Ювенильная журналистика как элемент медиаобразования детей и подростков. Опыт медиастудии «Сок» (г. Иркутск)

Авторы

  • Ирина Демина Байкальский государственный университет, Иркутск, Российская Федерация https://orcid.org/0000-0003-0306-3579
  • Наталья Мельникова Байкальский государственный университет, Иркутск, Российская Федерация

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-53-3-23-32

Ключевые слова:

ювенильная журналистика, медиаграмотность, медиаобразование детей и подростков, детские и подростковые медиастудии, медиастудия «СОК»

Аннотация

Актуальность статьи определяется тем, что, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.» обязательным стало открытие до декабря 2024 г. медиацентров в каждом образовательном учреждении. Целью статьи является определение методологических основ функционирования таких медиацентров и раскрытие опыта работы одного из них – медиастудии «СОК» в г. Иркутске. В международном информационном пространстве о медиаобразовании стали активно говорить в 1970-х гг., ЮНЕСКО начала активно развивать данное направление и проводить международные конференции по медиаобразованию. Медиаобразование и медиаграмотность – термины, тесно взаимосвязанные. При этом медиаобразование −процесс развития личности, медиаграмотность − результат медиаобразования. В России медиаобразование развивалось параллельно с ювенильной журналистикой. Существовали отдельные ее направления и научныешколы. В российских образовательных учреждениях медиаобразование является необязательным, но осуществляется на метапредметном уровне. В статье ювенильная журналистика рассматривается как часть медиаобразования, результатом которого становится повышение уровня медиаграмотности подростков. В Российской Федерации в настоящее время существует множество официально зарегистрированных и неофициальных ювенильных СМИ. В Иркутской области не существует единого реестра ювенильных медиаобъединений, и нет возможности с точностью посчитать, сколько детей и подростков охвачено данным видом деятельности. В статье описывается медиастудия «СОК» МАОУ ДО г. Иркутска «Станция юных натуралистов», выявлены ее достоинства и недостатки. Работа будет полезна руководителям существующих ювенильных объединений и подростковых редакций и медиапедагогам, которые находятся на этапе задумки или создания ювенильной редакции.

Биографии авторов

Ирина Демина, Байкальский государственный университет, Иркутск, Российская Федерация

доктор экономических наук, доцент, профессор, зав. кафедрой журналистики и маркетинговых технологий

Наталья Мельникова, Байкальский государственный университет, Иркутск, Российская Федерация

заместитель директора Медиацентра

Библиографические ссылки

Bekirova, E. Sh. (2020). Sravnenie razlichny'x variantov formulirovok ponyatij «mediaobrazovanie», «mediagramotnost'», «mediapedagogika» [Comparison of various formulations of the concepts "media education", "media literacy", "media pedagogy"]. Sovremennaya mediadidaktika: napravleniya, problemy', poiski [Modern media didactics: directions, problems, searches]. Yalta: Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the Federal State Educational Institution of Higher Education «V. I. Vernadsky Crimean Federal University». 32−37. (In Russ.).

Vezetiu, E. V. & Vovk, E. V. (2022). Integraciya mediaobrazovaniya v usloviyax sovremennoj shkoly' [Integration of media education in the context of a modern school]. MediaVektor, 4. 15−19. (In Russ.).

Zhilavskaya, I. V. (2009). Mediaobrazovanie molodezhnoj auditoria [Media education of youth audience]. Tomsk: TIIT. 322 p. (In Russ.).

Zhilavskaya, I. V. & Tulupov, V. V. (2019). Mediaobrazovanie: paradigmal'ny'j podxod [Media education: a paradigmatic approach]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: problemy' vy'sshego obrazovanija, 4. 36–40 (In Russ.).

Zaznobina, L. (1996). Zhivaya zhizn' i "virtual'naya real'nost'" [Problemy' soderzhaniya mediaobrazovaniya v kontekste shkol'nogo obrazovaniya] [Live life and "virtual reality": [Problems of the content of media education in the context of school education]]. Narodnoe obrazovanie, 9. 17−21. (In Russ.).

Zaznobina, L. (1999). Mediaobrazovanie na fone naturny'x zarisovok [Media education against the background of natural sketches]. Litseyskoe i gimnazicheskoe obrazovanie, 5. 58−64. (In Russ.).

Kazakov, A. A. (2020). Strukturno-soderzhatel'nye osobennosti otechestvennykh issledovaniy po problematike mediagramotnosti [Structural and substantive features of domestic studies on media literacy issues]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika, 4. 28−52. https://www.doi.org/10.30547/vestnik.journ.4.2020.2852. (In Russ.).

Kuzmina, M. V. (2016). Mediacentr obrazovatel'noj organizacii kak sreda formirovaniya media-kul'tury' podrostka [Media Center of an Educational Organization as an Environment for Forming a Teenager's Media Culture]. Media. Informaciya. Kommunikaciya, 16. 59−68. (In Russ.).

Madzhuga, E. I., Zhukaeva, K. E. & Sharifullina, S. V. (2024). Mediaobrazovanie i mediagramotnost' kak instrument formirovaniya lichnosti [Media education and media literacy as a tool for personality development]. Reklama, PR i media: sovremennoe sostoyanie i perspektivy' razvitiya : Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 19 marta 2024 goda. St. Petersburg: Asterion Scientific and Information Technology Center. 176−182. (In Russ.).

Moskalenko, N. M. (2024). Mediaobrazovanie, mediagramotnost' i mediapotreblenie molodezhi: obzor sovremenny'x issledovanij [Media education, media literacy and media consumption of young people: a review of modern research]. Medi@l'manax, 1 (120). 26−31. https://www.doi.org/10.30547/mediaalmanah.1.2024.2631. (In Russ.).

Talipova, D. A. (2021). Problema mediaobrazovaniya i mediagramotnosti Rossii [The Problem of Media Education and Media Literacy in Russia]. Medialandshaft Rossii i mira: proshloe, nastoyashhee i budushhee, Moskva, 14 aprelya 2021 goda / Pod redakciej El. V. Marty'nenko. Moscow: Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). 575−580. (In Russ.).

Usov, YU. N. (2000). E'kranny'e iskusstva - novy'j vid my'shleniya [Screen arts − a new type of thinking]. Iskusstvo i obrazovanie, 3. 48−69. (In Russ.).

Usov, YU. N. (2000). Virtual'noe my'shlenie shkol'nikov v priobshhenii k razlichny'm vidam iskusstva [Virtual thinking of schoolchildren in introducing them to various types of art]. Iskusstvo v shkole, 6. 3−6. (In Russ.).

Fateeva, I. A. (2007). Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovy' i opy't realizacii [Media education: theoretical foundations and implementation experience]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University Publishing House. 270 p. (In Russ.).

Fedorov, A. V. (2015). Mediaobrazovanie: istoriya i teoriya [Media education: history and theory]. Moscow: MOO "Information for All". 450 p. (In Russ.).

Fedorov, A. V. (2001). Mediaobrazovanie istoriya teoriya i metodika [Media education: history, theory and methodology]. Rostov-on-Don: TSVVR. 708 p. (In Russ.).

Fedorov, A. V. (2014). Slovar' terminov mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti [Dictionary of terms in media pedagogy, media literacy, media competenc]. Moscow: MOO «Information for All». 64 p. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

12-11-2024

Как цитировать

Демина, И., & Мельникова, Н. (2024). Ювенильная журналистика как элемент медиаобразования детей и подростков. Опыт медиастудии «Сок» (г. Иркутск). Знак: проблемное поле медиаобразования, (3 (53), 23–32. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-53-3-23-32

Выпуск

Раздел

Медиа и образование

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.