Журналистика: поиски ответов на вызовы времени
DOI:
https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-48-2-25-33Ключевые слова:
журналистика, новые медиа, профессиональная этика, массовая коммуникация, медиафрилансАннотация
В статье рассматриваются факторы, способствующие возникновению журналистики как профессиональной деятельности и социального института от появления станка Гуттенберга до современных информационных технологий, что показывает тесную связь журналистики и массовых коммуникаций. Профессионально-этические нормативы журналистики рассмотрены как необходимое условие ее функционирования, выход за пределы которых грозит гибелью профессии. Журналистика представлена как институт, полноценное функционирование которого возможно только в условиях демократии, где она способна выполнять функции социального управления и регулироваться этическими нормативами, выработанными профессиональным сообществом. Цель статьи – выявить противоречия, которые существуют в теоретических подходах к пониманию природы журналистики и ее общественной миссии, а также рассмотреть роль информационных технологий и современных средств связи в управлении общественной жизнью, когда журналистика утрачивает свои «властные полномочия». Ключевым теоретическим основанием проведенного исследования является положение о «двойной» природе журналистики, выработанное в трудах Е. П. Прохорова, Г. В. Лазутиной, которые объясняют сложившееся положение особенностями общественного развития журналистики. Методы исследования включили в себя теоретический и концептуальный синтез трудов исследователей, посвященных вопросам истории и теории СМИ и журналистики. К результатам проведенного исследования мы относим конкретизацию условий, при которых журналистика может выполнять «двойные» задачи, вызванные ее «двойной природой», как то: свободой и автономией от сил влияния. В условиях демократии журналистика способна участвовать в управлении общественной жизнью, сообщать информацию о реально происходящих событиях и осуществлять саморегулирование, но, когда власть ставит журналистов в подчиненное положение, журналистика уходит в зону «подполья» и не может быть общественным благом. Новые медиа и современные средства связи дают журналистике шанс сохраниться в своем общественном статусе даже при самом негативном сценарии развития общества. Медиафриланс представлен в статье как способ автономного функционирования медиа, который позволяет современным журналистам быть независимыми от власти в реализации профессиональных задач. Вместе с тем создание информационных продуктов вне редакционных коллективов возвращают нас к традициям «персонального журнализма» эпохи Просвещения, когда журналистика не являлась социальным институтом и не осуществляла управление жизнью общества. Развитие информационных технологий, приведших к изменению образа жизни людей и сферы их профессиональной деятельности, сегодняшние общественно-политические реалии свидетельствуют об изменении положения журналистики в России – одного из важнейших социальных институтов.
Библиографические ссылки
Avraamov, D. S. (2003). Professional’naya etika zhurnalista [Professional ethics of a journalist]. Moscow: Moscow University Press. 271 p. (In Russ.).
Dzyaloshinsky, I. M. (2017). Professional’naya etika zhurnalista [Professional ethics of a journalist]. Moscow: Yurait Publishing House. 391 p. (In Russ.).
Egorkina, E. Yu. (2020). Istoriya zhurnalistiki [History of journalism]. Mediasreda, 1, 25–28. (In Russ.).
Ivanitsky, V. L. (2015). Zhurnalistika kak obshchestvennoe blago, blago opekaemoe [Journalism as a public good, a well-benefit]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, 6, 27–49. (In Russ.).
Kazakov, Yu. V. (2016). Eticheski polnotsennaya zhurnalistika i angazhirovannaya propaganda: sravnitel’nyy analiz sistemnykh priznakov [Ethically sound journalism and biased propaganda: a comparative analysis of systemic features]. Vedomosti prikladnoy etiki, 48, 181–197. (In Russ.).
Lazutina, G. V. (2004). Osnovy tvorcheskoy deyatel’nosti zhurnalista [Fundamentals of the creative activity of a journalist]. Moscow: Publishing House Aspect-Press. 236 p. (In Russ.).
Lazutina, G. V. (2013). Professional’naya etika zhurnalista [Professional ethics of a journalist]. Moscow: Publishing House Aspect-Press. 224 p. (In Russ.).
Lazutina, G. V. (2016). Sotsial’naya rol’ zhurnalistiki v kontekste sovremennykh diskussiy [The social role of journalism in the context of modern discussions]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, 6, 178–190. (In Russ.).
Lazutina, G. V. (2022). Professional’naya etika zhurnalista [Professional ethics of a journalist]. Moscow: Yurait Publishing House. 240 p. (In Russ.).
Lytkina, L. V. (2016). Istoriya protozhurnalistiki drevnikh tsivilizatsiy. Chast’ 1. Tipy kommunikatsiy v drevnegrecheskikh polisakh [The history of proto-journalism of ancient civilizations]. Upravlencheskoe konsul’tirovanie, 5, 201–211. (In Russ.).
Mukhina O. S. Freelance journalist of the digital age: legal and civil status, problems of creative self-realization: Dissertation for the degree of candidate of philological sciences: 5.9.9. Lv. feder. University named after the first President of Russia BN Yeltsin. Yekaterinburg, 2023. 204 p. (In Russ.).
Prokhorov, E. P. (2004). Zhurnalistika i demokratiya [Journalism and Democracy]. Moscow: Publishing House Aspect Press. 350 p. (In Russ.).
Prokhorov, E. P. (2011). Gosudarstvennye SMI kak glavnyy instrument obespecheniya informatsionnoy demokratii [State media as the main tool for ensuring information democracy]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, 1, 11–19. (In Russ.). Prokhorov, E. P. (2011). Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki [Introduction to the theory of journalism]. Moscow: Publishing House
Aspect Press. 348 p. (In Russ.).
Raspopova, S. S. (2021). Prikladnaya etika zhurnalista [Applied ethics of a journalist]. Moscow: Flint publishing house. 254 p.
(In Russ.).
Teplyashina, A. N. (2014). Eticheskiy bazis professional’noy kul’tury zhurnalista [The ethical basis of the professional culture of
a journalist]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal’nogo universiteta, 6, 90–97. (In Russ.).
Vartanova, E. L. (2010). O sovremennom ponimanii SMI i zhurnalistiki [On the modern understanding of the media and journalism].
Mediaskop, 1, available at: http://www.mediascope.ru/o-sovremennom-ponimanii-smi-i-zhurnalistiki (accessed: 20.07.2023). (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Знак: проблемное поле медиаобразования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.