Потенциал применения генеративных языковых моделей в современной медиакоммуникации и журналистике (на примере Claude и Yalm 2.0)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-53-3-108-121

Ключевые слова:

медиакоммуникация, генеративные языковые модели, искусственный интеллект, современная журналистика

Аннотация

Данная статья является теоретико-практическим обобщением по итогам проведенного авторами эксперимента. Несмотря на то, что основой данной публикации мы полагаем соответствующие результаты упомянутого авторского эксперимента, в работе также представлен небольшой теоретический аналитический обзор истории и основных проблемных зон развития генеративных языковых моделей на современном этапе. Методологическим фундаментом данной работы является системный и структурно-функциональный подходы к исследованию возможностей использования генеративных языковых моделей в современной журналистике, а также case study из трех частей, что стало основой работы. Соответствующий краткий аналитический обзор современного состояния академического дискурса, имеющего отношения к заявленной теме исследования приведен в начале данной статьи. Основное внимание уделено вопросам трансформации медиасферы в целом и средств медиакоммуникаций через призму развития технологий ИИ. При этом основная цель данной работы авторами ставилась как теоретико-прикладное исследование актуального потенциала ведущих генеративных языковых моделей в области медиакоммуникации и журналистики с помощью соответствующего авторского эксперимента. Важность подобных исследований фундирована тем, что в последние два года мы наблюдаем беспрецедентное стремительное развитие возможностей больших языковых моделей. При этом в авторском эксперименте были использованы и сравнивались результаты генераций в больших языковых моделях (Claude 2.0 и Yandex GPT), разработанных и публично доступных в 2023 году. Основой эксперимента стали соответствующие запросы на генерацию текстов в различных жанрах современной журналистики, которые затем оценивались как авторами, так и в автоматизированной системе Glavred. По итогам эксперимента авторами сформулированы выводы и краткие аналитические прогностические положения в контексте заявленной темы.

Биографии авторов

Ирина Зырянова, Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики

Александр Чернавский, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

старший преподаватель кафедры политологии института истории и политики

Библиографические ссылки

Avdeeva, Z. K. & Kovriga, S. V. (2021). Sistematizacija psihologicheskih faktorov vlijanija na izmenenie ubezhdenij i attitjudov v rezul'tate kommunikativnyh vozdejstvij v vide modeli prichinno-sledstvennyh vlijanij [Systematization of psychological factors of influence on the change of beliefs and attitudes as a result of communicative influences in the form of a model of cause-and-effect influences]. Problemy upravlenija bezopasnost'ju slozhnyh sistem: materialy XXIX, 275–281. (In Russ).

Aleshin, Ju. D. (2022). Cifrovizacija zhurnalistiki i Kljuchevye tendencii ee razvitija [Digitalization of Journalism and Key Trends in Its Development]. Sovremennye mediakommunikacii v globalizirujushhemsja mire : Sbornik nauchnyh trudov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Pjatigorsk, 25 fevralja 2022 goda, Kazan': Individual'nyj predprinimatel' Baryshov Dmitrij Andreevich, 113–115. (In Russ).

Arhangel'skaja, I. B., Arhangel'skaja, A. S. (2020). Fejk-n'jus v docifrovuju i cifrovuju jepohi [Fake news in the pre-digital and digital era]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (37). 95–104. https://doi.org/10.24411/2070-0695-2020-10314. (In Russ).

Bogdanovich, G. Ju. & Fedorova, A. Ju. (2020). Novye media i mediakonvergencija kak sovremennaja platforma vosprijatija mediaprodukta [New media and media convergence as a modern platform for perception of media products]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Filologicheskie nauki, 1. 199–210. (In Russ).

Bolotnov, A. V. (2015). Informacionnoe pole i ego tipy v mediakommunikacii: lingvisticheskij aspekt [Information field and its types in media communication: linguistic aspect]. TSPU Bulletin, 9 (162). 28–33. (In Russ).

Boreskov, G. K. (2021). Jeticheskie aspekty primenenija instrumentov iskusstvennogo intellekta dlja obespechenija prostranstva doverija v jelektronnyh SMI [Ethical aspects of using artificial intelligence tools to ensure a space of trust in electronic media]. Institut problem upravlenija im. V. A. Trapeznikova RAN. 286–292. (In Russ).

Vartanova, E. L. & Dunas, D. V. (2022). Rossijskaja mediasistema v nachale 2020 gg.: vyzovy jepohi neopredelennosti [The Russian Media System in the Early 2020s: Challenges of the Era of Uncertainty]. Medi@l'manah, 6 (113). 8–17. (In Russ).

Vodolazskaja, S. A. (2015). Konvergencija kak innovacionnyj sposob organizacii raboty v sovremennom mediaprostranstve [Convergence as an innovative way of organizing work in the modern media space]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologija, 2 (34). 174–183. (In Russ).

Volodina, M. N. (2018). “Medijnaja kul'tura”: pro et contra (s pozicii otechestvennyh i zarubezhnyh issledovatelej) [“Media Culture”: Pro et Contra (from the perspective of domestic and foreign researchers)]. Politicheskaja lingvistika, 1 (67). 10–18. (In Russ).

Gladkova, A. A., Demina, I. N. & Shkondin, M. V. (2023). Zhurnalistika kak faktor social'no-psihologicheskoj zrelosti subektov civilizacionnogo processa [Journalism as a factor of socio-psychological maturity of subjects of the civilization process]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, V. 12, 2. 296–309. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2023.12(2).296-309. (In Russ).

Davydov, S. G., Zamkov, A. V., Krasheninnikova, M. A. & Lukina, M. M. (2023). Ispol'zovanie tehnologij iskusstvennogo intellekta v rossijskih media i zhurnalistike [Use of artificial intelligence technologies in Russian media and journalism]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 10. Zhurnalistika, 5. 3–21. https://doi.org 10.30547/vestnik.journ.5.2023.321. (In Russ).

Zhiljakov, G. V. (2022). Issledovanie vozmozhnosti postroenija GAN-sistem [Research into the possibility of building GAN systems]. Regional'naja informatika i informacionnaja bezopasnost' : Sbornik trudov Jubilejnoj XVIII Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii, Sankt-Peterburg, 26–28 oktjabrja 2022 goda. Tom Vypusk 11. Saint Petersburg: Regional public organization «Sankt-Peterburgskoe Obshhestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravlenija», 582–585. (In Russ).

Krasnojarova, O. V. (2010). Sovremennaja transformacija tradicionnoj modeli massovoj kommunikacii [Modern transformation of the traditional model of mass communication]. Izvestija BGU, 4. (In Russ).

Krylova, E. G. (2020). Transformacija kommunikacionnyh tehnologij novyh i konvergentnyh SMI [Transformation of communication technologies of new and convergent media]. Kommunikologija: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 5 (2). 15–22. (In Russ).

Namiot, D. E. (2022). Porozhdajushhie modeli v mashinnom obuchenii [Generative Models in Machine Learning]. International Journal of Open Information Technologies, 7. 110–118. (In Russ).

Osipenko, A. L. (2023). Tehnologii iskusstvennogo intellekta v prestupnoj dejatel'nosti: novye ugrozy i vyzovy [Artificial Intelligence Technologies in Criminal Activity: New Threats and Challenges]. Obshhestvo i pravo, 4 (86). 15–25. (In Russ).

Ponkin, D. I. (2020). Koncept predobuchennyh jazykovyh modelej v kontekste inzhenerii znanij [The concept of pre-trained language models in the context of knowledge engineering]. International Journal of Open Information Technologies, 8 (9). 18–29. (In Russ).

Rubcova, N. V. (2024). Nejroseti v media: vozmozhnosti, problemy, perspektivy dlja budushhih mediaspecialistov [Neural networks in media: opportunities, problems, prospects for future IT specialists]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, V. 13, 1. 156–171. (In Russ).

Taskara, B. & Velitchenko, S. N. (2020). Metody faktchekinga v cifrovyh smi: kommunikativnyj aspekt [Fact-checking methods in digital media: the communicative aspect]. International Journal of Information and Communication Technologies, V. 1, 4, 261–267. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2024.13(1).156-171. (In Russ).

Urazova, S. L. (2013). Cifrovoe mediaprostranstvo v paradigme institucional'nogo i social'nogo [Digital media space in the paradigm of institutional and social]. Vestnik NGU. Serija: Istorija, filologija, 12 (10). 39–44 (In Russ).

Fajkova, S. D. (2022). Cocial'nye seti kak instrument formirovanija lojal'nosti molodezhi k rossijskim telekanalam [Social networks as a tool for forming youth loyalty to Russian TV channels]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (45), 81–94. (In Russ).

Fjen, C. (2023). Mediakommunikacija v kontekste globalizacionnyh processov [Media communication in the context of globalization processes]. Vlast' istorii – Istorija vlasti, 47. 40–45. (In Russ).

Chernavskij, A. S. (2015). «Novye media» i razvitie zhurnalistiki cifrovoj jery ["New Media" and the Development of Journalism in the Digital Era]. Kontury global'nyh transformacij: politika, jekonomika, pravo, 5 (37). 18–24. (In Russ).

Shagdarova, B. B. & Vil'mova, K. K. (2018). Internet-zhurnalistika i novye media [Internet journalism and new media]. Vestnik BGU. Jazyk, literatura, kul'tura, 4. 64–68. (In Russ).

Shamova, V. O. (2024). Rezul'taty generativnogo iskusstvennogo intellekta: voprosy pravovogo regulirovanija. [Results of generative artificial intelligence: issues of legal regulation]. Russian law online, 1, 70–76. https://doi.org/10.17803/2542-2472.2024.29.1.070-076 (In Russ).

Ali, W. & Hassoun, M. (2019). Artificial Intelligence and Automated Journalism: Contemporary Challenges and New Opportunities International Journal of Media. Journalism and Mass Communications, 5 (1), 40–49. http://dx.doi.org/10.20431/2454-9479.0501004.

Chaparrom, J. M. P. & Ramírez, L. B. (2024). Implicaciones legales del web scraping en el entrenamiento de modelos de inteligencia artificial generative. Revista la Propiedad Inmaterial, 38, 167–189. https://doi.org/10.18601/16571959.n38.07.

Dörr, K. N. & Hollnbuchner, K. (2017). Ethical challenges of algorithmic journalism. Digital journalism, 5 (4), 404–419, https://doi.org/10.1080/21670811.2016.1167612.

Mazzone, M. & Elgammal, A. (2019). Art, creativity, and the potential of artificial intelligence. In Arts, Vol. 8, 1. https://doi.org/10.3390/arts8010026.

McKeown, K. R., Barzilay, R., Evans, D., Hatzivassiloglou, V., Klavans, J. L., Nenkova, A., Sable, C., Schiffman, B. & Sigelman, S. (2002). Tracking and summarizing news on a daily basis with Columbia’s Newsblaster. In Proceedings of the human language technology conference, 280–285.

Stewart, J., Lyubashenko, N. & Stefanek, G. (2023). The efficacy of detecting AI-generated fake news using transfer learning. Issues in Information Systems, Т. 24, 2. 164–177. https://doi.org/10.48009/2_iis_2023_114.

Загрузки

Опубликован

12-11-2024

Как цитировать

Зырянова, И., & Чернавский, А. (2024). Потенциал применения генеративных языковых моделей в современной медиакоммуникации и журналистике (на примере Claude и Yalm 2.0). Знак: проблемное поле медиаобразования, (3 (53), 108–121. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-53-3-108-121

Выпуск

Раздел

Публичная сфера в аспекте массовых коммуникаций

Похожие статьи

1 2 3 4 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.