Эффект исторических образов в рекламной коммуникации
DOI:
https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-54-4-135-141Ключевые слова:
исторический образ, рекламная коммуникация, информационная социализация, социальные ценности, рекламный стоппер, коммуникативная эффективность рекламыАннотация
Статья посвящена проблеме образов прошлого в медиакоммуникации, которая рассматривается в качестве важнейшего проводника информационной социализации молодежи. Ее роль возрастает в условиях общественной нестабильности, распространении социальной тревожности, когда требуется формирование новых моделей самоидентификации человека. Креативные форматы в социальных медиа – сторителлинг, меминг, историческая сетевая литература, юмористические сюжеты в рекламе служат своеобразными защитными психологическими механизмами, способствуют преодолению конфликтности исторического сознания. В статье подчеркивается, что концепт репрезентации исторической памяти в журналистике, социологии и маркетинге является дискуссионным. Предлагается при характеристике медийного пространства использовать понятие «социальные представления о прошлом». С целью осмысления особенностей восприятия рекламы, использующей исторических личностей и события, обобщаются данные социологического исследования. С помощью методов вторичного анализа данных и формализованного интервью решаются задачи выявления степени вовлеченности в рекламную коммуникацию с исторической ретроспекцией, установления интересующего аудиторию исторического периода, коммуникативной и коммерческой эффективности, приемлемости использования юмора. Интервью проводилось на основе репрезентативной выборки по признакам пола и образования представителей молодежи г. Воронежа (N=148). В заключении сделаны выводы о воздействии исторических сюжетов как в социальной, так и коммерческой рекламе на молодежную аудиторию. Главным стоппером является именно исторический контекст. Запомнились люди-символы прошлого – А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Петр I, Иван Грозный. Позитивные эмоции при просмотре рекламной информации с историческими включениями преобладают. В целом влияние на поведение современного молодого потребителя в ходе информационной социализации довольно значительно, а коммуникативная эффективность и привлекательность контента высоки.
Библиографические ссылки
Artamonov, D. S. (2021). Mediapamyat’ v culture fanfikshn: obraz Petra I v setevoy literature [Media Memory in the Fanfiction Culture: the Image of Peter the Great in Online Literature]. Tempus et Memoria. Vol. 2. 1, 26–33. https://doi.org/10.15826/tetm.2021.1.004/ (In Russ.).
Vyrovtseva, E. V & Simakova, S. I. (2021). Igrovoi storytelling v formiro-vanii istorichescoy pamyati: potentsial novyh mediaformatov [Game Storytelling in the Formation Of Historical Memory: the Potential of New Media Formats]. Proceedings of the Ural Federal University. Series: Problemy obrazovaniya nauki i kul’tury. Vol. 27. 3, 14–23. https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.3.050. (In Russ.).
Giddens, A. (1999). Sotsiologiya [Sociology]. Moscow: Editorial URSS, 703 p. (In Russ.).
Ezhova, E. N & Belokoneva, A. V. (2023). Artefacty istorii v sovremennom mediyno-reclamnom discurse. [Artifacts of History in Modern Media and Advertising Discourse]. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. No. 2, 163–176, https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-2-163-176. (In Russ.).
Zvereva, V. (2004). Istorija na TV: construirovanie proshlogo. [History on TV: Constructing the Past]. Domestic notes, 5 (20). 160–168. (In Russ.).
Kaminskaya, T. L. (2017). Istorichescaja reflecsija v media: infopovody I strategii. [Historical Reflection in Media: Information Occasions and Strategies]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 5. 356–360. (In Russ.).
Markasov, M. Yu. (2018). Istorichescaja lichnost’ v sovremennih massmedia. K postanovke voprosa. [Historical Person in the Modern Mass Media. Statement of a Question]. Vestnik NSU. Series: History and Philology. Vol. 17, 6: Journal-ism, 68–77. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2018-17-6-68-77. (In Russ.)
Martynov, E. V. (2018). Sotsial’naja reclama v reshenii zadach patriotiches-cogo vospitanija i propagandy: sravnitel’no- politologichesciy analiz. [Social ad-vertising in the solution of problems of patriotic education and propaganda: com-parative and politological analysis]. Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 4. 97–110. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2018-4-926. (in Russ.).
Petrova, A. P. (2021). Reprezentatsija obraza geroja v rossiyscom cinematografe XX-XXXI vecov: evolustiya i actual’naya sostiocul’turnaya diagnostic. [Representation of the hero's image in Russian cinema XX-XXI centuries: evolution and current socio-cultural diagnostics]. Chelyabinsk, 26 p. (In Russ.).
Rostovtsev, E. A. & Sosnitsriy, D. A. (2017). Russcoe srednevecov’e v commerchescoy reclame: postanovca problemy i perspectivy issledovanija [The Russian Middle Ages in commercial advertising: problem statement and research prospects]. Ancient Russia: in time, in personalities, in ideas. Vol. 7, 398–416. (In Russ.).
Savel’eva, I. M. & Poletaev, А. V. (2005). Istoricheskaja pamyat': k voprosu o granitsakh ponyatija. [«Historical memory»: on the question of the boundaries of the concept]. The phenomenon of the past: Sbornik nauchnykh statey. Moscow: Publishing house. The house of the Higher School of Economics, 170–220. (In Russ.).
Savel’eva, O. O. (2012a). Sotsiocul’turnyy discurs reclamy I reclamnaja retrospectsija [Socio-cultural discourse of advertising and advertising retrospection]. Almanac of Theoretical and Applied Advertising Research, 69–86. (In Russ.).
Savel’eva, O. O. (2012b). Istorichescaja retrospecshija v reclamnom soobchenii. [Historical retrospection in an advertising message]. History: an electronic scientific and educational journal. Vol. 3, 1 (9), 22–23. (In Russ.).
Fadeev, P. V. (2021). Istorichescaja pamyat’ rossiyan v sotsiologichescih oprosah: osnovanija, real’nost’, problemy [The historical memory of Russians in sociological surveys: foundations, reality, problems]. Vestnik instituta sotziologii. Vol. 12, 2, 36–54. https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.2.710. (in Russ.).
Filimonov, D. A. (2019). K voprosu o roli russcoy istorichescoy pamyati v formirovanii rossiyscoy natsional’noy identichnosti. [The question of the role of Russian historical memory in the formation of Russian national identity]. PolitBook, 2, 123–139. (in Russ.).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Elena Krasova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.