Режим информационного благоприятствования в журналистских публикациях на экономическую тематику: сценарии административной парадигмы
Ключевые слова:
административная парадигма, журналистика, контекстный маркер, прайминг, эвфемизм, экономическое мышлениеАннотация
В статье рассматривается специфика формирования в современных российских периодических изданиях информационной политики смягчения негативных экономических событий, реализуемой с помощью замены исходных терминов, обозначающих экономические проблемы, тонально нейтральными эвфемизмами. Цель работы: продемонстрировать как искажение отдельных лексических элементов в тексте приводит не только к изменению тональности журналистских публикаций, но и меняет логику восприятия рассматриваемых в СМИ проблем. Используя методики контент-анализа и статистического анализа, автор на широком массиве выборки (34 периодических издания, представленные 37298 статьями) оценивает роль таких эвфемизмов в информационном дискурсе и отмечает динамику использования указанных конструкций за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2022 года. В исследовании идентифицируются 25 контекстных маркеров, широко используемых в современной российской периодике. Автор предлагает классификацию данных маркеров по специфике их смысловой составляющей, в результате чего последние распределяются на четыре группы: термины, маскирующие ухудшающиеся экономические условия с помощью нейтральных формулировок (группа 1); термины, выражающие падение спроса и ухудшение ассортимента на потребительском рынке (группа 2); термины, нацеленные на общую смену тональности текстов в сегменте проблемных публикаций (группа 3); термины, обезличивающие ответственных за происходящие негативные экономические процессы (группа 4). Автор приходит к выводу, что формирование режима информационного благоприятствования в современной российской периодике не только меняет смысловые акценты в журналистских материалах, но и искажает восприятие экономических проблем аудиторией.
Библиографические ссылки
Kislyakov, E. A. (2021). Modeli upravleniya politicheskoj povestkoj dnya: teoriya i praktika [Models of managing the political agenda: theory and practice]. Voprosy politologii, 5 (69), 1448–1457 (in Russ.).
Blyth, M. (2014). Paradigms and paradox: The politics of economic ideas in two moments of crisis. Governance, 26 (2), 197–215.
Carpentier, F. (2014). Agenda Setting and Priming Effects Based on Information Presentation: Revisiting Accessibility as a Mechanism Explaining Agenda Setting and Priming. Mass communication & Society, 17, 531–552.
Doyle, E. & Lee, Y. (2016). Context, context, context: Priming theory and attitudes towards corporations in social media. Public Relations Review, 42 (5), 913–919.
Ewoldsen, D., Hoewe, J. & Grady, S. (2022). A Cognitive Processing Framework for Media Interpretation. Journal of Media Psychology, 34 (2), 65–76.
Flaxman, S., Goel, S. & Rao, J. (2016). Filter bubbles, echo chambers, and online news consumption. Public Opinion Quarterly, 80(1), 298–320.
Hoewe, J. (2020). Toward a theory of media priming. Annals of the International Communication Association, 44 (4), 312–321.
Kahneman, D. (2011). Thinking, Fast and Slow. Farrar, Straus and Giroux. 499 p.
Lonergan, E. & Blyth, M. (2020). Angrynomics. Agenda Publishing. 208 p.
Nicholls, T. & Culpepper, D. (2021). Computational Identification of Media Frames: Strengths, Weaknesses, and Opportunities. Political Communication, 38 (1-2), 159–181.
Nimark, K. & Pitschner, S. (2019). News media and delegated information choice. Journal of Economic Theory, 181, 160–196.
Ottati, V., Wilson, C. & Lambert, A. (2016). Accessibility, priming, and political judgment. Current Opinion in Psychology, 12, 1–5.
Pace-Sigge, M. (2018). Spreading activation, lexical priming and the semantic web: Early psycholinguistic theories, corpus linguistics and AI applications. London: Palgrave. 135 p.
Scheufele, D. & Tewksbury, D. (2007). Framing, Agenda Setting, and Priming: The Evolution of Three Media Effects Models. Journal of Communication, 57, 9–20.
Walter, D. & Ophir, Y. (2019). News frame analysis: An inductive mixed-method computational approach. Communication Methods and Measures, 13 (4), 248–266.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Знак: проблемное поле медиаобразования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.