Теле- и видеоконтент как содержательный элемент медиаобразования
Ключевые слова:
медиасреда, медиапространство, медиаобразование, медиаграмотность, медиавосприятие, медиасообщения, фактчекинг, телеконтент, телевизионный контент, видеоконтентАннотация
Статья посвящена поиску связей между использованием теле- и видеоконтента в качестве содержательной составляющей медиаобразования и установками на осознанное медиавосприятие, что обеспечит комфортное пребывание в медиасреде. Динамика изменений медиасреды вынуждает потребителей медиаинформации к принятию трансформаций и нововведений, вследствие чего существует необходимость обновления содержания медиаобразования. В этой связи необходимость применения технологии фактчекинга может оказать положительное влияние на медиавосприятие.
Владение технологией фактчекинга способствует обеспечению достаточного уровня медиаграмотности современного пользователя. Для приобретения умений и навыков применения технологий фактчекинга в процессе медиаобразования в качестве его содержательной составляющей возможно использование существующего теле- и видеоконтента с целью формирования установок на осознанное медиавосприятие. Просмотр и анализ такого контента могут способствовать пониманию появления, происхождения различного аудиовизуального контента, осознанию посыла автора, создавшего это произведение, и, как следствие, выработка автоматизма применения фактчекинга. Кроме того, применение технологий фактчекинга позволяет избежать манипулирования сознанием пользователя, способствует продуктивному, плодотворному и эффективному использованию медиаресурсов, обеспечивая удобное и практичное существование пользователя в современном медиапространстве.
В статье большое внимание уделяется эмпирической базе, включающей не только телевизионный контент, но и онлайн-контент, что представляется важным в связи с тем, что современное телесмотрение неразрывно связано с сетевыми реалиями и особенностями потребления онлайн-медиа. Анализируя теле- и видеоконтент авторы статьи обращают внимание на существование конкретного контента, который может быть использован для достижения результатов медиаобразования.
Библиографические ссылки
Anikina, M. E. (2006). Molodye i nedoverchevye: sovremennye rossijskie chitateli [Young and distrustful: modern Russian readers]. Teoriya i sotsiologiya SMI : sbornik nauchnykh trudov, 28–40 (in Russ.).
Bon, A. (2020). Fejk. Vse, chto nado znat’ o propagande, fal’shivykh novostyakh i teoriyakh zagovora [Fake. Everything you need to know about propaganda, fake news, and conspiracy theories]. Moscow : Mann, Ivanov and Ferber, 299 p. (in Russ.).
Bondarenko, E. A. (2003). Puteshestvie v mir Kino [Journey to the World of Cinema] Moscow : Olma-Press Grand, 255 p. (in Russ.).
Vartanova, E. L. & Zasurskiyi, Ya. N. (2003). Rossiyiskiyi modul’ mediaobrazovaniya : kontseptsii, printsipy, modeli [Russian module of Media education : concepts, principles, models]. Informatsionnoe obshchestvo, 3, 5–10 (in Russ.).
Zhilavskaya, I. V. (2009). Mediaobrazovanie molodezhnoj auditorii : monografiya [Media Education for Young Audiences: a monograph]. Tomsk : Publishing House TIIT, 322 p. (in Russ.).
Lotman, Yu. A. (1964). Lektsii po strukturnoj poetika [Lectures on structural poetics]. Trudy po znakovym sistemam : Uchenye zapiski Tartusskogo universiteta, 160, 53–187 (in Russ.).
Stepanov, A. A. & Oganesova, Yu. A. (2018). Mediakritika : uchebnoye posobiye [Media criticism : study guide]. St.Petersburg : Publishing House St.Petersburg State University of Film and Television, 99 p. (in Russ.).
Stepanova, P. M. (2016). Kinopedagogika i mediaobrazovanie : uchebnoye posobiye [Film Pedagogy and Media Education : study guide]. St.Petersburg : Publishing House St.Petersburg State University of Film and Television, 96 p. (in Russ.).
Fedorov, A. V. (2004). Mediaobrazovanie i mediagramotnost’ : uchebnoye posobiye [Media education and media literacy : study guide]. Taganrog : Publishing House Kuchma, 340 p. (in Russ.).
Fedorov, A. V. (2001). Problemy audiovizual’nogo vospriyatiya [Problems of Audiovisual Perception]. Iskusstvo I obrazovanie, 2, 57–64 (in Russ.).
Cherkasova, V. P. (2019). Media-manipulipovanie obshchestvennym politicheskim soznaniem: Televidenie i Internet [Media Manipulation of Public Political Consciousness: Television and the Internet]. Moscow: Publishing House «Whole World», 152 p. (in Russ.).
Sharikov, A. V. (1993). Telekommunikatsii v kontekste mediaobrazovaniya [Telecommunications in the Context of Media Education]. Telekommunikatsii v sisteme obrazovaniya : materialy mezhdunarodnoy konferenzii, 76–79 (in Russ.).
Yakushina, E. V. (2000). Internet v aspekte mediaobrazovaniya [The Internet as an Aspect of Media education]. Problemy perekhoda k 12-letney sisteme obucheniya : sbornik nauchnykh trudov, 134–139 (in Russ.).
Yakushina, E. V. (2001). Podrostki v Internete: spetsifika informatsionnogo vozdeystviya [Teenagers on the Internet: the specifics of information impact]. Pedagogika, 4, 55–62 (in Russ.).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Знак: проблемное поле медиаобразования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.