«Создавая объективность»: аутопойетические практики конструирования телереальности в профессиональной журналистской среде

Авторы

  • Евгений Кожемякин Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Россия, Москва
  • Масленкова Наталья Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Россия, Самара
  • Павел Сумской Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Россия, Екатеринбург

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-53-3-33-49

Ключевые слова:

телевидение, конструирование телевизионной реальности, аутопоэзис, профессиональное журналистское сообщество, объективность

Аннотация

В статье рассматривается субъективный аспект конструирования телереальности, связанный с представлениями участников конструирующего процесса о содержании и условиях данной деятельности, а также их роли в этом процессе. Авторы исследуют основания, по которым профессиональные журналисты определяют качество и степень реалистичности их авторского телепродукта, а также характер актуальности и значимости проблемы реалистичности медиапродукта для профессионального журналистского сообщества. Кроме того, в статье показано, к каким стратегическим и технологическим решениям прибегают журналисты, чтобы сделать свой продукт более реалистичным и/или соответствующим внутренним нормам и конвенциям. В статье показано, как распределены профессионально-статусные роли участников производства медиапродукта в аспекте их представлений о вкладе каждого в конструирование телереальности.

В исследовании используется качественная методология (неструктурированное интервью). При отборе информантов учитывались включенность респондентов в технологический план телепроизводственной деятельности, профессиональный опыт работы на телевидении, географическая вариативность (крупные, средние и малые города России) и уровень СМИ (федеральное, региональное, муниципальное). Эти критерии были использованы для выявления возможных закономерностей в аутопойетических практиках сотрудников различных по масштабу СМИ.

Авторы приходят к выводу, что аутопойетические практики конструирования телереальности носят рефлексивный, самооценочный и самооправдательный характер. Рационализация представлений журналистов о конструирующем характере деятельности имеет некоторые точки генерации (их содержание определяется контекстом профессиональной деятельности и под влиянием субъективных и объективных факторов) и коррелирует с тем, насколько активно специалисты включены в технологический план телепроизводственной деятельности.

Биографии авторов

Евгений Кожемякин, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Россия, Москва

доктор философских наук, профессор, профессор Школы коммуникаций факультета креативных индустрий

Масленкова Наталья, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Россия, Самара

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и культурологии

Павел Сумской, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Россия, Екатеринбург

кандидат культурологии, доцент, доцент базовой кафедры телевидения и новых медиа

Библиографические ссылки

Beloedova, A. V. (2019). Fejk v prostranstve zhurnalistskogo teksta [Fake in journalistic texts]. Teksty novogo veka. Materialy Mezhregionalnogo kruglogo stola, Orel, 27-28 fevralya 2019 goda. Orel: Oryol State Institute of Culture, 43–46. (In Russ.).

Volkova, I. I. (2015). Igra kak sistemoobrazuyushchiy fenomen ekrannykh kommunikatsiy [Game as a system-constructing phenomenon of screen communications] : author's abstr. dis. … doctor of philological sciences. Moscow. 39 p. (In Russ.).

Gotlib, A. (2004). Kachestvennoe sotsiologicheskoe issledovanie: poznavatel'nye i ekzistentsial'nye gorizonty [Qualitative sociological research: cognitive and existential horizons]. Samara, Russia: Univers-grupp, 448 p. (In Russ.).

D'yakova, E. G. (2005). Konstruirovanie i legitimatsiya sotsial'nykh problem v protsesse ustanovleniya povestki dnya [Constructing and legitimizing of social problems in agenda setting]. Antinomii, 6. 188–211 (In Russ.).

Efanov, A. A. (2019). Moral'nye paniki kak sotsial'nyy protsess [Moral panics as a social process]. Sotsial'nye protsessy v sovremennom rossiyskom obshchestve: problemy i perspektivy. Materialy III Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem uchastiem, Irkutsk, 19.04.2019. Irkutsk: Irkutsk State University, 212–218 (In Russ.).

Zagidullina, M. V. (2022). "Obshchestvo spektaklya" krizisnogo perioda: k voprosu o granitsakh gumanisticheskikh tsennostey ["Society of spectacle" in the crisis period: on the issue of borders of humanistic values]. Mediasreda, 2. 96–106 (In Russ.).

Ivakhnenko, E. N. (2022). Autopoyezis massmediynogo konstruirovaniya budushchego [Autopoesis of mass media constructing of future]. Informatsionnoe obshchestvo, 4, 70–75 (In Russ.).

Il'chenko, S. N. (2023). Pogruzhenie v virtual'nost': tekhnologiya deepfake v praktike otechestvennogo TV [Diving into virtuality: deepfake technologies in public TV practices]. Zhurnalistika v 2022 godu: tvorchestvo, professija, industrija : Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 03–04 fevralja 2023 goda. Moscow: Faculty of Journalism, Federal State Educational Institution of Higher Education "Lomonosov Moscow State University", 155–156 (In Russ.).

Il'chenko, S. N. (2012a). Transformatsiya zhanrovoy struktury sovremennogo otechestvennogo telekontenta: aktualizatsiya igrovoy prirody televideniya [Transformation of genre structure of the modern Russian TV content]. author's abstract. diss. ... Doctor of Philological Sciences. Moscow. 25 p (In Russ.).

Il'chenko, S. N. (2012b). Shou-tsivilizatsiya: real'nost' sovremennoy mediynoy praktiki [Show civilization: the reality of modern media practice]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Yazyk i literatura, 1, 227–230 (In Russ.).

Kachanov, Yu. L. (2000). Nachalo sotsiologii [Beginnings of sociology]. Saint-Petersburg: Aleteya, 256 p. (In Russ.).

Kemarskaya, I. N. (2009). Televizionnyy redactor [Television editor]. Moscow: Aspect-press, 191 p. (In Russ.).

Kvale, S. (2003). Issledovatel'skoe interv'yu [Research interview]. Moscow: Smysl, 301 p. (In Russ.).

Kozhemyakin, E. A. (2011). Ob"ektivnost' kak filosofskaya kategoriya v zhurnalistskom diskurse [Objectivity as a philosophical category in the journalistic discourse]. Nauchnyie vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo univwersiteta. Seria: Gumanitarnyie nauki, 18 (113). 187–194 (In Russ.).

Krasikova, T. R. (2013). Problema konstruirovaniya sotsial'noy real'nosti v teorii massovoy kommunikatsii [The issue of construction of social reality in the theory of mass communications]. Sovremennyy diskurs-analiz, 1. 27–45 (In Russ.).

Lukov, V. A., Lukov M. V. & Lukov A. V. (2008). Televidenie: konstruirovanie kul'tury proiskhodyashchego [Television: constructing the culture of actual]. Znanie. Ponimanie. Umenie, 1 – Philosophy. Political Science, URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/1/Lukovs_TV/ (In Russ.).

Luhmann, N. (2005). Real'nost' massmedia [Reality of mass media]. Moscow: Praksis. 256 p. (In Russ.).

Maslenkova, N. A. (2021). Dipfeyk: pol'zovatel'skiy kontrol' vizual'nogo kontenta v internete [Deep fake: user’s control for visual content on the Internet]. Polzovatelskiy content v sovremennoy kommunikatsii : sbornik materialov I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Chelyabinsk, 22–23 April 2021. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 186–189. (In Russ.).

Maturana, U. & Varela, F. (2001). Drevo poznaniya: Biologicheskie korni chelovecheskogo ponimaniya [Tree of cognition: biological roots of human understanding]. Moscow: Progress-Traditsiya, 223 p. (In Russ.).

Novikova, A. A. (2011). Ekrannaya interpretatsiya real'nosti sredstvami televideniya [Screen interpretation of reality by means of TV] : author's abstract. dis. ... doctor of cultural studies. Moscow. 41 p. (In Russ.).

Novikova, A. A. (2013). Televizionnaya real'nost': ekrannaya interpretatsiya deystvitel'nosti [Television reality: screen interpretation of reality]. Moscow: National Research University Higher School of Economics, 240 p. (In Russ.).

Rogozina, I. N. (2020). Feyk n'yus diskurs kak otrazhenie individual'nogo soznaniya politicheskogo deyatelya [Fake news discourse as a reflection of individual mind of a political actor]. Sovremennoe gumanitarnoe nauchnoe znanie: mul'tidisciplinarnyj podhod – 2020 : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Barnaul, 11 nojabrja 2020 goda. Barnaul: Altai State Technical University named after I. I. Polzunov, 5–11. (In Russ.).

Schoenfeld, A., Clay, M. & Griffin, R. (2000). Konstruirovanie sotsial'noy problemy: pressa i invayromentalizm [Constructing a social problem: media and environmentalism]. Sredstva massovoy kommunikatsii i sotsial'nye problemy. Kazan: Kazan State University, 139–184 (In Russ.).

Sumskaya, A. S.& Sumskoy, P. F. (2018). Modelirovanie telenovostey v kontekste informatsionnoy politiki telekanala [Modeling of TV News in the Context of Information Policy of a Television Channel]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 7 (4), 581–598 (In Russ).

Sychev, A. V. & Dmitriev, A. A. (2014). Moral'naya panika kak forma sushchestvovaniya skandala v sovremennom mire [Moral panic as a form of scandal in the modern world]. Skandal: sotsiofilosofskie ocherki. Moscow: TsSPiM, 185–204. (In Russ.).

Altheide, D. (1979). Creating Reality: How TV News Distorts Events. SAGE Library of Social Research.

Allen, Robert C. (Ed.). (2005). Channels of Discourse, Reassembled. Television and Contemporary Criticism. Second edition. N.Y.: Routledge.

Fiske, J. & Hartley, J. (2004). Reading television. N.Y.: Routledge.

Fuller, S. (2018). Post-Truth: Knowledge as A Power Game. Anthem Press.

Gerbner, G. & Gross, L. (1976). Living with Television: The Violence Profile. Journal of Communication, 26, 173–199.

Glasser, I. (1988). Television and the construction of reality. A Review in General Semantics, 45 (2), 156–162.

Hawkins, R. P. & Pingree, S. (1981). Using television to construct social reality. Journal of Broadcasting, 25 (4), 347–364.

Hilgartner, S. & Bosk, C.L. (1988). The rise and fall of social problems: A public arenas model. American journal of Sociology, 94 (1), 53–78.

Luhmann, N. (1990). The Autopoiesis of social systems. Essays on self-reference. New York: Columbia University Press, 1–20.

Polanyi, M. (1966). The Tacit Dimension. London, Routledge.

Stevens, M. (2013). Autopoiesis in multimedia news messages: A discussion. Multimodal Communication, 2 (1), 55–83.

Tandoc, E. C., Lim, D., & Ling, R. (2020). Diffusion of disinformation: How social media users respond to fake news and why. Journalism, 21 (3), 381–398. https://doi.org/10.1177/1464884919868325.

Udoudom, U., Bassey, B., George, K., & Etifit, S. (2024). Impact of Symbolic Interactionism, Pragmatism and Social Constructionism on Communication and Media Practice. International Journal of Humanities, Education, and Social Sciences, 2 (1), 1–25. https://doi.org/10.58578/ijhess.v2i1.2547.

Загрузки

Опубликован

12-11-2024

Как цитировать

Кожемякин, Е., Наталья, М., & Сумской, П. (2024). «Создавая объективность»: аутопойетические практики конструирования телереальности в профессиональной журналистской среде. Знак: проблемное поле медиаобразования, (3 (53), 33–49. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-53-3-33-49

Выпуск

Раздел

Теория журналистики и вопросы методов медиаисследований

Похожие статьи

1 2 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.