Археологический памятник в призме пользовательского контента: исследование запросов авторов и аудитории

Авторы

  • Светлана Панюкова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-54-4-6-12

Ключевые слова:

пользовательский контент, Аркаим, популяризация археологии, публичная археология, социологический опрос, ВКонтакте

Аннотация

В данном исследовании на примере конкретного исторического памятника Аркаим (эпоха поздней бронзы Евразийских степей), расположенного в Челябинской области, рассматривается роль пользовательского контента в формировании медиаобраза археологического феномена. Описываются категория «публичной археологии» в контексте российского медиапространства и значимые проблемы репрезентации данной области наук. Главная задача работы – обозначить специфические черты пользовательского контента об археологическом феномене и проанализировать общие характеристики авторов подобных записей, их влияние на создаваемые публикации. С этой целью структурируются и подробно описываются данные социологического опроса, проведенного в ходе пяти экспедиций на Аркаим в 2023 году при поддержке РНФ и Челябинской области, в котором приняли участие 443 респондента. Далее посредством метода контент-анализ рассматриваются 95 пользовательских публикаций, размещенных на официальном аккаунте историко-археологического музея-заповедника «Аркаим» за 2023 год. Прежде всего данные материалы описываются с позиций их формы (тип контента) и содержания (о чем сообщается в постах). Помимо этого, приводится метрика сообщества, позволяющая зафиксировать интересы массовой аудитории, а также описываются популярные пользовательские посты, попавшие в выборку. Проведенная работа позволяет решить ряд исследовательских задач: 1) описать портрета пользователя, склонного к размещению публикаций об археологическом памятнике в массовой медиасреде; 2) зафиксировать взаимосвязь между характеристиками авторов контента и размещаемых ими материалов; 3) сделать вывод о высокой популярности пользовательского контента у массовой аудитории; 4) охарактеризовать пользовательский контент об археологическом памятнике с позиций формата и содержания.

Благодарности: Статья подготовлена в рамках гранта Российского научного фонда № 23-18-20098 (региональный конкурс Челябинской области), проект: «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)».

Биография автора

Светлана Панюкова, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры медиапроизводства

Библиографические ссылки

Zdanovich, D. G., Kogan, E. I. & Orlova, N. N. (1999). Arkaim. 1987–1997 Bibliograficheski yukazatel’ [Arkaim. 1987–1997 Bibliographic Index]. Chelyabinsk, 120 p. (in Russ.).

Byikova, M. S. & Borodovskiy, A. P. (2016). Otrazhenie v federalnyih elektronnyih sredstvah massovoy informatsii sobyitiy po arheologii epohi paleometalla v Rossii i mire [Reflection in the federal electronic media of events on archeology of the era of paleometal in Russia and the world]. Universitetskij gumanitarij, 2, 38–57 (in Russ.).

Gurova, E. K. & Lomykina, N. Ju. (2021) Pol'zovatel'skij kontent: problemy, vyzovy, metody izuchenija [User-generated content: problems, challenges, learning methods]. Pol'zovatel'skij kontent v sovremennoj kommunikacii. Chelyabinsk : Chelyabinsk State UniversityPubl., 299–302. (In Russ.).

Zagidullina, M. V. (2017). Kak izmerit’ populyarnost’ Arkaima? golosa vstroennykh metrik vkontekste teorii panmediatizatsii [How to measure the popularity of Arkaim? voices of embedded metrics in the context of the theory of panmediatization]. Gorizonty tsivilizatsii, 8, 38–67. (in Russ.).

Zdanovich, G. B., Malyutina, T. S. & Zdanovich, D. G. (2020) Arkaim. Arheologiya ukreplyonnyh poselenij [Arkaim. Archaeology of fortified settlements]. Chelyabinsk : Chelyabinsk State UniversityPubl., 449. (In Russ.).

Zubanova, L. B. (2023) Jezotericheskij i medijnyj shlejf memorial'nogo landshafta: teoreticheskie aspekty i arhitekturnye konturypolevogo issledovanija [The esoteric and media trail of the memorial landscape: theoretical aspects and architectural contours of field research]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (50), 79–84. (In Russ.).

Kim, M. N. (2021) Pol'zovatel'skij kontent: problemy zhanroobrazovanija [User-generated content: problems of genre formation]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 3 (147), 70–79. (In Russ.).

Krasnoyarova, O. V. (2013) Civic journalism as an incentive for the development of professional journalism [Citizen journalism as an incentive for the development of professional journalism]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 1, 121–125. (In Rus).

Marchenkov, A. (2011) Grazhdanskaja zhurnalistika: ponjatie, napravlenija, subjekty [Civic journalism: the concept, directions, subjects]. 60 parallel', 3 (42), 16–23. (In Rus).

Medvedeva, A. R. Mediainstrumentarij vovlechenija v arheologicheskuju tematiku (na primere portala «Arzamas») [Media tools for involvement in archaeological topics (using the example of the Arzamas portal)]. Cheljabinskij gumanitarij, 3 (56), 25–32. (In Rus).

Medvedeva, A. R. (2023) Mediashlejf solncestojanija v sopostavlenii s mediainformirovannost'ju posetitelej Arkaima [The Solstice media trail in comparison with the media awareness of Arkaim visitors]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (50), 89–95. (In Rus).

Paniukova, S. A. (2021) Osveshhenie fenomena Arkaima v kontekste nauchno-populjarnoj zhurnalistiki [Coverage of the Arkaim phenomenon in the context of popular science journalism]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya, 4 (42), 151–157. (in Russ.).

Putenihin, V. P. (2009). Mesto sily – gorod Arkaim [Place of power – the city of Arkaim]. Rostov-na-Donu, Feniks. 352 p. (in Russ.).

Simakova, S. I. (2021). Vizual'nyj obraz Arkaima v materialah SMI [The visual image of Arkaim in media materials]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2 (40), 129–142. (in Russ.).

Topchii, I. V. (2021). Oficial'nyj sajt muzeja: kriterii ocenki sajta i ih aprobacija na primere portala cheljabinskogo gosudarstvennogo istoriko-kul'turnogo zapovednika «Arkaim» [The official site of the museum: criteria for evaluating the site and their testing on the example of the portal of the Chelyabinsk state historical and cultural reserve "Arkaim"]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (41), 27–36. (in Russ.).

Judina I. G. & Lavrik O. L. (2022) Razvitie russkojazychnyh i anglojazychnyh terminov i ustojchivyh slovosochetanij v oblasti vzaimootnoshenija obshhestva i nauki [The development of Russian-language and English-language terms and stable phrases in the field of the relationship between society and science]. Sociologija nauki i tehnologij, 13 (3), 89–117. (in Russ.).

Moshenska, G. (2017) Key concepts in public archaeology. London : UCL Press. 252 p.

McGimsey, C. R. (1972) Public archaeology. N. Y. 265 p.

Загрузки

Опубликован

27-12-2024

Как цитировать

Панюкова, С. (2024). Археологический памятник в призме пользовательского контента: исследование запросов авторов и аудитории. Знак: проблемное поле медиаобразования, (4 (54), 6–14. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-54-4-6-12

Выпуск

Раздел

Публичная сфера в аспекте массовых коммуникаций

Похожие статьи

1 2 3 4 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.