«Создавая объективность»: аутопойетические практики конструирования телереальности в профессиональной журналистской среде
DOI:
https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-53-3-33-49Ключевые слова:
телевидение, конструирование телевизионной реальности, аутопоэзис, профессиональное журналистское сообщество, объективностьАннотация
В статье рассматривается субъективный аспект конструирования телереальности, связанный с представлениями участников конструирующего процесса о содержании и условиях данной деятельности, а также их роли в этом процессе. Авторы исследуют основания, по которым профессиональные журналисты определяют качество и степень реалистичности их авторского телепродукта, а также характер актуальности и значимости проблемы реалистичности медиапродукта для профессионального журналистского сообщества. Кроме того, в статье показано, к каким стратегическим и технологическим решениям прибегают журналисты, чтобы сделать свой продукт более реалистичным и/или соответствующим внутренним нормам и конвенциям. В статье показано, как распределены профессионально-статусные роли участников производства медиапродукта в аспекте их представлений о вкладе каждого в конструирование телереальности.
В исследовании используется качественная методология (неструктурированное интервью). При отборе информантов учитывались включенность респондентов в технологический план телепроизводственной деятельности, профессиональный опыт работы на телевидении, географическая вариативность (крупные, средние и малые города России) и уровень СМИ (федеральное, региональное, муниципальное). Эти критерии были использованы для выявления возможных закономерностей в аутопойетических практиках сотрудников различных по масштабу СМИ.
Авторы приходят к выводу, что аутопойетические практики конструирования телереальности носят рефлексивный, самооценочный и самооправдательный характер. Рационализация представлений журналистов о конструирующем характере деятельности имеет некоторые точки генерации (их содержание определяется контекстом профессиональной деятельности и под влиянием субъективных и объективных факторов) и коррелирует с тем, насколько активно специалисты включены в технологический план телепроизводственной деятельности.
Библиографические ссылки
Beloedova, A. V. (2019). Fejk v prostranstve zhurnalistskogo teksta [Fake in journalistic texts]. Teksty novogo veka. Materialy Mezhregionalnogo kruglogo stola, Orel, 27-28 fevralya 2019 goda. Orel: Oryol State Institute of Culture, 43–46. (In Russ.).
Volkova, I. I. (2015). Igra kak sistemoobrazuyushchiy fenomen ekrannykh kommunikatsiy [Game as a system-constructing phenomenon of screen communications] : author's abstr. dis. … doctor of philological sciences. Moscow. 39 p. (In Russ.).
Gotlib, A. (2004). Kachestvennoe sotsiologicheskoe issledovanie: poznavatel'nye i ekzistentsial'nye gorizonty [Qualitative sociological research: cognitive and existential horizons]. Samara, Russia: Univers-grupp, 448 p. (In Russ.).
D'yakova, E. G. (2005). Konstruirovanie i legitimatsiya sotsial'nykh problem v protsesse ustanovleniya povestki dnya [Constructing and legitimizing of social problems in agenda setting]. Antinomii, 6. 188–211 (In Russ.).
Efanov, A. A. (2019). Moral'nye paniki kak sotsial'nyy protsess [Moral panics as a social process]. Sotsial'nye protsessy v sovremennom rossiyskom obshchestve: problemy i perspektivy. Materialy III Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem uchastiem, Irkutsk, 19.04.2019. Irkutsk: Irkutsk State University, 212–218 (In Russ.).
Zagidullina, M. V. (2022). "Obshchestvo spektaklya" krizisnogo perioda: k voprosu o granitsakh gumanisticheskikh tsennostey ["Society of spectacle" in the crisis period: on the issue of borders of humanistic values]. Mediasreda, 2. 96–106 (In Russ.).
Ivakhnenko, E. N. (2022). Autopoyezis massmediynogo konstruirovaniya budushchego [Autopoesis of mass media constructing of future]. Informatsionnoe obshchestvo, 4, 70–75 (In Russ.).
Il'chenko, S. N. (2023). Pogruzhenie v virtual'nost': tekhnologiya deepfake v praktike otechestvennogo TV [Diving into virtuality: deepfake technologies in public TV practices]. Zhurnalistika v 2022 godu: tvorchestvo, professija, industrija : Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 03–04 fevralja 2023 goda. Moscow: Faculty of Journalism, Federal State Educational Institution of Higher Education "Lomonosov Moscow State University", 155–156 (In Russ.).
Il'chenko, S. N. (2012a). Transformatsiya zhanrovoy struktury sovremennogo otechestvennogo telekontenta: aktualizatsiya igrovoy prirody televideniya [Transformation of genre structure of the modern Russian TV content]. author's abstract. diss. ... Doctor of Philological Sciences. Moscow. 25 p (In Russ.).
Il'chenko, S. N. (2012b). Shou-tsivilizatsiya: real'nost' sovremennoy mediynoy praktiki [Show civilization: the reality of modern media practice]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Yazyk i literatura, 1, 227–230 (In Russ.).
Kachanov, Yu. L. (2000). Nachalo sotsiologii [Beginnings of sociology]. Saint-Petersburg: Aleteya, 256 p. (In Russ.).
Kemarskaya, I. N. (2009). Televizionnyy redactor [Television editor]. Moscow: Aspect-press, 191 p. (In Russ.).
Kvale, S. (2003). Issledovatel'skoe interv'yu [Research interview]. Moscow: Smysl, 301 p. (In Russ.).
Kozhemyakin, E. A. (2011). Ob"ektivnost' kak filosofskaya kategoriya v zhurnalistskom diskurse [Objectivity as a philosophical category in the journalistic discourse]. Nauchnyie vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo univwersiteta. Seria: Gumanitarnyie nauki, 18 (113). 187–194 (In Russ.).
Krasikova, T. R. (2013). Problema konstruirovaniya sotsial'noy real'nosti v teorii massovoy kommunikatsii [The issue of construction of social reality in the theory of mass communications]. Sovremennyy diskurs-analiz, 1. 27–45 (In Russ.).
Lukov, V. A., Lukov M. V. & Lukov A. V. (2008). Televidenie: konstruirovanie kul'tury proiskhodyashchego [Television: constructing the culture of actual]. Znanie. Ponimanie. Umenie, 1 – Philosophy. Political Science, URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/1/Lukovs_TV/ (In Russ.).
Luhmann, N. (2005). Real'nost' massmedia [Reality of mass media]. Moscow: Praksis. 256 p. (In Russ.).
Maslenkova, N. A. (2021). Dipfeyk: pol'zovatel'skiy kontrol' vizual'nogo kontenta v internete [Deep fake: user’s control for visual content on the Internet]. Polzovatelskiy content v sovremennoy kommunikatsii : sbornik materialov I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Chelyabinsk, 22–23 April 2021. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 186–189. (In Russ.).
Maturana, U. & Varela, F. (2001). Drevo poznaniya: Biologicheskie korni chelovecheskogo ponimaniya [Tree of cognition: biological roots of human understanding]. Moscow: Progress-Traditsiya, 223 p. (In Russ.).
Novikova, A. A. (2011). Ekrannaya interpretatsiya real'nosti sredstvami televideniya [Screen interpretation of reality by means of TV] : author's abstract. dis. ... doctor of cultural studies. Moscow. 41 p. (In Russ.).
Novikova, A. A. (2013). Televizionnaya real'nost': ekrannaya interpretatsiya deystvitel'nosti [Television reality: screen interpretation of reality]. Moscow: National Research University Higher School of Economics, 240 p. (In Russ.).
Rogozina, I. N. (2020). Feyk n'yus diskurs kak otrazhenie individual'nogo soznaniya politicheskogo deyatelya [Fake news discourse as a reflection of individual mind of a political actor]. Sovremennoe gumanitarnoe nauchnoe znanie: mul'tidisciplinarnyj podhod – 2020 : materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Barnaul, 11 nojabrja 2020 goda. Barnaul: Altai State Technical University named after I. I. Polzunov, 5–11. (In Russ.).
Schoenfeld, A., Clay, M. & Griffin, R. (2000). Konstruirovanie sotsial'noy problemy: pressa i invayromentalizm [Constructing a social problem: media and environmentalism]. Sredstva massovoy kommunikatsii i sotsial'nye problemy. Kazan: Kazan State University, 139–184 (In Russ.).
Sumskaya, A. S.& Sumskoy, P. F. (2018). Modelirovanie telenovostey v kontekste informatsionnoy politiki telekanala [Modeling of TV News in the Context of Information Policy of a Television Channel]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 7 (4), 581–598 (In Russ).
Sychev, A. V. & Dmitriev, A. A. (2014). Moral'naya panika kak forma sushchestvovaniya skandala v sovremennom mire [Moral panic as a form of scandal in the modern world]. Skandal: sotsiofilosofskie ocherki. Moscow: TsSPiM, 185–204. (In Russ.).
Altheide, D. (1979). Creating Reality: How TV News Distorts Events. SAGE Library of Social Research.
Allen, Robert C. (Ed.). (2005). Channels of Discourse, Reassembled. Television and Contemporary Criticism. Second edition. N.Y.: Routledge.
Fiske, J. & Hartley, J. (2004). Reading television. N.Y.: Routledge.
Fuller, S. (2018). Post-Truth: Knowledge as A Power Game. Anthem Press.
Gerbner, G. & Gross, L. (1976). Living with Television: The Violence Profile. Journal of Communication, 26, 173–199.
Glasser, I. (1988). Television and the construction of reality. A Review in General Semantics, 45 (2), 156–162.
Hawkins, R. P. & Pingree, S. (1981). Using television to construct social reality. Journal of Broadcasting, 25 (4), 347–364.
Hilgartner, S. & Bosk, C.L. (1988). The rise and fall of social problems: A public arenas model. American journal of Sociology, 94 (1), 53–78.
Luhmann, N. (1990). The Autopoiesis of social systems. Essays on self-reference. New York: Columbia University Press, 1–20.
Polanyi, M. (1966). The Tacit Dimension. London, Routledge.
Stevens, M. (2013). Autopoiesis in multimedia news messages: A discussion. Multimodal Communication, 2 (1), 55–83.
Tandoc, E. C., Lim, D., & Ling, R. (2020). Diffusion of disinformation: How social media users respond to fake news and why. Journalism, 21 (3), 381–398. https://doi.org/10.1177/1464884919868325.
Udoudom, U., Bassey, B., George, K., & Etifit, S. (2024). Impact of Symbolic Interactionism, Pragmatism and Social Constructionism on Communication and Media Practice. International Journal of Humanities, Education, and Social Sciences, 2 (1), 1–25. https://doi.org/10.58578/ijhess.v2i1.2547.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Знак: проблемное поле медиаобразования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.