Игра как симуляция: феноменология и культурный потенциал

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-54-4-93-100

Ключевые слова:

игры, настольные игры, компьютерные игры, игровые исследования, людология

Аннотация

Статья посвящена теоретическому анализу игры как культурного феномена с целью выработки новых теоретических рамок и методологической платформы исследования. Автор определяет основные проблемные зоны уже сформировавшихся и устойчивых подходов: дескриптивной дефиниции Й. Хейзинга и терминологического пессимизма Л. Витгенштейна. Автор предлагает интерпретировать игры как метод познания и отражения мира, реализуемый через симуляции первого (отражение объективной реальности) и второго (моделирование других симуляций) порядка. Выдвинутая гипотеза позволяет по-новому взглянуть на ключевые характеристик игр, таких как иммерсивность, интерактивность, симулятивность и диморфность.

Игру рассматривается как до сих пор не неманифестированную эпистемологическую традицию, сопоставимую с магией, религией и наукой. Автор акцентирует внимание на динамике изменения игровых методов в историческом и культурном контексте, анализирует современные геймдизайнерские практики, включая модульные и «legacy»-игры, демонстрируя эволюцию участия игроков в создании и модификации игровых систем.

Особое внимание уделено симулятивной природе игр, которая отличается от имитационных характеристик, присущих, например, различным видам искусства. Игры моделируют процессы реальности, предоставляя игрокам возможность активного взаимодействия и познания. Автор утверждает, что даже абстрактные игры сохраняют элементы симуляции через их связь с историческими прототипами или являются симуляциями второго порядка (симуляцией симуляций). Итоговые выводы подтверждают значимость игр как платформ для анализа культурных нарративов, образовательных процессов и формирования коллективного опыта. Работа предлагает новые фундаментальные теоретические рамки для исследований в области культурной теории игр.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области), № 24-28-20177, https://rscf.ru/project/24-28-20177

Биографии авторов

Иван Тузовский, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

доктор культурологии, доцент, профессор кафедры философии и культурологии, гейм-дизайнер Open Borders Studio, издательский дом «Мир Хобби»

Наталья Зыховская, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и литературы

Библиографические ссылки

Wittgenstein, L. (1945). Filosofskie issledovanija [Philosophical Investigations]. Retrieved from: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000273/st000.shtml (in Russ).

Grigoryeva, E. K. (2016). Problema opredelenija ponjatija igry [The problem of defining the concept of a game]. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki, tehniki i obrazovanija, 2, 113–116. (in Russ).

Caillois, R. (2007). Igry i ljudi; Stat'i i jesse po sociologii kul'tury [Games and People; Articles and Essays on the Sociology of Culture]. Moscow: OGI. (Nation and Culture / Scientific Heritage: Anthropology). 304 p. (in Russ).

Koster, R. (2018). Razrabotka igr i teorija razvlechenij [Game Design and the Theory of Fun]. Moscow: DMK Press. 288 p. (in Russ).

Kostetsky, V. V. (2002) Metafizika igry: otpredstavlenija k ponjatiju [Metaphysics of the Game: From Representation to Concept]. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena, vol. 2, 2. 23–36. (in Russ).

McGonigal, J. (2018). Real'nost' pod voprosom. Pochemu igry delajut nas luchshe i kak oni mogut izmenit' mir [Reality is Broken: Why Games Make Us Better and How They Can Change the World]. Moscow: Mann, Ivanov, and Ferber. 384 p. (in Russ).

Popper, K. R. (1983). Logika i rost nauchnogo znanija (Izbrannye raboty) [The Logic and Growth of Scientific Knowledge]. Moscow: Progress. 605 p. (in Russ).

Tuzovsky, I. D. (2023). Anti-Hejzinga, ili k voprosu o tom, javljaetsja li igra osnovaniem kul'tury [Anti-Huizinga: Is Play the Basis of Culture?]. Chelyabinskij Gumanitarij, 1 (62), 69–77. (in Russ).

Tuzovsky, I. D. (2024) Anti-Hejzinga 2, ili k voprosu ob universal'nom opredelenii igry [Anti-Huizinga: On the issue about universal definition of the game]. Chelyabinskij Gumanitarij, 2 (67), 84–90. (in Russ).

Fink, E. (1988). Osnovnye fenomeny chelovecheskogo bytija [Play as Symbol of the world and Other Writings]. Problema cheloveka v zapadnoj filosofii. Moscow.: Progress. 552 p. (in Russ).

Feyerabend, P. K. (2007). Against Method: Outline of an Anarchist Theory of Knowledge. Moscow: AST; AST-Khranitel. 413 p. (in Russ).

Huizinga, J. (2022). Chelovek igrayushchiy [Homo Ludens: A Study of the Play-Element in Culture]. St. Petersburg: Azbuka, Azbuka-Attikus. 400 p. (in Russ).

Howard, N. (2023). Paradoxes of Rationality: Games, Metagames, and Political Behavior. MIT Press. 272 р.

Maxwell, J. K. (1872). Theory of Heat. London : Longmans, Green, and Co.. https://www3.nd.edu/~powers/ame.20231/maxwell1872.pdf.

Merton, R. (1995). The Thomas Theorem and The Matthew Effect. Social Forces, Vol. 74, Issue 2. 379–422.

Russell, B. (1952). Is There a God? The Collected Papers of Bertrand Russell, Volume 11: Last Philosophical Testament, 1943-68, ed. John G. Slater and Peter Kцllner (London: Routledge, 1997). 543–548. URL: https://www.personal.kent.edu/~rmuhamma/Philosophy/RBwritings/isThereGod.htm.

Загрузки

Опубликован

27-12-2024

Как цитировать

Тузовский, И., & Зыховская, Н. (2024). Игра как симуляция: феноменология и культурный потенциал. Знак: проблемное поле медиаобразования, (4 (54), 93–100. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-54-4-93-100

Выпуск

Раздел

Игровые формы коммуникации

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.