Проектная деятельность в медиаобразовании как эффективный инструмент формирования компетенций
DOI:
https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-52-2-38-46Ключевые слова:
журналистика, медиаобразование, проектная деятельность, студенческие проектыАннотация
Наряду с традиционными практиками обучения в вузовском образовании реализовываются и инновационные модели – в некоторых высших учебных заведениях активно внедряется проектная деятельность. В статье предпринята попытка анализа специфики функционирования студенческих медиапроектов на примере опыта кафедры журналистки НовГУ. Посредством мониторинга разноформатных кафедральных учебных медиа (контент-анализ ключевых текстов, дизайн-исследование) удалось прийти к выводу о том, что проектный метод весьма продуктивен при реализации дисциплин, имеющих прикладной характер. Несмотря на сложности, с которыми сталкиваются как студенты, так и педагоги, курирующие проектную деятельность (наличие заинтересованности в результате лишь у части команды, боязнь «острых» тем, устаревшая материально-техническая база), практико-ориентированный подход позволяет погрузить студентов в тонкости работы в редакционном коллективе, обратить внимание на технологические нюансы производства различных видов СМИ и в целом дает возможность применить теоретические знания на практике, – когда студент участвует в создании публичного работоспособного медиапродукта, эффективность лекционных занятий значительно повышается по сравнению со сдачей индивидуального зачетного или экзаменационного задания («в стол»). Интерес к учебе у студентов резко возрастает, когда они осознают, что делают общественно значимый проект, который может оказаться связующим звеном между потенциальными работодателями и учащимися. Показанный в данном исследовании методический инструментарий может представлять интерес для медиапедагогов, занимающихся реализацией практико-ориентированных дисциплин. Он поможет учесть потенциальные ошибки и трудности и сделать тем самым проектную деятельность эффективной методикой формирования профессиональных компетенций.
Библиографические ссылки
Azevich, A. I. (2018). Mul'timediinye longridy kak sredstvo formirovaniia kommunikativnykh umenii shkol'nikov [Multimedia longreads as a means of forming students' communication skills]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Informatizatsiia obrazovaniia, 15 (2), 190–196. (In Russ.).
Bakanov, R. P. (2017). Pedagogicheskie priemy, napravlennye na effektivnoe osvoenie studentami distsipliny «Vypusk uchebnogo mediaproekta» (Opyt Kazanskogo universiteta) [Pedagogical techniques aimed at effective mastering by students of the discipline «Graduation of an educational media project» (Experience of Kazan University)]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 4 (26). 34–45. (In Russ.).
Blokhin, I. N. (2008). Etnologicheskaia kul'tura zhurnalista [Ethnological culture of a journalist]. Vesnik Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2 (2), 302–307 (In Russ.).
Vypusk uchebnoi gazety [The issue of an educational newspaper]. (2019). T. V. Silina-IAsinskaia [i dr.]; pod obshch. red. O. M. Samusevich. Minsk: BGU. (In Russ.).
Golubtsova, T. A. (2023). Priemy geimifikatsii obrazovatel'nykh proektov [Gamification techniques for educational projects]. Media. Informatsiia. Kommunikatsiia, 37 (2), 38–43. (In Russ.).
Dudnikova, I. E. (2021). Mul'timediinyi longrid v obrazovatel'noi deiatel'nosti [Multimedia longrid in educational activities]. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii, 4. 98–102. (In Russ.).
Kovaleva, T. V. (2016). Osobennosti obrazovatel'nykh proektov i upravleniia imi [Features of educational projects and their management]. Molodoi uchenyi, 12 (116). 1290–1293. (In Russ.).
Romanova, I. B. (2013). Obrazovatel'nye proekty v vuze. Integratsiia obrazovaniia [Educational projects at the university], 1, 43–47. (In Russ.).
Korkonosenko, S. G. (2015). Prepodavanie zhurnalistiki v vysshei shkole [Teaching journalism in higher education]. Sankt-Peterburg: Own publishing house, 160 p. (In Russ.).
Nikishin, I. V. (2019). Mediaproekt: poniatie, tipy, zhiznennyi tsikl [Media project: concept, types, life cycle]. Molodoi uchenyi, 24 (262). 478–481. (In Russ.).
Nosaev, D. A. (2012). Sovremenny`e tendencii razvitiya graficheskoj modeli gazety [Current trends in the development of the graphic model of the newspaper]. Vestnik Ady`gejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie, 3 (105). 54–58. (In Russ.).
Starshov, M. E. (2018). Obrazovatel'nye proekty kak forma razvivaiushchego dosuga sovremennoi molodezhi [Educational projects as a form of developing leisure for modern youth]. Kul'tura: teoriia i praktika, 5 (26), 28–34. (In Russ.).
Sysoeva, E. A. (2020). Razvitie informatsionnykh kompetentsii u subektov obrazovatel'noi deiatel'nosti v usloviiakh tsifrovoi ekonomiki v period pandemii novoi koronavirusnoi infektsii [The development of information competencies among subjects of educational activities in the digital economy during the pandemic of a new coronavirus infection]. Ekonomika i predprinimatel'stvo, 6 (119), 1316–1319. (In Russ.).
Tarasov, I. A. (2023). Obrazovatel'nyi potentsial tekhnologii longrid na urokakh rodnoi literatury [The educational potential of longrid technology in native literature lessons]. Nauchnyi Tatarstan, 4, 92–96. (In Russ.).
Maher D., Yoo J. (2017). Project based learning in the primary school classroom. Progress in Education, 43, available at: https://www.academia.edu/31740202/Maher_D_and_Yoo_J_2017.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Знак: проблемное поле медиаобразования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.