Традиционные и вторичные формы современной праздничной культуры в медиапространстве
DOI:
https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-54-4-142-150Ключевые слова:
традиционная праздничная культура, народный праздничный календарь, медиа, медиатрансформация, ревитализацияАннотация
Еще в 1975 году К. В. Чистов в работе «Традиционные и вторичные формы культуры» отмечал, что урбанизация, развитие технических средств массовой коммуникации, проникновение в народный быт нетрадиционных форм культуры способствует тому, что роль «вторичных» форм культуры будет возрастать. Анализ современного медиапространства подтверждает справедливость данного утверждение. Опираясь на результаты полевых студенческих экспедиций по горнозаводской зоне и Уйскому району Челябинской области 2018–2023 годов, а также на материалы институциональных и неинституциональных СМИ мы рассматриваем трансформацию праздничной культуры в настоящее время под влиянием современных медиа и процессов глобализации. Проанализирована новая атрибутика традиционных празднично-обрядовых комплексов: яйца-обереги к Пасхе, ледяные купели-храмы для купания в проруби в Крещение, виртуальные поздравительные открытки.
Один и тот же празднично-обрядовый комплекс может существовать в различных формах. В статье проанализированы примеры такого бытования. Анализ СМИ и соцсетей как средства трансляции культурной информации о традиционной праздничной культуре показывает транзитивность современного праздничного календаря, которая подтверждается такими явлениями, как поликультурность, полиформность, деструктуризация, контаминация.
Библиографические ссылки
Aleksandrova, A. V. (2021). Simvolika blina kak ritual'noj pishchi v obryadakh i obychayakh vostochnykh slavyan [The symbolism of the pancake as a ritual food in the rituals and customs of the Eastern Slavs]. Znanie, ponimanie, umenie, 4. 190–200. (In Russ.).
Arkannikova, M. S. (2024). Muzejnyj diskurs: k issledovaniyu konteksta [Museum Discourse: towards the study of context]. Medi@l'manah, 3 (122). 18–24. (In Russ.).
Bannikov, K. L. & SHkarban', S. SH. (2024). Iskusstvo i smysly etnoistoricheskogo turizma [The art and meanings of ethnohistorical tourism]. Kunstkamera, 1 (23). 119–131. (In Russ.).
Efanov, A. A. & Stepanchenko, V. A. (2019). Vliyanie pokoleniya Z na funkcionirovanie instituta media: prognosticheskaya model' [The influence of Generation Z on the functioning of the Media Institute: a predictive model]. Informacionnoe obshchestvo, 3. 69–72. (In Russ.).
Ivleva, L. M. (1994) Ryazhenye v tradicionnoj russkoj kul'ture [Mummers in traditional Russian culture]. Peterburg. Rossijskij institut istorii iskusstv. 233 р. (In Russ.).
Kargin, A. S. & Kostina, A. V. (2008). Sokhranenie nematerial'nogo kul'turnogo naslediya narodov RF kak prioritet kul'turnoj politiki Rossii v XXI veke [Preservation of the Intangible Cultural Heritage of the Peoples of the Russian Federation as a priority of Russia's Cultural Policy in the 21st century]. Znanie. Ponimanie. Umenie: Kul'turnaya politika, 3. 59–72. (In Russ.).
Kul'chickaya, D. YU. & Filatkina, G. S. (2021). Fonovoe mediapotreblenie kak chast' mediapraktik rossijskoj «cifrovoj molodezhi» [Background media consumption as part of the media practices of the Russian "digital youth"]. Mediaskop, 1. https://www.doi.org/10.30547/mediascope.1.2021.2. (In Russ.).
Kutarev, O. V. (2016). Istoriya mistifikacij i domyslov v oblasti slavyanskogo panteona (do serediny XIX veka) [The history of hoaxes and speculation in the field of the Slavic pantheon (until the middle of the XIX century)], Yazychestvo v sovremennoj Rossii: opyt mezhdisciplinarnogo issledovaniya: monografiya [Paganism in modern Russia: the experience of interdisciplinary research: a monograph / edited by R. V. Shizhensky]. Nizhny Novgorod: Minin University. 133–161. (In Russ.).
Medvedeva, A. R. (2024). Dinamika reprezentacii Arkaima cherez tematicheskij komponent v internet-SMI (2022–2023) [Dynamics of Arkaim's representation through a thematic component in online media (2022-2023)]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 1 (51). 97–102. (In Russ.).
Moskalenko, N. M. (2024). Mediaobrazovanie, mediagramotnost' i mediapotreblenie molodezhi: obzor sovremennyh issledovanij [Media education, media literacy and youth media consumption: a review of current research]. Medi@l'manah. 1 (120). 26–31. (In Russ.).
Propp, V. YA. (1963). Russkie agrarnye prazdniki [Russian agrarian holidays], Leningrad: Izd-vo LGU. 343 p. (In Russ.).
Saveleva, T. V. (2023). Mediaobraz novykh rossijskikh gosudarstvennykh prazdnikov: prichiny rezistentnosti [Media image of new Russian public holidays: causes of resistance]. Neophilology, 9 (3). 677–687. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-677-687. (In Russ.).
Hobsbaum, E. (2000). Izobretenie tradicij [The invention of traditions], Vestnik Evrazii, 1. 47–62. (In Russ.).
CHistov K. V. (2005). Tradicionnye i «vtorichnye» formy kul'tury [Traditional and "secondary" forms of culture], Fol'klor. Tekst. Tradiciya: Sb. st. / K. V. CHistov. Moscow: OGI. (Naciya i kul'tura: Novye issledovaniya: Fol'klor), 124–134. (In Russ.).
Dorson, R. (1976). Folklore and Fakelore: Essays toward a Discipline of Folk Studies. Harvard University Press, 1976. 378 p.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Татьяна Савельева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.