Цифровая безопасность в социальных сетях: результаты социологического опроса студентов профессиональных образовательных организаций
DOI:
https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-48-2-108-117Ключевые слова:
цифровая безопасность, социальные сети, студенты, профессиональная образовательная организация, социологический опросАннотация
В статье исследуются вопросы цифровой безопасности в социальных сетях среди обучающихся в профессиональной образовательной организации (ПОО): медиаугрозы, с которыми они сталкиваются, проблемы и способы защиты личных страниц. Цель исследования – изучить субъективное представление о цифровой безопасности в социальных сетях студентов профессиональной образовательной организации. В качестве метода исследования выступил социологический онлайн-опрос обучающихся ПОО Челябинской области (хронологические рамки опроса – с 16 по 31 января 2023 года). Таким образом, материалом исследования стали результаты социологического опроса (N=16169). Результаты проведенного опроса относительно популярности социальных сетей полностью коррелируют с результатами крупных отечественных социологических исследований: наиболее часто за прошедший год студенты ПОО использовали сеть «ВКонтакте» и мессенджер Telegram; в целом, страница студента в социальной сети позволяет составить достаточно полное представление о человеке и его деятельности; обучающиеся на данных ресурсах наиболее часто сталкиваются с обманом и мошенничеством, взломом личной страницы, оскорблениями и угрозами в личных сообщениях, а также созданием страницы-клона; к эффективным способам защиты своего аккаунта и своей личности респонденты относят отсутствие контактов на личной странице, своевременный выход из аккаунтов на чужих устройствах, закрытие страницы для тех, кто не в друзьях, а также ограничение в размещении личной информации на странице и отсутствие геолокации. Авторы статьи приходят к выводам о недостаточной компетентности студентов в вопросах цифровой безопасности и необходимости проведения регулярных профилактических мероприятий для повышения общего уровня медиаграмотности и медиабезопасности обучающихся.
Благодарности: Исследование частично выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда Конкурса «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) 22–18–20011 «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)».
Библиографические ссылки
Goncharova, Yu. I. & Zemcova, Yu. V. (2021). Zashchita personal’nyh dannyh v social’nyh setyah v usloviyah sovremennoj cifrovoj gramotnosti [Protection of personal data in social networks in the context of modern digital literacy]. Innovacionnye nauchnye issledovaniya, 5–2 (7), 310–315. (In Russ.).
Druker, M. M. (2019a). Destruktivnye komponenty social’nyh media [Destructive components of social media]. Chelyabinskij gumanitarij, 4 (49), 27–32. (In Russ.).
Druker, M. M. (2019b). Tekhnologii profilaktiki riskov i ugroz psihologicheskomu zdorov’yu shkol’nikov v social’nyh media [Technologies for the prevention of risks and threats to the psychological health of schoolchildren in social media]. Pokolenie Z: social’nyj harakter, identichnost’ i orientacii sovremennyh podrostkov : sbornik statej Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Ufa, 14–15 November 2019. Ufa: Bashkir State University, 80–84. (In Russ.).
Zhilavskaya, I. A. (2017). Mediaobrazovanie kak profilaktika informacionnyh riskov [Media Education as Prevention of Information Risks]. Zhurnalist. Social’nye kommunikacii, 2 (26), 147–151. (In Russ.).
Ivanova, L. A. (2019). Inkorporirovanie mediaobrazovaniya v programmu podgotovki specialistov srednego zvena po special’nosti 44.02.06 Professional’noe obuchenie (po otraslyam) [Incorporation of media education into the training program for mid-level specialists in the specialty 44.02.06 Vocational training (by industry)]. Sovremennoe sostoyanie mediaobrazovaniya v Rossii v kontekste mirovyh tendencij (k 65-letiyu pochetnogo prezidenta Associacii kinoobrazovaniya i mediapedagogiki Rossii, professora A. V. Fedorova). Taganrog: Rostov State Economic University «RINH», 139–146. (In Russ.).
Kovaleva, L. A. (2019). Mediaobrazovatel’naya deyatel’nost’ v srednem professional’nom obrazovanii [Media educational activities in secondary vocational education]. MEDIAObrazovanie: vektory integracii v cifrovoe prostranstvo : Materialy IV mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk, 26–27 November 2019. Compiled by A. A. Morozova. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 197–201. (In Russ.).
Konovalova, D. T. & Musifullin, S. R. (2022). Formirovanie mediagramotnosti u studentov srednego professional’nogo obrazovaniya [Formation of media literacy among students of secondary vocational education]. XVII akmullinskie chteniya : Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 02–03 December 2022. Volume II. Ufa: Bashkir State Pedagogical University. M. Akmully, 286–288. (In Russ.).
Kohanaya, O. E. & Golovin, Yu. A. (2021) Cifrovye media kak moshchnyj faktor vozdejstviya na povedenie detej i podrostkov [Digital media as a powerful factor influencing the behavior of children and adolescents]. Chelyabinskij gumanitarij, 4 (57), 28–37. (In Russ.).
Mediabezopasnost’ i profilaktika pravonarushenij molodezhi v social’nyh setyah (2019). [Media security and prevention of youth delinquency in social networks]. Materialy Mezhregional’noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: Publishing house of BSPU. 188 p. (In Russ.).
Mediapotreblenie «cifrovoj molodezhi» v Rossii (2021). : monografiya [Media consumption of «digital youth» in Russia: monograph]. ed. D. V. Dunas. Moscow: Faculty of Journalism of Moscow State University: Moscow University Press. 406 p. (In Russ.).
Murzina, E. V. (2020). Mediapotreblenie v usloviyah transformacii sovremennogo obshchestva [Media consumption in the context of the transformation of modern society]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 5 (68), 228–235. (In Russ.).
Oborskij, A. Yu. & Ignatov, P. N. (2015). Osoznannoe mediapotreblenie kak znachimyj faktor uspeshnogo obucheniya v vuze [Conscious media consumption as a significant factor in successful education at the university]. Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij, 9–2, 138–141. (In Russ.).
Pishchova, A. V. (2018). Mediabezopasnost’ sub”ektov obrazovatel’nogo processa: problemy i riski [Media security of the subjects of the educational process: problems and risks]. Filosofsko-pedagogicheskie problemy nepreryvnogo obrazovaniya, Mogilev, April 26–27, 2018. Mogilev: A. A. Kuleshov Mogilev State University, 271–274. (In Russ.).
Stepanyan, G. G. (2019). Informacionno-obrazovatel’naya i medijnaya sreda obrazovatel’nogo prostranstva v SPO [Information- educational and media environment of educational space in secondary vocational education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 6–21, 293–297. (In Russ.).
Fateeva, I. A. (2018). Chto takoe mediabezopasnost’, i kak ona sootnositsya s informacionnoj bezopasnost’yu? [What is media security and how does it relate to information security?]. Ekologiya mediasredy : Materialy III Otkrytoj mezhvuzovskoj nauchno- prakticheskoj konferencii. Moscow, April 27, 2018. Moscow: Moscow State Pedagogical University, 98–107. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Знак: проблемное поле медиаобразования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.