novykh media [The language of new media]. Moscow: Ad Marginem Press, 400 p. (In Russ.).
Nosovets, S. G. (2016). Novyye media: k opredeleniyu ponyatiya [New media: to the definition of the concept]. Kommunikativnyye issledovaniya, 4 (10), 39–47. (In Russ.).
Panova, E. Yu. (2022) Travmiruyushche-fobicheskiy diskurs v regional'nykh media: ritoricheskaya reprezentatsiya [Traumatic-phobic discourse in regional media: rhetorical representation]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovanija, 4 (46), 60–65. (In Russ.).
Sonin, A. G. (2005). Eksperimental'noye issledovaniye polikodovykh tekstov: osnovnyye napravleniya [Experimental study of polycode texts: main directions]. Voprosy yazykoznaniya, 6, 115–123. (In Russ.).
Ustyuzhanina, D. A. (2019). Dvoystvennaya priroda novykh media v onlayn-prostranstve [The dual nature of new media in the online space]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya, 2, 204–218. (In Russ.).
Fomicheva, I. D. (2015). Sotsial'nyy kapital v pole SMI [Social capital in the media field]. Mediaskop, available at: http://www.mediascope.ru/1685 (accessed: 09.04.2023). (In Russ.).
Khisamutdinova, V. S. (2023). Transformatsiya politicheskoy metafory v rossiyskikh novykh media [Transformation of political metaphor in Russian new media]. Mediasreda, 1, 73–77. (In Russ.).
Khrapchenko, M. B. (1986). Tekst i yego svoystva [Text and its properties]. Kontekst: Literaturno-teoreticheskiye issledovaniya, vol. 1985, 3–14. (In Russ.).
Shulginov, V. A. (2019). K voprosu o tekstovoy prirode elektronnogo giperteksta [On the question of the textual nature of electronic hypertext]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 6, 147–151. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Знак: проблемное поле медиаобразования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.