Риторический код текстов о СВО в региональном массмедийном дискурсе
DOI:
https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-54-4-109-115Ключевые слова:
риторический код, риторическая стратегия, региональный медиадискурс, идентичность, ценности, травмаАннотация
Приоритетными в статье являются задачи 1) обоснование понятия риторического кода и комплекса риторических стратегий как инструмента аксиологического, семантического и лингвистического анализа текста, 2) рассмотрение специфики риторической репрезентации текстов, тематически и семантически касающихся темы СВО, в региональном массмедийном дискурсе. Медиатекст рассматривается как социальный и коммуникативный феномен в его текстовой репрезентации, «реагирующий» на актуальные информационные поводы и социальные запросы и транслирующий определенные установки. Для решения второй задачи в качестве эмпирического материала рассматривались публикации в газете «Южноуральская панорама» с марта по май 2024 года, ключевым аспектом выборки являлся тематический признак. Методологической основой выявления и описания риторических стратегий медиатекста является сочетание структурно-семиотического подхода к тексту, выявляющего значимо-релевантные уровни репрезентации смысла в медиатексте, и лингвистико-дискурсивного анализа, направленного на обнаружение актуальных смыслов, порожденных узуальной практикой и воплощенных в тексте. Исследование базируется на опыте предыдущих изысканий, где на основе интеграции современных теоретико-методологических подходов было проведено комплексное, системное (концептологическое, нарративное, коммуникативно-прагматическое) исследование страхов и фобий на материале СМИ, функционирующих в условиях поликультурной среды области, что позволило выявить специфику конструирования тревожно-фобического поля в дискурсе региональных массмедиа разной типологической принадлежности. Выявлено, что страхи и фобии тесно связаны с ценностными установками, комплексность их присутствия в медиатексте позволяет говорить об особом травмирующе-фобическом дискурсе в массмедиа, коррелирующем с деструктивными процессами в социальной жизни региона. Риторические стратегии нейтрализации и эскалации конфликтных смыслов и настроений присутствуют не в равных долях, что позволяет говорить о доминировании этикетно-ритуальной риторической стратегии.
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Фонда перспективных научных исследований ФГБОУ ВО «ЧелГУ» (№ 126-1 от 2024)
Библиографические ссылки
Annenkova, I. V. (2011). Ritoricheskaya model sovremennogo mediadiskursa [Rhetorical Model of Modern Media Discourse]. Verbitskaya, L. A., Liminya, Lu & Yurkov, E. E. (Eds.), Russkiy yazyk i literatura vo vremeni i prostranstve. XII Kongress Mezhdunarodnoy Assotsiatsii prepodavateley russkogo yazyka i literatury (8–12 maya 2011 goda, Shankhay) / 2 vols. Vol. 2. 303–308. (In Russ).
Antropova, V. V. (2022). Travmiruyushche-fobicheskiy diskurs v regional'nykh SMI: rechiye strategii reprezentatsii tsennostey [Traumatizing-Phobic Discourse in Regional Media: Speech Strategies of Value Representation]. Dinamika mediasistem, 2, 16–25. (In Russ).
Vorozhbitova, A. A. (2013). Lingvoritoricheskoye obrazovanie kak innovatsionnaya pedagogicheskaya sistema. Printsipy proyektirovaniya i opyt realizatsii [Linguorhetorical Education as an Innovative Pedagogical System: Principles of Design and Implementation]. Moscow: Flinta, 312 p. (In Russ).
Vorontsova, T. A. (2013). Ritoricheskaya kultura dialogicheskogo mediadiskursa [Rhetorical Culture of Dialogical Media Discourse]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 21 (312), 115–119. (In Russ).
Golodnov, A. V. (2011). Ritoricheskiy metadiskurs: osnovaniya pragmalingvisticheskogo modelirovaniya i sotsiokul'turnoy realizatsii (na materiale sovremennogo nemetskogo yazyka) [Rhetorical Metadiscourse: Foundations of Pragmatic Modeling and Sociocultural Realization (Based on Modern German Language)]. St. Petersburg, 345 p. (In Russ).
Daletskiy, Ch. B. (2012). Prostranstvo sovremennoy ritoricheskoy kultury i ritorizatsiya kultury [The Space of Modern Rhetorical Culture and Rhetorization of Culture]. Prostranstvo i Vremya, 2 (8), 45–52. (In Russ).
Drucker, M. M. & Suvorova, N. A. (2022). Mediamem kak sredstvo reprezentatsii tsennostnykh orientirov v sotsial'nykh media [Media Memes as a Means of Representing Value Orientations in Social Media]. Chelyabinskij gumanitarij, 1(58), 13–21. DOI 10.47475/1999-5407-2022-10102. (In Russ).
Duskaeva, L. R. & Tsvetova, N. S. (2013). Stilisticheskiy oblik mononatsional'nogo periodicheskogo izdanija [Stylistic Appearance of a Mononational Periodical Publication]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 9. Filologiya. Vostokovedenie. Zhurnalistika, 3, 252–258. (In Russ).
Kotelevskaya, V. V. (2016). Ritoricheskiy proekt vtoroy poloviny KhKh – nachala KhKhI vv [Rhetorical Project of the Second Half of the 20th – Early 21st Century]. Praktiki i interpretatsii: Zhurnal filologicheskikh, obrazovatel'nykh i kul'turnykh issledovaniy, 1 (2), 26–40. (In Russ).
Nikitina, E. A. (2011). Ritoricheskie priemy povestvovaniya (funktsional'nyy i tipologicheskiy aspekty) [Rhetorical Techniques of Narration (Functional and Typological Aspects)]. Yelets: 157 p. (In Russ).
Savitskiy, V. M. (2016). Lingvokul'turnye kody: k obosnovaniyu ponyatiya [Linguocultural Codes: Towards the Justification of the Concept]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Lingvistika, 2, 55–62. DOI 10.18384/2310-712X-2016-2-55-62. (In Russ).
Simakova, S. I. (2021). Infografika v semiosfere zhurnalistiki [Infographics in the Semiotic Sphere of Journalism]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 200 p. (In Russ).
Chepkina, E. V. (2001). Russkiy zhurnalistskiy diskurs (Tekstoporozhdayushchie praktiki i kody, 1995-2000 gg.) [Russian Journalistic Discourse (Text-Generating Practices and Codes, 1995-2000)]. Yekaterinburg: 389 p. (In Russ).
Sztompka, P. (2001). Kul'turnaya travma v postkommunisticheskom obshchestve (stat'ya vtoraya) [Cultural Trauma in Post-Communist Society (Part Two)]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2, 3–12. (In Russ).
Sztompka, P. (2001). Sotsial'noe izmenenie kak travma (stat'ya pervaya) [Social Change as Trauma (Part One)]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 1, 6–16. (In Russ).
Shcherbak, E. V. (2016). Ritoricheskie kody kommercheskoy telereklamy: vektory vozdeystviya [Rhetorical Codes of Commercial Television Advertising: Vectors of Impact]. Trends of language cultures development through the prism of correlation between their communicative functions and cultural-historical significance / significance of personal self-expression and creative work in the course of formation of the society's cultural potential, London, 10–15 noyabrya 2016 goda / Chief editor – Pavlov V. V. London: International Academy of Sciences and Higher Education, 36–38. (In Russ).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Elena Panova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.