Практика актуализации патриотизма в медиапространстве Северного Кавказа
DOI:
https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-53-3-74-81Ключевые слова:
медиа, информационная повестка, Северный Кавказ, СКФО, патриотизм, патриотические практики, социальные акторы, медийный дискурсАннотация
Актуальность исследования обусловлена современными социокультурными вызовами и постоянным интересом отечественных и зарубежных ученых к теме «Патриотизм и СМИ».
Целью исследования, результаты которого излагаются в данной статье, являлось определение наиболее значимых способов актуализации идеи патриотизма в информационном пространстве Северного Кавказа, что предполагало решение ряда задач: установление специфики информационной повестки в региональном медиадискурсе о патриотизме; рассмотрение в рамках критического дискурс-анализа выбора акторов дискурсивного события и исследование дискурсивных стратегий в части их категоризации и номинации; выявление в медиатекстах интерпретации и оснований патриотизма и героев, репрезентирующих его. Источниковую базу исследования составили выявленные с помощью базы данных СМИ и системы контекстного поиска информационно-аналитической системы «Медиалогия» за три месяца (с 1 апреля по 30 июня 2023 года) 3832 медиатекста, где так или иначе говорили о патриотизме.
Установлено, что основной акцент в информационной повестке дня, связанной с патриотизмом, в информационном пространстве Северного Кавказа делается на репрезентации патриотических практик, в том числе тематически связанных с СВО. Вторым по распространенности поводом для включения понятия «патриотизм» в информационную повестку дня было выступление официальных лиц. Подобный выбор средствами массовой информации социальных акторов, безусловно, позволяет транслировать позицию власти, но в то же время не вполне достаточен для формирования и отражения общественного мнения. Мало представлена точка зрения лидеров мнения (религиозных деятелей, известных ученых, спортсменов, деятелей культуры и искусства и т.д.), единично – рядовых граждан.
Исследование показало, что медиа СКФО чаще всего видели основаниями для патриотизма Великую Победу и эпизоды Великой Отечественной войны, а героями, репрезентирующими российский патриотизм, соответственно, называли участников и ветеранов Великой Отечественной войны.
Благодарности: Статья выполнена в рамках Программы научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности 2023–2025 гг. (руководитель академик РАН В. А. Тишков). Проект «Патриотизм как интегрирующая ценность полиэтничного российского общества» (FSRN-2023-0025).
Библиографические ссылки
Ankudinov, I. A. (2024). Patrioticheskij diskurs v Runete: do i posle 24 fevralja 2022 g. [Patriotic discourse in RuNet: before and after February 24, 2022]. Monitoring obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social’nye peremeny, 2 (180), 153–177. https://www.doi.org/10.14515/monitoring.2024.2.2515. (In Russ.).
Vozzhenikov, A. V. & Kuznetsov, A. N. (2022). SMI kak sub’ekt formirovaniya patriotizma i grazhdanstvennosti: istoricheskii opyt i perspektivy [Mass media as a subject of formation of patriotism and civic consciousness: historical experience and prospects]. Kommunikologiya, 10 (1), 107–118. https://www.doi.org/10.21453/2311-3065-2022-10-1-107-118 (In Russ.).
Grebenshchikova, T. A. & Pavlova, N. D. (2019). Patrioticheskii diskurs v politicheskom internet-soobshchestve [Patriotic discourse in the political online community]. Voprosy psikholingvistiki, 4 (42), 34–49. https://www.doi.org/10.30982/2077-5911-2019-42-4-36-51 (In Russ.).
Grishanina, A. N. & Erofeeva, I. V. (2023). Faktor dukhovnosti v professional'noi ideologii sovremennogo zhurnalista: k voprosu o kul'turnoi pamyati [The spirituality factor in the professional ideology of a modern journalist: on the issue of cultural memory]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 2 (12), 216–231. https://www.doi.org/10.17150/2308-6203.2023.12(2).216-231 (In Russ.).
Evseev, A. Yu. (2024). Arkhivnye materialy SMI Chechenskoi respubliki kak instrument mediatranslyatsii natsional'noi pamyati [Archival materials of the media of the Chechen Republic as a tool for media broadcasting national memory]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2 (52), 6–14. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-52-2-6-14 (In Russ.).
Evseev, A. Yu. & Erofeeva, I. V. (2020). Mediaobraz Severnogo Kavkaza v SMI Chechenskoi respubliki kak instrument natsional'noi identifikatsii [Media image of the North Caucasus in the media of the Chechen Republic as a tool for national identification]. Gumanitarnyi vektor, 5 (15), 116–125. https://www.doi.org/10.21209/1996-7853-2020-15-5-116-125 (In Russ.).
Efanov, A. A. & Yudina, E. N. (2021). Mediaeffekty v sovremennom neoinformatsionnom obshchestve [Media effects in the modern neo-information society]. Kommunikologiya, 4 (9), 136–147. https://www.doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-4-136-147 (In Russ.).
Knyazeva, M. L. & Zelenina, E. V. (2019). Ponyatiino-smyslovaya paradigma patriotizma v publichnom diskurse Rossii [Conceptual and semantic paradigm of patriotism in the public discourse of Russia]. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva, 1 (1), 1–13. (In Russ.).
Lepilkina, O. I. & Ganzhara, O. A. (2023). Leksema “patriotism” i ee derivaty v mediatekstakh Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga: regional'nyi srez [The lexeme “patriotism” and its derivatives in media texts of the North Caucasus Federal District: regional cross-section]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika, 4, 128–132. (In Russ.).
Nikolaeva, O. V. (2020). Kommunikativnye praktiki realizatsii ritoriki patriotizma v kitaiskikh SMI na angliiskom yazyke [Communicative practices of implementing the rhetoric of patriotism in Chinese media in English]. Izvestiya Vostochnogo instituta, 1, 23–33. https://www.doi.org/10.24866/2542-1611/2020- 1/23-33 (In Russ.).
Prokhorov, E. P. (2009). Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki [Introduction to the theory of journalism]. Moscow: Aspect Press, 349 p. (In Russ.).
Rebrina, L. N. (2019). Formirovanie lokal'nogo patriotizma proshlogo: informatsionnyi balans kommunikativno-tekstovoi sredy [Formation of local patriotism of the past: information balance of the communicative and text environment]. Nauchnyi dialog, 2, 49–64. https://www.doi.org/10.24224/2227-1295-2019-2-49-64 (In Russ.).
Smolin, I. V. (2016). Funktsionirovanie kontsepta “patriotism” v diskurse SMI o Rossiiskoi armii [Functioning of the concept of “patriotism” in the media discourse about the Russian army]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury, 4 (154), 56–61. (In Russ.).
Shkondin, M. V. (2016). Zhurnalistika kak intellektual'naya sistema: aspekty tselostnosti [Journalism as an intellectual system: aspects of integrity]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii, 2 (26), 175–182. https://www.doi.org/10.17150/1993-3541.2016.26(2).175-182 (In Russ.).
Abdolian, L. F. & Takooshian, H. (2003). The USA Patriot Act: Civil Liberties, the Media, and Public Opinion. Fordham Urban Law Journal, 4 (30), 1429–1453.
Maniou, Th. A., Photiou, I. & Ketteni, E. (2016). Mediating Patriotism and Triumph through the National Press: Newspaper Content and Journalistic Perceptions. International Journal of Social Science Studies, 6 (4), 65–75.
Rababa, M. A., Issa, A. A. B. & Alkhaldi, I. (2018). The role of media in promoting patriotism values strategic vision proposed. Dirasat Human and Social Sciences, 3 (45), 181–209.
Waisbord, S. (2002). Journalism, risk, and patriotism. Journalism after September 11. Ed. by Barbie Zelizer and Stuart Allan. London; New York: Routledge, 201–219.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Знак: проблемное поле медиаобразования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.