Тематические и жанровые особенности научно-познавательного контента в детских журналах начала XX века (на примере журнала «Маяк»)
DOI:
https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-53-3-82-90Ключевые слова:
детский журнал, научно-популярный журнал, контент, жанр, научно-познавательная журналистика, просветительская деятельность, популяризация науки, история журналистикиАннотация
Цель данного исследования – выявление тематических и жанровых особенностей научно- познавательного контента иллюстрированного детского журнала «Маяк» (1909–1918). Обзор современных исследований, посвященных истории журналистики, показывает, что дореволюционная периодика для детей и юношества остается малоизученной, особенно издания начала ХХ столетия. В ходе подготовки данной статьи выполнен подробный анализ содержания журнала «Маяк», что вносит вклад в изучение истории детской журнальной прессы и научно-популярной журналистики. Публикации познавательного характера составляли постоянную часть журнала, основные тематические направления: география, естествознание, технические науки и изобретения, история, лингвистика. Описания путешествий и природных явлений, флоры и фауны занимали значительное место на страницах издания, помогали развивать познавательную деятельность, бережное отношение к природе, социальную ответственность. Этнографические очерки и рассказы вызывали интерес к культуре разных стран и регионов, распространяли идеи интернационального братства, межкультурного диалога. В журнале публиковались жизнеописания выдающихся людей, очерки и беседы о различных явлениях и открытиях в областях естественных наук и технологий. Просветительская направленность определяла и формирование литературно-художественного отдела: реалистичные рассказы и повести перекликались с естественнонаучной и технической частью издания. Журнал способствовал активному восприятию действительности, отличался прагматизмом, многие публикации имели прикладной характер. Журнал уделял особое внимание наглядному сопровождению текстов, публикуя многочисленные иллюстрации. Активная просветительская работа, разнообразные темы и формы научно-популярных публикаций определяют заметное место журнала «Маяк» в системе детско-юношеской периодики начала ХХ века.
Библиографические ссылки
Bozhkova, A. I. (2018). Evolyutsiya predstavleniy o nauchno-poznavatel'noy literature dlya detey v dorevolyutsionnoy Rossii i SSSR [Evolution of representations about scientific and cognitive literature for children in pre-revolutionary Russia and the USSR]. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii, 2, 120–125. (In Russ.).
Vikulova, L. G., Korneeva, V. A. (2022). Yazykovye sredstva populyarizatsii aktual'nykh nauchnykh znaniy (na materiale zhurnala «Kommersant" Nauka») [Language means of promoting relevant scientific knowledge (based on «Kommersant Nauka» journal)]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Teoriya yazyka. Yazykovoe obrazovanie, 4, 102–117. (In Russ.).
Gaymanova, E. V. (2012). Dorevolyutsionnye zhurnaly dlya detey i yunoshestva kak sredstvo inkul'turatsii [Pre-revolutionary magazines for children and youth as a means of inculturation]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 1, 88–92. (In Russ.).
Gordeeva, E. Yu. (2013). Detskaya literatura v Rossii na rubezhe XIX–XX vv. (po materialam «Izvestiy knizhnykh magazinov Tovarishchestva M. O. Vol'f») [The literature for children in Russia at the turn of the 19 th–20 th centuries (based on the materials of the bulletin of M. O. Wolf’s association of bookstores]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 4, 207–213. (In Russ.).
Kapustina, G. L. (2014). Detskaya periodika: istoricheskiy, funktsional'no-tipologicheskiy i soderzhatel'nyy aspect [Children’s periodicals: historical, typological and functional aspects and substantive aspects]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki, 1, 99–105. (In Russ.).
Kolesova, L. N. (2014). Detskie zhurnaly Rossii (1785–1917) [Children’s magazines of Russia (1785–1917)]. Petrozavodsk: Publishing house of PetrSU, 260 p. (In Russ.).
Koloev, A. S. (2011). Tipologicheskie osobennosti nauchno-prosvetitel'skoy pressy dlya detey i podrostkov [Typological features of scientific and educational press for children and adolescents]. Nauka i sovremennost', 14, 15–19. (In Russ.).
Kornilova, V. V. (2011). Detskie illyustrirovannye zhurnaly Sankt-Peterburga XIX v. [St. Petersburg’s illustrated magazines for children in 19 th century]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, 4, 82–96. (In Russ.).
Kravchenko, E. V. (2021). Konstruirovanie detstva v Rossii kontsa XIX – nachala XX vv.: ot teorii k izucheniyu diskursivnykh praktik (na primere detskoy periodicheskoy pressy dlya srednego i starshego vozrasta) [Designing childhood in Russia in the late XIX – early XX centuries: from theory to the study of discursive practices (on the example of children’s periodical press for middle and older age)]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal, T. 10, 10, 143–146. (In Russ.).
Krylov, G. E. (2024). Naglyadnost' v zhurnale «Zadushevnoe slovo» izdatel'stva M. O. Vol'fa [Visibility in the magazine «Zadushevnoe slovo» by Wolf Publishing house]. #Uchenichestvo, 1, 18–26. (In Russ.).
Kuz'min, V. L. & Rogoten', N. N. (2019). Detskie khudozhestvennye i nauchno-populyarnye proizvedeniya: opyt populyarizatsii geograficheskikh znaniy [Fiction and non-fiction for children: the experience in popularizing geographical knowledge]. Kompleksnye issledovaniya detstva, T. 1, 3. 246–254. (In Russ.).
Lapshina, G. S. (2019). Zhurnal «Bibliograf» N. M. Lisovskogo i literatura dlya detey [N. M. Lisovsky’s magazine «Bibliographer» and children’s literature]. Medi@l'manakh, 2, 89–102. (In Russ.).
Litke, M. V. (2014). Nauchno-populyarnye i nauchno-poznavatel'nye zhurnaly: problema tipologicheskoy klassifikatsii [Popular science magazines and magazines of the science-based knowledge: problem of typological classification]. Zhurnalistskiy ezhegodnik, 3, 59–65. (In Russ.).
Makarenko, E. Yu. (2020). Detskiy illyustrirovannyy zhurnal: kontent-strategii i tekhnologii [Children’s illustrated magazine: content strategies and technologies]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. T. 26, 1, 60–73. (In Russ.).
Makarenko, E. Yu. (2016). Dorevolyutsionnye detskie zhurnaly: tipologiya i dizayn [Pre-revolutionary children’s magazines: typology and design]. Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya, 3, 67–73. (In Russ.).
Rodigina, N. N. (2019). Zhurnal «Zadushevnoe slovo» kak aktor obrazovatel'nogo prostranstva Rossiyskoy imperii vtoroy poloviny XIX – nachala XX v. [The magazine «Zadushevnoe slovo» as the actor of the educational space of the Russian Empire in the second half of XIX – early XX century]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2, 73–84. (In Russ.).
Strukova, T. V. & Borisova, O. O. (2021). «Detskoe chtenie dlya serdtsa i razuma» i «Rastushchiy vinograd» – pervye periodicheskie izdaniya dlya detey i yunoshestva v Rossii [«Children’s reading for the heart and mind» and «Growing grapes» – the first periodicals for children and youth in Russia]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2. 109–114. (In Russ.).
Fateeva, M. S. (2022). «Podsnezhnik. Zhurnal dlya detskogo i yunosheskogo vozrastov» (Sankt-Peterburg, 1858–1862). Rospis' soderzhaniya [«Podsnezhnik. Children and youth magazine» (St. Petersburg, 1858–1862). Table of contents]. Literaturnyy fakt, 4. 248–277. (In Russ.).
Khellman, B. (2016). Skazka i byl'. Istoriya russkoy detskoy literatury [Fairy tales and True stories. The history of Russian literature for children]. Moscow: New Literary Review, 560 p. (In Russ.).
Cherepneva, L. M. (2020). Pervyy rossiyskiy zhurnal dlya detey «Detskoe chtenie dlya serdtsa i razuma» i ego rabota s auditoriey [The first Russian children’s magazine «Children’s reading for the heart and mind»]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10. Zhurnalistika, 3, 100–118. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Знак: проблемное поле медиаобразования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.