Функциональные особенности современного телевидения для детей
DOI:
https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-53-3-60-66Ключевые слова:
телевидение для детей, телевизионная передача, аудитория, видеоконтент, телевещание, функцииАннотация
Статья посвящена рассмотрению контента на телевизионных каналах для детей на современном этапе. Цель представленной работы заключается в анализе функций журналистики в российских программах на телеканалах для детей. В соответствии с поставленной целью был определен ряд задач: рассмотреть научные работы и исследования, посвященные телевещанию для детей; описать теоретический и практический опыт функционирования детского телевидения; составить классификацию современных программ для детей и проанализировать контент современных программ для детей на российском телевидении.
Эмпирической базой исследования послужили сайты каналов для детей «Карусель», «Детский мир», «СТС Kids» и «Радость моя» в период с 2020 по 2023 гг. Для создания классификации программ для детей на российском телевидении также использовались проекты телеканалов, которые не являются специализированно детскими. Всего было проанализировано семьдесят телепередач и десять анимационных фильмов для детей.
Также сделан акцент на том, что существуют термин «детское телевидение» и «телевидение для детей», которые в научном медиадискурсе часто путают. В данной работе использован термин «телевидение для детей», так как под ним подразумеваются телевизионные программы, созданные взрослыми для детей. Было установлено, что 12% передач осуществляют вещание утром, 62% – днем и 26% – вечером.
Проанализировав ряд работ, посвященных изучению детского телевидения, сделан вывод о том, что передачи на таких каналах, в первую очередь, должны реализовывать образовательную функцию.
Эмпирическая база позволила определить, что телеканалы «Карусель», «Детский мир» и «СТС Кids» в большей степени стараются реализовать развлекательную функцию журналистики, а телеканал «Радость моя» видит своей основной задачей формирование системы ценностей у детей и в своих передачах реализует в первую очередь воспитательную и образовательную функции журналистики, транслируя в эфире циклы программ, посвященные изучению школьных дисциплин: истории, химии, географии, природоведения, музыки, математики, словесности, русского языка.
Библиографические ссылки
References
Valiullina, V. I. (2012). Detskie peredachi: spetsifika podachi na telekanalakh «Bibigon» i «Karusel'» [Children's programs: the specifics of the presentation on the TV channels «Bibigon» and «Carousel»]. Intellektual'nyy potentsial XXI veka: stupeni poznaniya, 9-1. 39–42. (In Russ.).
Vinokurova, Yu. A. (2021). Televizionnye SMI dlya detey i podrostkov na otechestvennom televidenii [Television media for children and adolescents on domestic television]. Molodoy uchenyy, 48 (390). 548–550. (In Russ.).
Gainutdinova, A. H. & Nurieva, A. R. (2022). Vliyanie televideniya i sredstv massovoy informatsii na agressivnost' detey doshkol'nogo vozrasta [The influence of television and mass media on the aggressiveness of preschool children]. Voprosy pedagogiki, 4-2. 56–59. (In Russ.).
Gromova, K. V. (2015). Transformatsiya funktsiy rossiyskogo televideniya pri proizvodstve mediaprodukta dlya detskoy auditorii [Transformation of the functions of Russian television in the production of media products for children's audience]. Vestnik RUDN. Series: Literary studies, journalism, 1. 99–106. (In Russ.).
Gubar, D. V. (2020). Spetsifika proizvodstva kontenta na detskom nauchno-populyarnom telekanale «O!» [The specifics of content production on the children's popular science TV channel «Oh!»]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Series 1: Problems of education, science and culture. Vol. 26, 2 (197). 29–34. https://www.doi.org/10.15826/izv1.2020.26.2.027. (In Russ.).
Kogatko, A. G. (2007). Istoriya otechestvennogo televideniya dlya detey (na primere programm dlya doshkol'nikov, mladshikh i srednikh shkol'nikov) [The history of domestic television for children (using the example of programs for preschoolers, primary and secondary school children)]. Vestnik SPbGU. Language and literature, 1-I. 124–130. (In Russ.).
Kolomiets, V. P. (2021). Mediatization of the media as industrial transformation [Mediatization of the media as industrial transformation]. Vestnik RUDN. Series: Literary studies, journalism, 4. 623–630. (In Russ.).
Kohanaya, O. E. (2021). Otechestvennye televizionnye programmy s uchastiem detey: problemy mediakommunikatsii [Domestic television programs with the participation of children: problems of media communication]. MediaVektor, 2. 100–105. (In Russ.).
Kuddusova, R. (2019). Rol' televideniya v vospitanii detey [The role of television in the upbringing of children]. Vestnik Tadzhikskogo natsional'nogo universiteta. A series of philological sciences, 2. 317–320. (In Russ.).
Melnik, M. V. & Gubaidullina, L. F. (2021). Setevoy proekt «Detskoe televidenie»: detskiy sad – telekompaniya «Zlat-TV» [Network project "Children's television": kindergarten – TV company "Zlat-TV"]. Detskiy sad ot A do Ya, 5 (113). 66–78. (In Russ.).
Mygal, M. (2016). Detskoe televidenie v kontekste sovremennoy kul'tury [Children's television in the context of modern culture]. Science Time, 2 (26). 420–427. (In Russ.).
Rodionova, A. A. (2023). Problemy detskogo televeshchaniya v Rossii [Problems of children's television broadcasting in Russia]. Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANKhiGS, Vol. 14, 5 (62). 105–108. (In Russ.).
Poezhaeva, Yu. A. (2015). Sravnitel'nyy analiz detskikh obuchayushchikh programm na otechestvennom i zarubezhnom televidenii (na primere kanalov «Karusel'» i «Tiji») [Comparative analysis of children's educational programs on domestic and foreign television (on the example of the channels «Carousel» and «Tiji»)]. Mediasreda, 10. 49–54. (In Russ.).
Spirina, M. L. & Sushkov, A. V. (2021). Mediaobrazovanie kak faktor formirovaniya mediakul'tury [Media education as a factor in the formation of media culture]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 71-4. 278–280. (In Russ.).
Filimonova, N. Y. (2021). Detskoe televidenie kak forma raboty s roditelyami [Children's television as a form of work with parents]. Nauchno-metodicheskiy zhurnal Poisk, 1 (74). 117–118. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Знак: проблемное поле медиаобразования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.