Специфика медийной гиперлокальности археологического памятника Аркаим
DOI:
https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-53-3-99-107Ключевые слова:
Аркаим, археологический памятник, гиперлокальные медиа, литературность, образ, система образов, меморативный ландшафтАннотация
В статье обосновывается возможность восприятия ландшафта археологического памятника Аркаим а) в качестве медиатекста, где находит отражение феномен литературности; б) в качестве гиперлокального медиа. При этом помимо территориального критерия медийной гиперлокальности рассматривается и тематико-функциональный критерий. Высказывается предположение о том, что второму критерию соответствует медиа, контент которого а) локализован в подчеркнуто узкой тематике, представленной в нескольких устойчивых подтематических аспектах; б) направлен не столько на обобщенное информирование, сколько на решение актуальных для представителя аудитории прикладных задач гуманитарного или иного свойства. Выраженная и максимально конкретизированная функциональность отличает гиперлокальное медиа (по тематико-функциональному критерию) от специализированного или обычного узкотематического. Утверждается, что тематика Аркаима как медиа делится на своеобразные рубрики – четкие и устойчивые подтематические грани (в их числе история как наука, «место силы» и др.), в плоскостях которых реализуются разные функции – от просвещения до поиска идентичности. В статье также обозначаются источники проблем репрезентации Аркаима в традиционных медиа, а также возможные пути их решения. На примере Аркаима рассматривается потенциал гиперлокальности в качестве условия выполнения тем или иным медиа своей социальной и ценностноформирующей функции.
Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) No 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)».
Библиографические ссылки
Antropova, V. V. (2022). Kontseptosfera “dukhovnost’” [Concept Sphere “Spirituality” in Journalistic Discourse: Explication of Values]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 195 p. https://www.doi.org/10.47475/9785727118504. (In Russ.).
Assmann, J. (2004). Kul’turnaya pamyat’: Pis’ma, pamyat’ o proshlom i politicheskaya identichnost’ v vysokikh kul’turakh drevnosti [Cultural Memory: Letters, Memory of the Past, and Political Identity in High Cultures of Antiquity]. Moscow: Yazyki Slavyanskoy Kul’tury, 368 p. (In Russ.).
Barthes, R. (1989). Izbrannye raboty: Semiotiка, Poetika [Selected Works: Semiotics, Poetics]. Moscow Progress, 616 p. (In Russ.).
Bushev, A. B., & Ivanova, Y. (2016). Novaya sreda sotsial’nogo diskursa: gorodskaya internet-gazeta (na primere The Village) [The New Environment of Social Discourse: Urban Internet Newspaper (Based on The Village)]. Sovremennyy Diskurs-Analiz, 2 (15), 59–72. (In Russ.).
Vandyshov, M. N., Veselkova, N. V., & Pryamikova, E. V. (2022). Memorativnyy landshaft: kontseptsiya i opyt primeneniya [Memorial Landscape: Concept and Application Experience]. Sociologiya Vlasti, 34 (1), 69–94. (In Russ.).
Vorobyev, V. P. (2019). Funktsional lokal’nykh media [Functionality of Local Media]. Multimediynaya Zhurnalistika: Mediakommunikatsii i Mediaindustriya. Materialy II Mezhdunarodnoy Nauchno-Prakticheskoy Konferentsii, 8–12. (In Russ.).
Dovbysh, O. S. (2020). Rol’ giperlokal’nykh media v kommunikatsii mezhdu vlast’yu i obshchestvom v rossiyskikh regionakh [The Role of Hyperlocal Media in Communication Between Authorities and Society in Russian Regions]. Zhurnal Issledovaniy Sotsial’noy Politiki, 18 (3), 475–490. https://www.doi.org/10.17323/727-0634-2020-18-3-475-490. (In Russ.).
Girts, K. (2004). Interpretatsiya kul’tur [Interpretation of Cultures]. Moscow: ROSSPEN. (In Russ.).
Zagidullina, M. V. (2019). Esteticheskie patterny v giperlokal’nykh media: podrazhaniye i kreativ v mediaobrazovatelnых proyektakh budushchikh zhurnalistov [Aesthetic Patterns in Hyperlocal Media: Imitation and Creativity in Media Educational Projects of Future Journalists]. MEDIAObrazovanie: vektory integratsii v tsifrovoye prostranstvo. Materialy IV Mezhdunarodnoy Nauchnoi Konferentsii, 305–309. (In Russ.).
Zorin, K. A. (2022). Studencheskie SMI gorodov-millionnikov Rossii kak chast’ gorodskikh kommunikatsiy: otsenka potentsiala [Student Media of Million Cities in Russia as Part of Urban Communications: Assessment of Potential]. Novye trendy zhurnalistiki i mediakommunikatsiy. Materialy Mezhdunarodnoy Nauchno-Prakticheskoy Konferentsii, 22–28. (In Russ.).
Kupriyanova, E. V. (2021). Arkaim: rozhdenie legendy [Arkaim: Birth of a Legend]. Chelyabinsk: Krai RA, 224 p. (In Russ.).
Kurushkin, S. V. (2020). Giperlokalizatsiya v sisteme rossiyskogo megapolisa: k voprosu ob opredelenii ponyatiya [Hyperlocalization in the System of Russian Megapolis: On the Issue of Defining the Concept]. Chelyabinskij Gumanitarij, 4 (53), 36–40. https://www.doi.org/10.24411/1999-5407-2020-10405. (In Russ.).
McLuhan, M. (2022). Galaktika Gutenberga [The Gutenberg Galaxy]. Moscow: Academic Project, 443 p. (In Russ.).
Pichugina, O. A., & Morozova, L. V. (2017). Mobil’nye prilozheniya v kommunikativnom prostranstve goroda [Mobile Applications in the Communicative Space of the City]. Sovremennyye Informatsionnye i Kommunikativnye Tekhnologii v Global’nom Mire: Vyzovy i Vozmozhnosti. Sbornik Nauknykh Statey po Materialam Mezhdunarodnoy Nauchno-Prakticheskoy Konferentsii, 215–218. (In Russ.).
Pichugina, O. A. (2016). Transmediinoye povestvovanie v kommunikativnom prostranstve megapolisa [Transmedia Narratives in the Communicative Space of the Megapolis]. Kommunikologiya, 4 (5), 225–238. (In Russ.).
Safonov, A. V., & Topchii, I. V. (2023). Sistema obrazov memorativnogo landshafta arkheologicheskogo pamyatnika Arkaim kak faktor ego populyarizatsii [The System of Images of the Memorial Landscape of the Archaeological Site Arkaim as a Factor in Its Popularization]. Znak: Problemmnoe Pole Mediaobrazovanija, 4 (50), 102–111. https://www.doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50- 4-102-111. (In Russ.).
Shestakova, E. G. (2016). Mediaslovo i mediatekst: vzglyad s teorritorii literaturovedeniya [Media Word and Media Text: A View from the Territory of Literary Studies]. Nauchnyye Vedomosti Belgorodskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Seriya: Gumanitarnye Nauki, 14 (235), 109–114. (In Russ.).
Yudina, E. Yu. (2023a). Giperlokal’nye studencheskie media kak ploshchadka razvitiya i sokhraneniya traditsiy nastavnichestva [Hyperlocal Student Media as a Platform for Development and Preservation of Mentorship Traditions]. Dinamika Mediasistem, 3 (1), 462–471. (In Russ.).
Yudina, E. Yu. (2023b). Perekhod k professional’noy kul’ture kak rezultat sozdaniya kontenta dlya giperlokal’nogo uchebnogo media [Transition to Professional Culture as a Result of Content Creation for Hyperlocal Educational Media]. Gorizonty Tsivilizatsii, 14 (1), 128–140. (In Russ.).
Jung, C. G. (2019). Arkhetipy i kollektivnoe bessoznatel’noe [Archetypes and the Collective Unconscious]. Moscow: AST, 552. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Знак: проблемное поле медиаобразования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.