Динамика репрезентации Аркаима через тематический компонент в интернет-СМИ (2022–2023)

Авторы

  • Арина Медведева Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-51-1-97-102

Ключевые слова:

Аркаим, СМИ, журналистика, репрезентация, пространство, Аркаим, СМИ, журналистика, репрезентация, пространство

Аннотация

В статье рассматривается контекст публикаций об Аркаиме в интернет-СМИ как компонента пространственной репрезентации заповедника. В рамках того, что Э. У. Сойя назвал «пространственным поворотом» в гуманитарных науках, Аркаим можно рассматривать как сеть взаимосвязанных компонентов, которую можно понимать и как буквальный функционал пространства, и как смысловой потенциал. СМИ, таким образом, являются одним из инструментов формирования предустановки восприятия определенного пространства; коллективного понимания и интерпретации заповедника. В связи с этим в статье рассматриваются тематическая динамика Аркаима за 2022–2023 гг., как наиболее актуальный этап репрезентации заповедника. В качестве материала исследования использовались 104 публикации об Аркаиме. Через тематический компонент публикаций, включая группировку по инфоповоду, анализируются аспекты медиафункционирования Аркаима. Выявлено, что доминирующими тематиками при освещении Аркаима в СМИ являются культурная, политическая и туристическая. Результаты исследования позволяют рассматривать стратегию репрезентации Аркаима в медийном пространстве через формирование определенной пространственной ассоциации за счет акцента на событийном компоненте: 1) освещение событий в границах самого Аркаима (фестивали, природные явления и пр.) позволяют выстроить понимание пространства как замкнутой системы связей; 2) освещений внешних итераций Аркаима (выставки, фильмы) и реакция от публичных лиц позволяют выстроить понимание Аркаима через смысловой, интерпретационный аспект.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) No 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)»

Биография автора

Арина Медведева, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры теории медиа

Библиографические ссылки

Golovanov, I. A. (2013). Arkaimskaya dolina: fol'klornaya interpretaciya prostranstva v regional'nyh SMI i ustnyh rasskazah [Arkaim Valley: folklore interpretation of space in regional media and oral stories]. CHelyabinskij gumanitarij, 4 (25), 27–32. (In Russ.).

Zagidullina, M. V. (2021). Arheologicheskaya tematika v SMI v aspekte «publichnoj arheologii» [Archaeological topics in the media in the aspect of “public archaeology”]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury, 1, Vol. 27, 40–48. (In Russ.).

Zagidullina, M. V. (2023). Kul'tura nauchnoj populyarizacii v professional'noj zhurnalistike: mezhdu skandalom i skukoj (na primere arheologii) [The culture of scientific popularization in professional journalism: between scandal and boredom (using the example of archeology)]. Media v sovremennom mire. 62-e Peterburgskie chteniya, 66–67. (In Russ.).

Zubanova, L. B. (2021). Arheologicheskij pamyatnik Arkaim v vospriyatii zhitelej CHelyabinska [Archaeological monument Arkaim in the perception of residents of Chelyabinsk]. Nauchnye shkoly. Molodezh' v nauke i kul'ture XXI veka, 66–68. (In Russ.).

Kirshin, B. N. (2021). Arkaim: aktual'nye smysly dlya regional'noj i global'noj povestki [Arkaim: current meanings for the regional and global agenda]. CHelyabinskij gumanitarij, 3 (56), 7–11. (In Russ.).

Kupriyanova, E. V. (2021). Izmeneniya prioritetov v osveshchenii arheologicheskih pamyatnikov v SMI s nachala 1990-h godov do sovremennosti (na primere poseleniya Arkaim v CHelyabinskoj oblasti) [Changes in priorities in the coverage of archaeological sites in the media from the early 1990s to the present (using the example of the Arkaim settlement in the Chelyabinsk region)]. Pol'zovatel'skij kontent v sovremennoj kommunikacii, 370–373. (In Russ.).

Savel'eva, T. V. (2017). Mifotvorchestvo kak mediatekhnologiya XXI veka [Myth-making as a media technology of the 21st century]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2 (24), 87–91. (In Russ.).

Safonov, A. V. (2021). Formal'no-soderzhatel'naya specifika sistemy obrazov v postah i kommentariyah na temu arheologii pablikov social'nyh setej [Formal and content specificity of the system of images in posts and comments on the topic of archeology of public social networks]. Pol'zovatel'skij kontent v sovremennoj kommunikacii, 432–435. (In Russ.).

Sveshnikov, A. & Sveshnikova, O. (2008). Zdes' li rodilsya Zaratustra? Ili puti i posledstviya spaseniya odnogo arheologicheskogo pamyatnika [Was Zarathustra born here? Or the ways and consequences of saving one archaeological site]. Neprikosnovennyj zapas. Debaty o politike i kul'ture, 1, 207–218. (In Russ.).

Simakova, S. I. (2021). Obraz Arkaima v SMI [The image of Arkaim in the media]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (42), 158–167. (In Russ.).

Sozina, E. K. (2014). Istoriko-arheologicheskij kompleks Arkaim v sovremennom mediaprostranstve [Historical and archaeological complex Arkaim in the modern media space]. ZHurnalistika v 2013 godu: regiony v rossijskom mediaprostranstve. Moscow, 308–309. (In Russ.).

Moore, G. T. & Golledge, R. G. (1976). Environmental Knowing: Concepts and Theories. Environmental Knowing, Stroudsberg, PA, Dowden, Hutchinson and Ross, 3–24.

Relph, E. (1976). Place and Placelessness, London, Pion, 156 p.

Soja, E. W. (1999). Thirdspace: Expanding the Scope of the Geographical Imagination. Human Geography Today. Cambridge, Policy Press, 260–278.

Stöber, B. (2006). Media geography. From Patterns of Diffusion to the Complexity of Meanings. Geographies of Communication. The Spatial Turn in Media Studies, 27–42.

Загрузки

Опубликован

06-05-2024

Как цитировать

Медведева, А. (2024). Динамика репрезентации Аркаима через тематический компонент в интернет-СМИ (2022–2023). Знак: проблемное поле медиаобразования, (1 (51), 97–102. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-51-1-97-102

Выпуск

Раздел

Культурология медиа

Похожие статьи

<< < 1 2 3 4 5 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.