Жанр театрального обозрения в творчестве Н. В. Гоголя

Авторы

  • Марина Городничева Московский международный университет, Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-49-3-68-75

Ключевые слова:

Н. В. Гоголь, театр, театральная журналистика, жанр, обозрение, эссе, заметки писателя, критика

Аннотация

Целью статьи является рассмотрение идейно-тематических и жанровых особенностей театрального обозрения в творчестве Н. В. Гоголя, а также выявление взглядов писателя на развитие театра в середине 1830-х годов. На основе анализа текстов «Петербургские записки 1836 года» и «Петербургская сцена в 1835–36 г.» определены закономерности развития эстетической концепции Н. В. Гоголя. Писатель воспринимает театр как центр культурной жизни петербургского общества, видит в театральном искусстве огромный потенциал нравственного совершенствования и социального преобразования. В рассуждениях о репертуаре петербургской сцены проявляются идеи сакрализации искусства и миссии поэта. Н. В. Гоголь придаёт особое значение жанру комедии – «одухотворённой», основанной на интеллектуальном юморе и сатире. Театральное обозрение Н. В. Гоголя отличают такие черты, как мозаичность композиции, эссеизация. Жанровый синтез (обозрение, заметки писателя, эссе и др.) и широкое использование художественных изобразительно-выразительных средств отмечаются как важнейшие особенности критики и публицистических произведений Гоголя. Исследование вносит вклад в изучение театральной журналистики и деятельности Н. В. Гоголя как театрального критика.

Биография автора

Марина Городничева, Московский международный университет, Москва, Россия

кандидат филологических наук, доцент кафедры общегуманитарных наук и массовых коммуникаций

Библиографические ссылки

Annenkova, E. I. (2019). «Poet» i «Tserkovnyy pastyr'» v kontekste «Vybrannykh mest iz perepiski s druz'yami» N. V. Gogolya. Religiozno-esteticheskie aspekty russkoy literatury kak metodicheskaya problema [«Poet» and «Pastor» in the context of «Selected passages from correspondence with my friends» by Nikolay Gogol. Religious and aesthetic aspects of Russian literature as a methodical problem]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena, 191, 117–129. (In Russ.).

Bashkeeva, V. V. & Garmaeva, S. S. (2017). Vospriyatie tvorchestva N. V. Gogolya v svete religiozno-pravoslavnoy aksiologii [Perception of the work of N. V. Gogol in the light religious and Orthodox axiology]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Yazyk. Literatura. Kul'tura, 4, 29–34. (In Russ.).

Borzenko, V. V. (2021). Formy reklamnoy kommunikatsii rossiyskogo teatra [Forms of advertising communication of the Russian theater]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10. Zhurnalistika, 6, 21–44. (In Russ.).

Vinogradov, I. A. (2011). Gogol' v vospominaniyakh, dnevnikakh, perepiske sovremennikov. Polnyy sistematicheskiy svod dokumental'nykh svidetel'stv [Gogol in memoirs, diaries, correspondence of contemporaries. Complete systematic body of documentary evidence], 3 vol. Vol. 1. Moscow: IMLI RAN, 904 p. (In Russ.).

Denisov, V. D. (2021). «Arabeski» N. V. Gogolya i tvorchestvo «lyubomudrov» [«Arabesques» by N. V. Gogol and creativity of «lubomudrs»]. Kul'tura i tekst, 2 (45), 74–86. (In Russ.).

Dmitrieva, E. E. (2011). N. V. Gogol' v zapadnoevropeyskom kontekste: mezhdu yazykami i kul'turami [N. V. Gogol in the Western European context: between languages and cultures]. Moscow: IMLI RAN. 392 p. (In Russ.).

Domina, Yu. V. (2011). Sotsial'naya funktsiya klassicheskogo antichnogo teatra: dialektika ritual'nogo ochishcheniya i grazhdanskogo vospitaniya [The Social Function of Classical Antique Theatre: Dialectics of Ritual Purification and Civic Education]. Problemy istorii, filologii, kul'tury, 1, 31–36. (In Russ.).

Evdokimov, A. A. (2016). Shekspir v tvorchestve pozdnego Gogolya [Shakespeare in the works of late Gogol]. Znanie. Ponimanie. Umenie, 1, 286–296. (In Russ.).

Kamedina, L. V. (2010). N. V. Gogol' o dukhovnom smysle khudozhestvennogo tvorchestva v russkoy kul'ture [Gogol on the spiritual meaning of artistic creativity in Russian culture]. Gumanitarnyy vector, 4, 128–134. (In Russ.).

Lazutina, G. V. & Raspopova, S. S. (2012). Zhanry zhurnalistskogo tvorchestva [Genres of journalistic creativity]. Moscow: Aspect Press, 320 p. (In Russ.).

Mann, Yu. V. (2012 a). Gogol'. Kniga pervaya. Nachalo: 1809–1835 gody [Gogol. Book one. Start: 1809–1835]. Moscow: RSUH, 504 p. (In Russ.).

Mann, Yu. V. (2012 b). Gogol'. Kniga vtoraya. Na vershine: 1835–1845 [Gogol. Book two. On top: 1835–1845]. Moscow: RSUH, 552 p. (In Russ.).

Nikonenko, S. V. (2015). Sovmestimy li tragediya i komediya? (Kommentariy k zaklyuchitel'nomu fragmentu dialoga Platona «Pir») [Are tragedy and comedy compatible? (Commentary on the final fragment of Plato's dialogue «Symposium»)]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, Vol. 2 Filosofiya, 2, 297–306. (In Russ.).

Pollak, E. A. (2019). Gogol' o teatre i balete [Gogol about theater and ballet]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, 2, 155–158. (In Russ.).

Rybakova, D. A. (2011). Teatral'naya kontseptsiya Shillera i vopros o naznachenii teatra v Rossii XIX v.: postanovka problemy [The theatrical concept of Schiller and the question of the purpose of the theater in Russia in the 19th century: a statement of the problem]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 1, 177–181. (In Russ.).

Samokhina, A. A. (2015). «Sopernitsa gordoy Mel'pomeny». Melodrama v russkoy teatral'noy kritike tridtsatykh – sorokovykh godov XIX veka [«Rival of the proud Melpomene». Melodrama in Russian theater criticism of the thirties – forties of the XIX century] (P. II). Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ya. Vaganovoy, 1, 133–147.

Sanzhenakov, A. A. (2018). Antichnyy teatr v svete ponyatiya «katarsis» [Ancient theater in the light of the concept of «catharsis»]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 427, 91–95. (In Russ.).

Simeon (Tomachinskiy, V. V.; archimandrite). (2022). Put'-doroga u Dante i N. V. Gogolya: «Bozhestvennaya komediya» i «Mertvye dushi» [The path-road of Dante and N. V. Gogol: «The Divine Comedy» and «Dead Souls»]. Dva veka russkoy klassiki, Vol. 4, 1, 58–67. (In Russ.).

Spivak-Lavrova, I. I. (2018). Zhanr esse: na granitse literatury fiction i non-fiction [Essay genre: on the border of fiction and non-fiction literature]. Povolzhskiy pedagogicheskiy vestnik, Vol. 6, 1, 115–119. (In Russ.).

Shenrok, V. I. (1895). Materialy dlya biografii Gogolya [Materials for the biography of Gogol], v 4 t. Vol. 3. Moscow, 549 p. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

04-07-2024

Как цитировать

Городничева, М. (2024). Жанр театрального обозрения в творчестве Н. В. Гоголя. Знак: проблемное поле медиаобразования, (3 (49), 68–75. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-49-3-68-75

Выпуск

Раздел

Культурология медиа

Похожие статьи

1 2 3 4 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.