Опыт использования виртуальных ведущих в современном медиаобразовании

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-48-2-13-17

Ключевые слова:

медиакоммуникации, медиаобразование, цифровое обучение, нейросети, виртуальные дикторы, искусственный интеллект, сквозные цифровые технологии

Аннотация

В статье рассматриваются результаты эксперимента, проведенного в 2021–2023 гг. на факультете филологии и журналистики Астраханского государственного университета со студентами, обучающимися по направлению «Журналистика». Целью эксперимента стало изучение форм использования технологий искусственного интеллекта, в частности создания виртуальных ведущих, в учебном процессе. Задания студенты получали в рамках дисциплин «Подготовка публикаций в сети Интернет», «Работа журналиста в условиях конвергентной редакции», «Концепция новых медиа». В ходе эксперимента анализировался процесс формирования навыка проектирования видеоконтента с участием виртуальных ведущих и последующее развитие таких компетенций, как работа с новыми технологиями визуализации медиапроекта на основе искусственного интеллекта, создание смешанных медиаформатов, подготовка текста для озвучивания виртуальным ведущим и др. В результате делается вывод, что данные технологии позволяют повысить практикоориентированность процесса обучения, увеличить разнообразие форм работы с учебными материалами, стимулировать интерес и мотивацию учащихся, реализовать новые направления проектной деятельности. Автор выделяет основные преимущества использования моделей виртуальных ведущих в учебном процессе: низкая стоимость затрат, доступность сервисов, высокая скорость и простота подготовки и распространения контента и т. д. При этом отмечаются и выявленные недостатки: нехватка научной литературы и методических рекомендаций специалистов-практиков, несовершенство технических параметров сервисов, этические проблемы перспективы замены работы людей технологиями искусственного интеллекта. В целом цель исследования достигнута, а материалы, разработанные в его рамках, могут быть использованы преподавателями гуманитарных специальностей для включения представленных практик в образовательный процесс.

Биография автора

Екатерина Лазуткина, Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики

Библиографические ссылки

Arsent’yeva, A. D. & Nikolayeva, M. O. (2022). Rol’ algoritmov iskusstvennogo intellekta v rasprostranenii i otslezhivanii destruktivnogo kontenta [The role of artificial intelligence algorithms in the distribution and tracking of destructive content]. MEDIAObrazovaniye: tsifrovaya sreda v usloviyakh vynuzhdennoy metamorfozy. Sbornik materialov VII Mezhdunarodnoy nauchno- prakticheskoy konferentsii. Chelyabinsk, 556–671 (in Russ.).

Beynenson, V. A. (2021). Primeneniye robotizirovannogo kontenta v realizatsii rekreativnykh funktsiy massmedia [The use of robotic content in the implementation of recreational functions of mass media]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 2 (40), 184–193. (in Russ.).

Beynenson, V. A. (2020). Robotizirovannaya zhurnalistika v sovremennykh SMI: vektory razvitiya i problemy realizatsii [Robotic journalism in modern media: development vectors and implementation problems]. Kommunikativnyye strategii SMI: teoreticheskiye podkhody i novyye realii. Nizhniy Novgorod : NNGU, 140–151. (in Russ.).

Belolipskaya, G. S. & Maksimova, N. V. (2017). Mediaobrazovatel’naya funktsiya studencheskikh proyektov [Media educational function of student projects]. Kommunikatsiya v sovremennom mire. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 156–157. (in Russ.).

Zubanova, L. B. (2022). Iskusstvennyy intellekt v eticheskom izmerenii: neprednamerennaya zhestokost’ i konstruiruyemaya predvzyatost’ [Artificial intelligence in the ethical dimension: unintentional cruelty and constructed bias]. MEDIAObrazovaniye: tsifrovaya sreda v usloviyakh vynuzhdennoy metamorfozy. Sbornik materialov VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Chelyabinsk, 577–581. (in Russ.).

Iskusstvennyy intellekt: perspektivy i ugrozy (2018). [Artificial intelligence: prospects and threats]. Kur’yer YUNESKO, 3, available at: https://ru.unesco.org/courier/2018-3 (accessed: 03.02.2023). (in Russ.).

Kadyrova, G. (2016). K voprosu o professional’noy etike zhurnalistov v sotsial’nykh setyakh [To the question of the professional ethics of journalists in social networks]. Naslediye Y.I. Selezneva i aktual’nyye problemy zhurnalistiki, kritiki, literaturovedeniya, istorii. Krasnodar, 41–44. (in Russ.).

Korovnikova, N. A. (2021). Iskusstvennyy intellekt v obrazovatel’nom prostranstve: problemy i perspektivy [Artificial intelligence in the educational space: problems and prospects]. Sotsial’nyye novatsii i sotsial’nyye nauki. Moscow: ISISS RAS, 2, 98–113. (in Russ.).

Kuprina, M. D. (2022). Avtomatizatsiya media: iskusstvennyy intellekt i algoritmy [Media automation: artificial intelligence and algorithms]. MEDIAObrazovaniye: tsifrovaya sreda v usloviyakh vynuzhdennoy metamorfozy. Sbornik materialov VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Chelyabinsk, 581–585. (in Russ.).

Lazutkina, Ye. V. (2019). Mobil’nyye tekhnologii v sovremennom mediaobrazovanii [Mobile technologies in modern media education]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 1 (31), 53–58. (in Russ.).

Malygina, L. Ye. (2018). «Virtual’nyye sobesedniki»: perspektivy razvitiya televizionnogo promodiskursa [“Virtual Interlocutors”: rospects for the Development of Television Promo Discourse]. Verkhnevolzhskiy filologicheskiy vestnik, 4 (15), 63–70. (in Russ.).

Malygina, L. Ye. (2018). Chat-boty i iskusstvennyy intellekt: perspektivy razvitiya televizionnogo promodiskursa [Chatbots and artificial intelligence: prospects for the development of television promotional discourse]. Aktual’nyye problemy filologii i pedagogicheskoy lingvistiki, 4 (32), 47–54. (in Russ.).

Pantserev, K. A. (2022). Mediaobrazovaniye v epokhu iskusstvennogo intellekta: nekotoryye prakticheskiye aspekty [Mediaeducation at the age of artificial intelligence: some practical issues]. MEDIAObrazovaniye: tsifrovaya sreda v usloviyakh vynuzhdennoy metamorfozy. Sbornik materialov VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Chelyabinsk, 585–589. (in Russ.).

Paskova, A. A. (2019). Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v personalizatsii elektronnogo obucheniya [Artificial intelligence technologies in personalization of e-learning]. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 3 (42), 113– 122. (in Russ.).

Rodionov, O. V., Tamp, N. V. (2022). Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii [Artificial intelligence technologies in education]. Vozdushno-kosmicheskiye sily. Teoriya i praktika, 22, 65–74. (in Russ.).

Shnayder, A. (2022). Ispol’zovaniye tekhnologii iskusstvennogo intellekta v sovremennom medialandshafte [Implementation of artificial intelligence in the context of modern medilandscape]. MEDIAObrazovaniye: tsifrovaya sreda v usloviyakh vynuzhdennoy metamorfozy. Sbornik materialov VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Chelyabinsk, 589–595. (in Russ.).

Загрузки

Опубликован

30-08-2024

Как цитировать

Лазуткина, Е. (2024). Опыт использования виртуальных ведущих в современном медиаобразовании. Знак: проблемное поле медиаобразования, (2 (48), 13–17. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2023-48-2-13-17

Выпуск

Раздел

Медиа и образование

Похожие статьи

1 2 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.