Кроссплатформенное учебное СМИ в контексте профессионального медиаимиджа студента–журналиста
Ключевые слова:
кроссмедиа, кроссплатформенность, медиаимидж, проектное обучение, продуктивная коммуникацияАннотация
В статье приведен анализ опыта организации кроссплатформенного учебного СМИ в рамках образовательной программы по направлению «Журналистика» в Сибирском федеральном университете. Целью работы является описание учебного медиа как проекта, способного решать образовательные и имиджевые задачи. Данное исследование вносит вклад в изучение проблем имагологии, а также в методику профессионального медиаобразования. Теоретическими основаниями исследования выступают модель кроссмедиа, разработанная Дж. Эрдалом, понятие продуктивной коммуникации А. А. Киселевой, структурные уровни медиаимиджа, описанные Д. П. Гаврой; методологической базой работы является кейс- метод. В рамках исследования кроссплатформенность определена как распространение медиаконтента с использованием различных каналов и форматов; выделены две ее составляющих — кроссмедийная коммуникация как адаптация контента к каналам дистрибуции и кроссмедийное производство как процесс организации работы редакции. Выделены этапы запуска учебного СМИ: от разработки концепции до формирования контент-плана, описан переход издания в стадию устойчивого функционирования и показано, что в процессе работы реализуются стратегии адаптации контента, привлечения и вовлечения аудитории; определены образовательные задачи постоянно действующего учебного медиа, в числе которых приоритетной является сокращение разрыва между теоретическими знаниями и практическими навыками студентов. В завершение установлено, что деятельность студентов в рамках учебного СМИ находит в себе все ступени реализации профессионального медиаимиджа: субъективную, объективную и моделируемую. В ней также реализуются номинативная, адресно-рациональная, коммуникативно-интерактивная, эмоциональная функции медиаимиджа. Сделан вывод о том, что практика учебного СМИ становится средством социализации начинающего специалиста в профессиональной среде.
Благодарности: Работа выполнена при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда науки (ККФН) в рамках научного проекта No 2020021006022.
Библиографические ссылки
Vasil’eva, E. I. (2017). Imidzh gosudarstva kak ekonomicheskaya kategoriya: rol’ kampanii Timoti Bella v dinamike imidzha Respubliki Belarus’ i investicionnoj privlekatel’nosti strany [The image of state as an economical category: the impact of Timothy Bell campaign in the dynamics of the Republic of Belarus image and its invests attractiveness]. Izvestiya Gomel’skogo gosudarstvennogo universiteta imeni F. Skoriny, 2, 148–151 (in Russ.).
Gavra, D. P. (2013). Kategoriya imidzha v sovremennoj kommunikativistike [The category of image in the modern communicative studies]. ZHurnal sociologii i social’noj antropologii, 4, 29–43 (in Russ.).
Gambarato, R. R., Lapina–Kratasyuk, E. G. & Moroz, O. V. (2017). Panorama rossijskih transmedia: opyt kartirovaniya mul’tiplatformennyh iniciativ [The prospect of Russian transmedia: an essay of multiplatform initiatives mapping]. Shagi / Steps, 2, 20–46 (in Russ.).
Zhenchenko, M. (2016). Evolyuciya terminov «mul’timedia», «kross–media», «transmedia» v razvitii cifrovogo storitellinga [The evolution of terms ‘multimedia’, ‘cross–media’, ‘transmedia’ in development of digital storytelling]. Studia Medioznawcze, 4 (67), 113–123 (in Russ.).
Kiseleva, A. A. (2016). Produktivnaya kommunikaciya. Lingvistika rezul’tativnosti. [Productive communication. Linguistics of efficiency]. Har’kov: Gumanitarnyj centr, 204 p. (in Russ.).
Polat, E. S. (1999). Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and informational technologies in the educational system]. Moskva, Academia, 224 p. (in Russ.).
Rozenshtil’, fon L., Mol’t, V., & Ryuttinger, B. (2014). Organizacionnaya psihologiya [Organizational psychology]. Har’kov: Gumanitarnyj centr, 464 p. (in Russ.).
Rusakova, O. F. (2004). Diskurs, politicheskiĭ diskurs, politicheskaya diskursologiya [Discourse, political discourse, political discoursology]. Mnogoobrazie politicheskogo diskursa : sbornik. Ekaterinburg, Ur. otd–nie Ros. akad. nauk, In–t filosofii i prava, Ur. gos. s.–h. akad., 7–32. (in Russ.).
Solodova, E. A. & Efimov, P. P. (2014). Transdisciplinarnost’: sovremennaya pedagogicheskaya tekhnologiya integracii znanij [Transdisciplinarity: a modern pedagogical technology of knowledge integration]. ITS, 2 (75), 20–24 (in Russ.).
Yudanova, E. Y. (2020). Televizionnyj zhurnalist na rynke truda: professional’naya realizaciya vypusknikov SFU [Television journalist on labour market: professional realization of Siberian Federal University graduates] : bachelor degree thesis. Krasnoyarsk, SFU (in Russ.).
Erdal, I. J. (2011). Coming to Terms with Convergence Journalism: Cross–Media as a Theoretical and Analytical Concept. Convergence, 17 (2), 213–223, https://doi.org/10.1177/1354856510397109.
Ibrus, I. & Scolari, C. (2012). Crossmedia Innovations: Texts, Markets, Institutions. Frankfurt am Main, Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Wien, 319 p.
Zeko, A., Jakopec, A. & Lesinger, G. (2019). Television vs. Social Media. Collegium Antropologicum. Vol. 43 (4), 281–288.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Олеся Богуславская, Дарья Устюжанина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.