Традиционные и вторичные формы современной праздничной культуры в медиапространстве

Авторы

  • Татьяна Савельева Челябинский государственный университет (Миасский филиал), Миасс, Россия https://orcid.org/0000-0003-3257-2655

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-54-4-142-150

Ключевые слова:

традиционная праздничная культура, народный праздничный календарь, медиа, медиатрансформация, ревитализация

Аннотация

Еще в 1975 году К. В. Чистов в работе «Традиционные и вторичные формы культуры» отмечал, что урбанизация, развитие технических средств массовой коммуникации, проникновение в народный быт нетрадиционных форм культуры способствует тому, что роль «вторичных» форм культуры будет возрастать. Анализ современного медиапространства подтверждает справедливость данного утверждение. Опираясь на результаты полевых студенческих экспедиций по горнозаводской зоне и Уйскому району Челябинской области 2018–2023 годов, а также на материалы институциональных и неинституциональных СМИ мы рассматриваем трансформацию праздничной культуры в настоящее время под влиянием современных медиа и процессов глобализации. Проанализирована новая атрибутика традиционных празднично-обрядовых комплексов: яйца-обереги к Пасхе, ледяные купели-храмы для купания в проруби в Крещение, виртуальные поздравительные открытки.

Один и тот же празднично-обрядовый комплекс может существовать в различных формах. В статье проанализированы примеры такого бытования. Анализ СМИ и соцсетей как средства трансляции культурной информации о традиционной праздничной культуре показывает транзитивность современного праздничного календаря, которая подтверждается такими явлениями, как поликультурность, полиформность, деструктуризация, контаминация.

Биография автора

Татьяна Савельева, Челябинский государственный университет (Миасский филиал), Миасс, Россия

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии

Библиографические ссылки

Aleksandrova, A. V. (2021). Simvolika blina kak ritual'noj pishchi v obryadakh i obychayakh vostochnykh slavyan [The symbolism of the pancake as a ritual food in the rituals and customs of the Eastern Slavs]. Znanie, ponimanie, umenie, 4. 190–200. (In Russ.).

Arkannikova, M. S. (2024). Muzejnyj diskurs: k issledovaniyu konteksta [Museum Discourse: towards the study of context]. Medi@l'manah, 3 (122). 18–24. (In Russ.).

Bannikov, K. L. & SHkarban', S. SH. (2024). Iskusstvo i smysly etnoistoricheskogo turizma [The art and meanings of ethnohistorical tourism]. Kunstkamera, 1 (23). 119–131. (In Russ.).

Efanov, A. A. & Stepanchenko, V. A. (2019). Vliyanie pokoleniya Z na funkcionirovanie instituta media: prognosticheskaya model' [The influence of Generation Z on the functioning of the Media Institute: a predictive model]. Informacionnoe obshchestvo, 3. 69–72. (In Russ.).

Ivleva, L. M. (1994) Ryazhenye v tradicionnoj russkoj kul'ture [Mummers in traditional Russian culture]. Peterburg. Rossijskij institut istorii iskusstv. 233 р. (In Russ.).

Kargin, A. S. & Kostina, A. V. (2008). Sokhranenie nematerial'nogo kul'turnogo naslediya narodov RF kak prioritet kul'turnoj politiki Rossii v XXI veke [Preservation of the Intangible Cultural Heritage of the Peoples of the Russian Federation as a priority of Russia's Cultural Policy in the 21st century]. Znanie. Ponimanie. Umenie: Kul'turnaya politika, 3. 59–72. (In Russ.).

Kul'chickaya, D. YU. & Filatkina, G. S. (2021). Fonovoe mediapotreblenie kak chast' mediapraktik rossijskoj «cifrovoj molodezhi» [Background media consumption as part of the media practices of the Russian "digital youth"]. Mediaskop, 1. https://www.doi.org/10.30547/mediascope.1.2021.2. (In Russ.).

Kutarev, O. V. (2016). Istoriya mistifikacij i domyslov v oblasti slavyanskogo panteona (do serediny XIX veka) [The history of hoaxes and speculation in the field of the Slavic pantheon (until the middle of the XIX century)], Yazychestvo v sovremennoj Rossii: opyt mezhdisciplinarnogo issledovaniya: monografiya [Paganism in modern Russia: the experience of interdisciplinary research: a monograph / edited by R. V. Shizhensky]. Nizhny Novgorod: Minin University. 133–161. (In Russ.).

Medvedeva, A. R. (2024). Dinamika reprezentacii Arkaima cherez tematicheskij komponent v internet-SMI (2022–2023) [Dynamics of Arkaim's representation through a thematic component in online media (2022-2023)]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 1 (51). 97–102. (In Russ.).

Moskalenko, N. M. (2024). Mediaobrazovanie, mediagramotnost' i mediapotreblenie molodezhi: obzor sovremennyh issledovanij [Media education, media literacy and youth media consumption: a review of current research]. Medi@l'manah. 1 (120). 26–31. (In Russ.).

Propp, V. YA. (1963). Russkie agrarnye prazdniki [Russian agrarian holidays], Leningrad: Izd-vo LGU. 343 p. (In Russ.).

Saveleva, T. V. (2023). Mediaobraz novykh rossijskikh gosudarstvennykh prazdnikov: prichiny rezistentnosti [Media image of new Russian public holidays: causes of resistance]. Neophilology, 9 (3). 677–687. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-677-687. (In Russ.).

Hobsbaum, E. (2000). Izobretenie tradicij [The invention of traditions], Vestnik Evrazii, 1. 47–62. (In Russ.).

CHistov K. V. (2005). Tradicionnye i «vtorichnye» formy kul'tury [Traditional and "secondary" forms of culture], Fol'klor. Tekst. Tradiciya: Sb. st. / K. V. CHistov. Moscow: OGI. (Naciya i kul'tura: Novye issledovaniya: Fol'klor), 124–134. (In Russ.).

Dorson, R. (1976). Folklore and Fakelore: Essays toward a Discipline of Folk Studies. Harvard University Press, 1976. 378 p.

Загрузки

Опубликован

27-12-2024

Как цитировать

Савельева, Т. (2024). Традиционные и вторичные формы современной праздничной культуры в медиапространстве. Знак: проблемное поле медиаобразования, (4 (54), 142–150. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-54-4-142-150

Выпуск

Раздел

Культурология медиа

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.