Специфика медийной гиперлокальности археологического памятника Аркаим

Авторы

  • Андрей Сафонов Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-53-3-99-107

Ключевые слова:

Аркаим, археологический памятник, гиперлокальные медиа, литературность, образ, система образов, меморативный ландшафт

Аннотация

В статье обосновывается возможность восприятия ландшафта археологического памятника Аркаим а) в качестве медиатекста, где находит отражение феномен литературности; б) в качестве гиперлокального медиа. При этом помимо территориального критерия медийной гиперлокальности рассматривается и тематико-функциональный критерий. Высказывается предположение о том, что второму критерию соответствует медиа, контент которого а) локализован в подчеркнуто узкой тематике, представленной в нескольких устойчивых подтематических аспектах; б) направлен не столько на обобщенное информирование, сколько на решение актуальных для представителя аудитории прикладных задач гуманитарного или иного свойства. Выраженная и максимально конкретизированная функциональность отличает гиперлокальное медиа (по тематико-функциональному критерию) от специализированного или обычного узкотематического. Утверждается, что тематика Аркаима как медиа делится на своеобразные рубрики – четкие и устойчивые подтематические грани (в их числе история как наука, «место силы» и др.), в плоскостях которых реализуются разные функции – от просвещения до поиска идентичности. В статье также обозначаются источники проблем репрезентации Аркаима в традиционных медиа, а также возможные пути их решения. На примере Аркаима рассматривается потенциал гиперлокальности в качестве условия выполнения тем или иным медиа своей социальной и ценностноформирующей функции.

Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (совместно с органами власти Челябинской области) No 23-18-20098, https://rscf.ru/project/23-18-20098, проект «Материализованная идентичность: конструирование памяти в социально-экономической перспективе (на примере археологического памятника Аркаим)».

Биография автора

Андрей Сафонов, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории медиа

Библиографические ссылки

Antropova, V. V. (2022). Kontseptosfera “dukhovnost’” [Concept Sphere “Spirituality” in Journalistic Discourse: Explication of Values]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 195 p. https://www.doi.org/10.47475/9785727118504. (In Russ.).

Assmann, J. (2004). Kul’turnaya pamyat’: Pis’ma, pamyat’ o proshlom i politicheskaya identichnost’ v vysokikh kul’turakh drevnosti [Cultural Memory: Letters, Memory of the Past, and Political Identity in High Cultures of Antiquity]. Moscow: Yazyki Slavyanskoy Kul’tury, 368 p. (In Russ.).

Barthes, R. (1989). Izbrannye raboty: Semiotiка, Poetika [Selected Works: Semiotics, Poetics]. Moscow Progress, 616 p. (In Russ.).

Bushev, A. B., & Ivanova, Y. (2016). Novaya sreda sotsial’nogo diskursa: gorodskaya internet-gazeta (na primere The Village) [The New Environment of Social Discourse: Urban Internet Newspaper (Based on The Village)]. Sovremennyy Diskurs-Analiz, 2 (15), 59–72. (In Russ.).

Vandyshov, M. N., Veselkova, N. V., & Pryamikova, E. V. (2022). Memorativnyy landshaft: kontseptsiya i opyt primeneniya [Memorial Landscape: Concept and Application Experience]. Sociologiya Vlasti, 34 (1), 69–94. (In Russ.).

Vorobyev, V. P. (2019). Funktsional lokal’nykh media [Functionality of Local Media]. Multimediynaya Zhurnalistika: Mediakommunikatsii i Mediaindustriya. Materialy II Mezhdunarodnoy Nauchno-Prakticheskoy Konferentsii, 8–12. (In Russ.).

Dovbysh, O. S. (2020). Rol’ giperlokal’nykh media v kommunikatsii mezhdu vlast’yu i obshchestvom v rossiyskikh regionakh [The Role of Hyperlocal Media in Communication Between Authorities and Society in Russian Regions]. Zhurnal Issledovaniy Sotsial’noy Politiki, 18 (3), 475–490. https://www.doi.org/10.17323/727-0634-2020-18-3-475-490. (In Russ.).

Girts, K. (2004). Interpretatsiya kul’tur [Interpretation of Cultures]. Moscow: ROSSPEN. (In Russ.).

Zagidullina, M. V. (2019). Esteticheskie patterny v giperlokal’nykh media: podrazhaniye i kreativ v mediaobrazovatelnых proyektakh budushchikh zhurnalistov [Aesthetic Patterns in Hyperlocal Media: Imitation and Creativity in Media Educational Projects of Future Journalists]. MEDIAObrazovanie: vektory integratsii v tsifrovoye prostranstvo. Materialy IV Mezhdunarodnoy Nauchnoi Konferentsii, 305–309. (In Russ.).

Zorin, K. A. (2022). Studencheskie SMI gorodov-millionnikov Rossii kak chast’ gorodskikh kommunikatsiy: otsenka potentsiala [Student Media of Million Cities in Russia as Part of Urban Communications: Assessment of Potential]. Novye trendy zhurnalistiki i mediakommunikatsiy. Materialy Mezhdunarodnoy Nauchno-Prakticheskoy Konferentsii, 22–28. (In Russ.).

Kupriyanova, E. V. (2021). Arkaim: rozhdenie legendy [Arkaim: Birth of a Legend]. Chelyabinsk: Krai RA, 224 p. (In Russ.).

Kurushkin, S. V. (2020). Giperlokalizatsiya v sisteme rossiyskogo megapolisa: k voprosu ob opredelenii ponyatiya [Hyperlocalization in the System of Russian Megapolis: On the Issue of Defining the Concept]. Chelyabinskij Gumanitarij, 4 (53), 36–40. https://www.doi.org/10.24411/1999-5407-2020-10405. (In Russ.).

McLuhan, M. (2022). Galaktika Gutenberga [The Gutenberg Galaxy]. Moscow: Academic Project, 443 p. (In Russ.).

Pichugina, O. A., & Morozova, L. V. (2017). Mobil’nye prilozheniya v kommunikativnom prostranstve goroda [Mobile Applications in the Communicative Space of the City]. Sovremennyye Informatsionnye i Kommunikativnye Tekhnologii v Global’nom Mire: Vyzovy i Vozmozhnosti. Sbornik Nauknykh Statey po Materialam Mezhdunarodnoy Nauchno-Prakticheskoy Konferentsii, 215–218. (In Russ.).

Pichugina, O. A. (2016). Transmediinoye povestvovanie v kommunikativnom prostranstve megapolisa [Transmedia Narratives in the Communicative Space of the Megapolis]. Kommunikologiya, 4 (5), 225–238. (In Russ.).

Safonov, A. V., & Topchii, I. V. (2023). Sistema obrazov memorativnogo landshafta arkheologicheskogo pamyatnika Arkaim kak faktor ego populyarizatsii [The System of Images of the Memorial Landscape of the Archaeological Site Arkaim as a Factor in Its Popularization]. Znak: Problemmnoe Pole Mediaobrazovanija, 4 (50), 102–111. https://www.doi.org/10.47475/2070-0695-2023-50- 4-102-111. (In Russ.).

Shestakova, E. G. (2016). Mediaslovo i mediatekst: vzglyad s teorritorii literaturovedeniya [Media Word and Media Text: A View from the Territory of Literary Studies]. Nauchnyye Vedomosti Belgorodskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Seriya: Gumanitarnye Nauki, 14 (235), 109–114. (In Russ.).

Yudina, E. Yu. (2023a). Giperlokal’nye studencheskie media kak ploshchadka razvitiya i sokhraneniya traditsiy nastavnichestva [Hyperlocal Student Media as a Platform for Development and Preservation of Mentorship Traditions]. Dinamika Mediasistem, 3 (1), 462–471. (In Russ.).

Yudina, E. Yu. (2023b). Perekhod k professional’noy kul’ture kak rezultat sozdaniya kontenta dlya giperlokal’nogo uchebnogo media [Transition to Professional Culture as a Result of Content Creation for Hyperlocal Educational Media]. Gorizonty Tsivilizatsii, 14 (1), 128–140. (In Russ.).

Jung, C. G. (2019). Arkhetipy i kollektivnoe bessoznatel’noe [Archetypes and the Collective Unconscious]. Moscow: AST, 552. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

12-11-2024

Как цитировать

Сафонов, А. (2024). Специфика медийной гиперлокальности археологического памятника Аркаим. Знак: проблемное поле медиаобразования, (3 (53), 99–107. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-53-3-99-107

Выпуск

Раздел

Культурология медиа

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.