Логико-семантические типы возражения в комментариях пользователей научно-популярных массмедиа

Авторы

  • Екатерина Выровцева Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия https://orcid.org/0000-0002-6882-2479

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-54-4-101-108

Ключевые слова:

научно-популярные массмедиа, комментарии пользователей, массмедийная коммуникация, возражение, логико-семантические типы

Аннотация

Исследование посвящено выявлению роли речевой стратегии возражения в комментариях пользователей научно-популярных массмедиа, одной из основных функций которых является просветительская – распространение нового знания. Условием эффективной коммуникации, то есть успешной реализации этой функции становится осознанная вовлечённость адресата в диалог с автором через взаимодействие с текстом. Организация такого диалога в научно-популярных массмедиа принципиально отличается от чтения (скроллинга) новостных сообщений, например. Интерактивность как типологическая характеристика современных массмедиа обеспечивает возможность обсуждения научно-популярного контента, что всегда считалось необходимым и обязательным условием освоения научного знания. Дискурсивно-контекстуальный лингвопрагматический анализ комментариев пользователей на сайтах, YouTube-каналах, официальных страницах социальной сети «ВКонтакте» изданий «ПостНаука», «Кот Шрёдингера», «РедакцияНаука», их аккаунтов в мессенджере Телеграм, а также телеграм-каналов «Говорим по-русски! С Ольгой Северской и Ко» и «На пять с плюсом!» позволил выделить логико-семантические типы возражения, которые функционально направлены на освоение научного знания. Намеренно исключив негацию как категорический отказ от конструктивного диалога, мы выделили сомнение, недоверие, опровержение / разоблачение, упрек, которые не только вовлекают адресата в эффективную коммуникацию, но и помогают освоить научное знание. Функциональные особенности выделенных логико-семантических типов возражения обусловлены их коммуникативными задачами: уточнение, объяснение, преодоление неуверенности и барьеров в процессе понимания, осознания. Выбор той или иной речевой тактики, конкретного речевого действия обусловлен объектом (предметом) возражения. Это может быть денотат, источник, способ представления знания, система аргументации.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, проект № 22-18-00184 «Речевые практики возражения и пути их преодоления в научно-популярной медиакоммуникации».

Биография автора

Екатерина Выровцева, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры медиалингвистики

Библиографические ссылки

Basovskaya, E. N. & Voroncova, T. A. (2022). Sovremennyj nauchno-populyarnyj radiodiskurs: princip dialogichnosti [Modern popular science radio discourse: the principle of dialogicity]. Medialingvistika, 9 (4), 431–445 (in Russ.).

Boldyrev, N. N. & Efimenko T. N. (2022). Vtorichnaya interpretaciya nauchnogo znaniya v diskurse SMI [Secondary interpretation of scientific knowledge in media discourse]. Medialingvistika, 9 (4), 355–368 (in Russ.).

Vyrovceva, E. V. (2022). Koncept «novoe znanie» v nauchno-populyarnom mediadiskurse : postanovka problemy [The concept of "new knowledge" in popular science media discourse: problem statement]. Kognitivnye issledovaniya yazyka [Cognitive studies of language], 3 (50): Kogniciya, kul'tura, kommunikaciya v sovremennyh gumanitarnyh naukah, 169–172 (in Russ.).

Duskaeva, L. R. & Konyaeva, YU. M. (Eds.). (2022). Dialog-spor v nauchno-populyarnoj kommunikacii [Dialogue-dispute in popular science communication: collective monograph]. Sankt-Peterburg: Mediapapir. 184 p. (in Russ.).

Duskaeva, L. R. (2009). Vektory praksiologicheskogo analiza v medialingvistike [Vectors of Praxeological Analysis in Medialinguistics]. Medialingvistika, 6 (1), 4–18 (in Russ.).

Duskaeva, L. R. (2023). Rechevaya organizaciya metateksta telegram-posta [Speech Organization of the Metatext of a Telegram Post]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: ZHurnalistika, 1, 30–65 (in Russ.).

ZHdanova, V. V. & SHishkin, A. E. (2016). Somnenie kak sredstvo preobrazovaniya dejstvitel'nosti [Doubt as a Means of Transforming Reality]. Aspirantskij vestnik Povolzh'ya, 16, 3–4, 62–67 (in Russ.).

Il'chenko, D. S. (2018). Soderzhatel'naya model' uspeshnogo nauchno-populyarnogo zhurnala (na primere zhurnala «Populyarnaya mekhanika») [Content model of a successful popular science magazine (on the example of the magazine "Popular Mechanics")]. Vestnik Moskovskogo universiteta Seriya 10. ZHurnalistika, 2, 26–53. (in Russ.).

Kliminskaya, S. L. (2010). Argumentativnye strategii kak diskursivnaya realizaciya kognitivnoj modeli deyatel'nosti cheloveka (na primere televizionnyh diskussij) [Argumentative strategies as a discursive implementation of the cognitive model of human activity (on the example of television discussions)]. Vestnik MGLU, 14, 64–80. (in Russ.).

Kon'kov, V. I. (2020). Publicistichnost', medijnost', publicisticheskij stil' [Publicism, media coverage, journalistic style]. Aktual'nye problemy stilistiki, 6, 52–53. (in Russ.).

Kuprejchenko, A. B. (2008). Doverie i nedoverie – obshchie i specificheskie psihologicheskie harakteristiki [Trust and distrust – general and specific psychological characteristics]. Vestnik RUDN. Seriya Psihologiya i pedagogika, 2, 46–53. (in Russ.).

Makarova, E. E. (2013). Populyarizaciya nauki v Internete : soderzhanie, formy, tendencii razvitiya [Popularization of science on the Internet: content, forms, development trends]. Vestnik Moskovskogo universiteta, 2, 98–104 (in Russ.).

Marchenko, O. I. (1994). Ritorika kak norma gumanitarnoj kul'tury [Rhetoric as a norm of humanitarian culture]. Moscow: Nauka, 189 p. (in Russ.).

Petrov, M. A. (2005). O sootnoshenii ponyatij «znanie» i «informaciya» [On the relationship between the concepts of “knowledge” and “information”], Diss. ... kand. filos. nauk : 09.00.01. Krasnoyarsk. 146 p. (in Russ.).

Topchii, I. V. (Ed.). (2021). Pol'zovatel'skij kontent v sovremennoj kommunikacii [User-Generated Content in Modern Communication]. Chelyabinsk: Publishing house of Chelyabinsk state university, 480 p. (in Russ.).

Duskaeva, L. R. & Vyrovceva, E. V. (2023). Pred"yavlenie nauchnogo znaniya v dialoge media: konteksty, tekhnologii i yazykovye tekhniki [Presentation of Scientific Knowledge in Media Dialogue: Contexts, Technologies, and Language Techniques]. Sankt-Peterburg: Mediapapir, 223 p. (in Russ.).

Pruzhinin, B. I. (2020). Fenomen «novogo znaniya» v konceptual'noj setke filosofii nauki [The Phenomenon of “New Knowledge” in the Conceptual Grid of the Philosophy of Science]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Filosofiya i konfliktologiya, 36, 3, 473–483 (in Russ.).

Romashchuk, A. M. (2011). Podtverzhdat', oprovergat' ili sopostavlyat'? [To confirm, to refute or to compare?]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 8–9, 129–135 (in Russ.).

Rysakova, P. I. (2022). Strategii nauchnoj populyarizacii v cifrovoj mediasrede [Strategies of scientific popularization in the digital media environment]. Medialingvistika, 9 (4), 309–329 (in Russ.).

Sedyakin, V. P. (2009). Informaciya i znaniya [Information and knowledge]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Filosofiya. Sociologiya. Pravo, 8, 8, 180–187 (in Russ.).

Tertychnyj, A. A. (2013). Byt' li nauchno-populyarnoj zhurnalistike [Should there be popular science journalism]. Vestik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. ZHurnalistika, 2, 212–217 (in Russ.).

Topchii, I. V. (2021). Kreativnoe kommentirovanie zhurnalistskih materialov v social'nyh setyah [Creative commenting on journalistic materials in social networks]. Ekaterinburg, 281 p. (in Russ.).

CHerednichenko, L. V. (2020). Tipy kontenta setevyh nauchno-prosvetitel'skih media [Types of content of online scientific and educational media]. Gumanitarnyj nauchnyj vestnik, 6, 251–257 (in Russ.).

CHernobrov, A. A. (2012). Nauchnaya i «naivnaya» kartiny mira: kul'turologicheskij, leksicheskij i tekstologicheskij aspekty [Scientific and "naive" pictures of the world: cultural, lexical and textual aspects]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 7, 230–236 (in Russ.).

SHCHipicyna, A. A. (2019). Diskursivnyj analiz aspektov novostnoj cennosti v nauchno-populyarnoj stat'e [Discourse analysis of aspects of news value in a popular science article]. Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki, 2, 50–57 (in Russ.).

SHopengauer, A. (2017). Mir kak volya i predstavlenie. Aforizmy zhitejskoj mudrosti. Eristika, ili Iskusstvo pobezhdat' v sporah [The World as Will and Representation. Aphorisms of Worldly Wisdom. Eristics, or the Art of Winning Arguments]. Moscow : Izdatel'stvo «E», 556 p. (in Russ.).

Barashkina, E., Virovtseva E., Maslenkova N. (2019). Media Text Of A City Online Newspaper : Functional Capabilities. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences Ep-SBS, LXVI, 515–523.

Tergan, S.-O., Keller T. (Eds.). (2005). Knowledge and Information Visualization. LNCS 3426. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2005. 385 p.

Загрузки

Опубликован

27-12-2024

Как цитировать

Выровцева, Е. (2024). Логико-семантические типы возражения в комментариях пользователей научно-популярных массмедиа. Знак: проблемное поле медиаобразования, (4 (54), 101–108. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-54-4-101-108

Выпуск

Раздел

Речевые модели и стратегии медиадискурса

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.