Коммуникация науки и общества в работах зарубежных исследователей (на материале международной базы данных ProQuest Dissertation & Theses)

Авторы

  • Зоя Вахрамеева Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия https://orcid.org/0000-0002-4274-0600

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-48-2-87-99

Ключевые слова:

гражданская наука, наука и общество, научная грамотность, научная коммуникация, общественное понимание науки, отношение к науке, популяризация науки, участие общества в науке, диссертация, ProQuest

Аннотация

В настоящее время наука все больше влияет на жизнь людей, при этом нуждаясь в признании и поддержке общества. Одним из способов продвижения науки стало развитие взаимодействия между научными кругами и широкой публикой. Первоначально имевшая чисто практическую направленность, за последние десятилетия коммуникация науки и общества стала самостоятельной областью исследований, как за рубежом, так и в России.

В данной статье представлены результаты исследования документационного потока зарубежных диссертаций в области коммуникации науки и общества. Ресурсом для исследования стала крупнейшая международная база данных диссертационных работ ProQuest Dissertation & Theses Global (PQDT). Целью работы было определить временные рамки, динамику и актуальные тематические направления документопотока. Отбор материала проводился посредством поисковых запросов, сформулированных с помощью соответствующих терминов из индексного указателя базы. Результатом поиска стали 2213 докторских диссертаций на 11 языках, защищенных в период с 1950 г. до начала 2022 г. в 19 странах мира. Анализ выявил, что наиболее активно диссертационные исследования в сфере коммуникации науки и общества ведутся в США, Китае и Великобритании.

Хотя первые зафиксированные работы относятся к 1950-м гг., прослеживание динамики количества диссертаций по десятилетиям показало, что заметный рост начался в 1980-х гг., что можно объяснить изменением научной политики и формированием новых подходов к коммуникации науки и общества в ряде стран несколькими годами ранее. Что касается тематики исследований, то в 1950-х – 1970-х гг. основными темами диссертаций были отношение общества к науке и научная грамотность. В 1980-х – 2000-х гг. появляется ряд новых направлений, отражающих эволюцию моделей взаимодействия науки и общества: постнормальная наука, включенность общества в науку, гражданская наука. В последние десять лет научный интерес сосредоточен преимущественно на вопросах участия граждан в науке, ее открытости и социальной значимости.

Благодарности: Статья подготовлена по плану НИР ГПНТБ СО РАН, проект «Современное состояние и тенденции развития коммуникаций российской науки с обществом», No 122040600059-7.

Биография автора

Зоя Вахрамеева, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия

научный сотрудник

Библиографические ссылки

Einsiedel, E. (2018). “Auditorii” i ikh uchastie v nauke i tekhnike [Publics and their participation in science and technology]. Posobie po obshchestvennym svyazyam v nauke i tekhnologiyah [Guide of the public communication of science and technology]. Moscow: Alpina Fiction, 303–336. (in Russ.).

Savina, A. K. (2015). Uchenye stepeni i zvaniya v zarubezhnyh stranah: obshchee i osobennoe [Academic degrees and titles in foreign countries: general and specific]. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 3, 10–23, available at: http://www.pmedu.ru/res/2015_3_2.pdf (accessed 31.07.2022). (in Russ.).

Bauer, M. W. (2009). The evolution of public understanding of science – discourse and comparative evidence. Science, Technology and Society, 14 (2), 221–240.

Bodmer, W. (2010). Public Understanding of Science: The BA, the Royal Society and COPUS. Notes and Records: The Royal Society journal of the history of science, 64, S151–S161. https://www.doi.org/10.1098/rsnr.2010.0035.

Bubela, T., Nisbet, M., Borchelt, R. et al. (2009). Science communication reconsidered. Nature Biotechnology, 27, 514–518. https://www.doi.org/10.1038/nbt0609-514.

De Jong S.P.L., Ketting E., van Drooge L. (2020). Highly esteemed science: An analysis of attitudes towards and perceived attributes of science in letters to the editor in two Dutch newspapers. Public understanding of science, 29 (1), 37–52. https://www.doi.org/10.1177/0963662519878988.

Dijkstra, A. M., de Bakker, L., van Dam, F. & Jensen, E. A. (2020). Setting the scene. Science communication. An introduction. World Scientific Publishing Co. Pte Ltd., 2020, 1, 1–16. https://www.doi.org/10.1142/9789811209888_0001

Fischhoff, B. (2013). The sciences of science communication. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 110, 14033–14039. https://www.doi.org/10.1073/pnas.1213273110

From PUS to PEST (2002). Science, 298 (5591), pp. 49.

Funtowicz, S. O., Ravetz, J. R. (1993). Science for the post-normal age. Futures, 25 (7), 739–755.

Gascoigne, T., Schiele, B. (2020). Introduction. A global trend, an emerging field, a multiplicity of understandings: Science communication in 39 countries. Communicating Science: A Global Perspective. Canberra, ACT, Australia: ANU Press, 2020, 1–14. https://www.doi.org/10.22459/CS.2020.

Miller, J. D. (1983). Scientific literacy: A conceptual and empirical review. Daedalus, 112 (2), 29–48.

Peters, H. P., Dunwoody, S., Allgaier, J., Lo, Y. Y. & Brossard, D. (2014). Public communication of science 2.0: Is the communication of science via the “new media” online a genuine transformation or old wine in new bottles? EMBO reports, 15, 749–753.

Pitrelli, N. (2003). The crisis of the “public understanding of science” in Great Britain. Journal of Science Communication, 2 (1), 1–9.

Riesch, H., Potter, C., (2014). Citizen science as seen by scientists: Methodological, epistemological and ethical dimensions. Public Understanding of Science, 23 (1), 107–120.

Smallman, M., Lock S. J. & Miller S. (2020). United Kingdom. The developing relationship between science and society. Communicating Science. A Global Perspective. Canberra, ACT, Australia: ANU Press, 931–957. https://www.doi.org/10.22459/CS.2020.

Загрузки

Опубликован

30-08-2023

Как цитировать

Вахрамеева, З. (2023). Коммуникация науки и общества в работах зарубежных исследователей (на материале международной базы данных ProQuest Dissertation & Theses). Знак: проблемное поле медиаобразования, (2 (48), 87–99. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-48-2-87-99

Выпуск

Раздел

Культурология медиа

Похожие статьи

1 2 3 4 5 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.