Режим информационного благоприятствования в журналистских публикациях на экономическую тематику: сценарии административной парадигмы

Авторы

Ключевые слова:

административная парадигма, журналистика, контекстный маркер, прайминг, эвфемизм, экономическое мышление

Аннотация

В статье рассматривается специфика формирования в современных российских периодических изданиях информационной политики смягчения негативных экономических событий, реализуемой с помощью замены исходных терминов, обозначающих экономические проблемы, тонально нейтральными эвфемизмами. Цель работы: продемонстрировать как искажение отдельных лексических элементов в тексте приводит не только к изменению тональности журналистских публикаций, но и меняет логику восприятия рассматриваемых в СМИ проблем. Используя методики контент-анализа и статистического анализа, автор на широком массиве выборки (34 периодических издания, представленные 37298 статьями) оценивает роль таких эвфемизмов в информационном дискурсе и отмечает динамику использования указанных конструкций за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2022 года. В исследовании идентифицируются 25 контекстных маркеров, широко используемых в современной российской периодике. Автор предлагает классификацию данных маркеров по специфике их смысловой составляющей, в результате чего последние распределяются на четыре группы: термины, маскирующие ухудшающиеся экономические условия с помощью нейтральных формулировок (группа 1); термины, выражающие падение спроса и ухудшение ассортимента на потребительском рынке (группа 2); термины, нацеленные на общую смену тональности текстов в сегменте проблемных публикаций (группа 3); термины, обезличивающие ответственных за происходящие негативные экономические процессы (группа 4). Автор приходит к выводу, что формирование режима информационного благоприятствования в современной российской периодике не только меняет смысловые акценты в журналистских материалах, но и искажает восприятие экономических проблем аудиторией.

Биография автора

Дмитрий Коноплев, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры медиапроизводства

Библиографические ссылки

Kislyakov, E. A. (2021). Modeli upravleniya politicheskoj povestkoj dnya: teoriya i praktika [Models of managing the political agenda: theory and practice]. Voprosy politologii, 5 (69), 1448–1457 (in Russ.).

Blyth, M. (2014). Paradigms and paradox: The politics of economic ideas in two moments of crisis. Governance, 26 (2), 197–215.

Carpentier, F. (2014). Agenda Setting and Priming Effects Based on Information Presentation: Revisiting Accessibility as a Mechanism Explaining Agenda Setting and Priming. Mass communication & Society, 17, 531–552.

Doyle, E. & Lee, Y. (2016). Context, context, context: Priming theory and attitudes towards corporations in social media. Public Relations Review, 42 (5), 913–919.

Ewoldsen, D., Hoewe, J. & Grady, S. (2022). A Cognitive Processing Framework for Media Interpretation. Journal of Media Psychology, 34 (2), 65–76.

Flaxman, S., Goel, S. & Rao, J. (2016). Filter bubbles, echo chambers, and online news consumption. Public Opinion Quarterly, 80(1), 298–320.

Hoewe, J. (2020). Toward a theory of media priming. Annals of the International Communication Association, 44 (4), 312–321.

Kahneman, D. (2011). Thinking, Fast and Slow. Farrar, Straus and Giroux. 499 p.

Lonergan, E. & Blyth, M. (2020). Angrynomics. Agenda Publishing. 208 p.

Nicholls, T. & Culpepper, D. (2021). Computational Identification of Media Frames: Strengths, Weaknesses, and Opportunities. Political Communication, 38 (1-2), 159–181.

Nimark, K. & Pitschner, S. (2019). News media and delegated information choice. Journal of Economic Theory, 181, 160–196.

Ottati, V., Wilson, C. & Lambert, A. (2016). Accessibility, priming, and political judgment. Current Opinion in Psychology, 12, 1–5.

Pace-Sigge, M. (2018). Spreading activation, lexical priming and the semantic web: Early psycholinguistic theories, corpus linguistics and AI applications. London: Palgrave. 135 p.

Scheufele, D. & Tewksbury, D. (2007). Framing, Agenda Setting, and Priming: The Evolution of Three Media Effects Models. Journal of Communication, 57, 9–20.

Walter, D. & Ophir, Y. (2019). News frame analysis: An inductive mixed-method computational approach. Communication Methods and Measures, 13 (4), 248–266.

Загрузки

Опубликован

31-08-2024

Как цитировать

Коноплев, Д. (2024). Режим информационного благоприятствования в журналистских публикациях на экономическую тематику: сценарии административной парадигмы. Знак: проблемное поле медиаобразования, (1 (47), 121–128. извлечено от https://znakmedia.ru/index.php/znak/article/view/226

Выпуск

Раздел

Экономика, политика, право и СМИ

Похожие статьи

1 2 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.