Бизнес-буллинг как коммуникативное явление
DOI:
https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-52-2-54-64Ключевые слова:
буллинг, кибербуллинг, бизнес-буллинг, бизнес-коммуникация, медиалингвистический анализ, заказная статья, информационная агрессия, медиатекст, коммуникативная стратегияАннотация
Статья посвящена анализу бизнес-буллинга с точки зрения коммуникационной практики и заполняет пробелы в исследовании языковых средств бизнес-буллинга в медиадискурсе информационной атаки на компании, бизнес-структуры, персоны. Тематический дискурс в ситуации бизнес-буллинга отличается протяженностью по времени, сложными коммуникационными взаимодействиями, многокомпонентной структурой лингвистической архитектуры медиакоммуникации, поэтому базовый метод медиалингвистики – праксиологическая трансдицисциплинарная и интердисциплинарная интеграция методик, процедур и приемов исследования – лег в основу работы.
Исторический экскурс в изучение проблемы буллинга показывает, что традиционно буллинг изучается в структуре межличностной коммуникации, чаще всего как психолого-педагогическое явление в образовательной среде. Формулируя дефиницию понятия «бизнес-буллинг», автор на основе анализа субъект-объектных отношений участников конфликтной ситуации выделяет классифицирующие признаки и характеристики буллинга в условиях бизнес-коммуникации. Представляет различные формы проявления, инструменты и методы бизнес-буллинга, которые обусловлены экстралингвистическими факторами и способны проявляться в медийном пространстве в той или иной степени.
В связи с тем, что массовая диджитализация современной коммуникации продолжает усиливать свои позиции, у буллеров появляется все больше и больше возможностей в использовании цифровых каналов. Как следствие, кибербуллинг может использоваться в качестве инструмента давления, дискредитации или отвлечения внимания в общей структуре стратегии рейдерских захватов.
Медиалингвистический анализ «заказных» статей, выявленных в потоке медиадискурса, позволяет выстраивать коммуникативные стратегии оценки буллинг-рисков и преодоления последствий бизнес-буллинга. Результаты данного исследования могут быть полезными для предпринимателей, специалистов в области медиалингвистики и коммуникаций, а также для всех, кто сталкивается с проблемами бизнес-буллинга.
Библиографические ссылки
Ardashev, R. G. (2022). Kibersuicid i kiberbulling v sovremennom obshchestve [Cybersus and cyberbulling in modern society]. Sotsiologiya, 6, 32–38. (In Russ.).
Achitaeva, I. B. (2010). Destruktivnye vzaimootnosheniya v uchebnyh gruppah obrazovatelnyh uchrezhdenij mvd Rossii [Destructive relationships in educational groups of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]: abstract of dis. ... Cand. Psychol. Sciences. Moscow, 249 p. (In Russ.).
Baigazanova, R. T. (2023a). Bulling kak kommunikativnyy fenomen [Bullying as a communicative phenomenon]. Medialingvistika: Materialy dokladov uchastnikov VII Mezhdunarodnoy konferentsii, Sankt-Peterburg, 28 iyunya – 01 iyulya 2023 goda. Sankt-Peterburg : Mediapapir, 726–730. (In Russ.).
Baigazanova, R. T. (2023b). Osobennosti verbal'noy kommunikatsii vneshnego kommunikanta v usloviyakh biznes-bullinga [Features of verbal communication of an external communicator in the conditions of business bullying]. Science. Education. The present, 4, 19–26. https://doi.org/10.23672/SEM.2023.11.34.010. (In Russ.).
Beleeva, I. D. (2020). Bulling kak sotsialno-psikhologicheskoe iavlenie analiz teoreticheskikh podkhodov i empiricheskikh issledovanii [Bulling as a socio-psychological phenomenon: analysis of theoretical approaches and empirical research]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 5, 131–136. https://doi.org/10.26170/po20-05–15. (In Russ.).
Bosov, D. V. (2021). Bulling kak sotsialnyi fenomen [Bullying as a social phenomenon]. Nauka. Issledovaniia. Praktika: sbornik izbrannykh statei po materialam Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Sankt-Peterburg, 25 iiunia 2021 goda. Sankt-Peterburg: GNII Natsrazvitie, 34–37. https://doi.org/10.37539/SRP297.2021.49.20.005. (In Russ.).
Bochaver, A. A. & Khlomov, K. D. (2013). Bulling kak obieekt issledovaniia i kulturnyi fenomen [Bullying as an object of research and a cultural phenomenon]. Psikhologiia. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 3 (15), 149–159. (In Russ.).
Bochaver, A. A. & Khlomov, K. D (2014). Kiberbulling travlia v prostranstve sovremennykh tekhnologii [Cyberbullying: bullying in the space of modern technologies.]. Psikhologiia Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 3 (11), 177–191. (In Russ.).
Galimbekova, F. S. (2023). Konflikt i bulling kak sotsialnye iavleniia v sovremennom obshchestve [Conflict and bullying as social phenomena in modern society]. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 2, 51–57. (In Russ.).
Duskaeva, L. R. (2014). Medialingvistika v Rossii: lingvopraksiologicheskaya dominanta [Medialinguistics in Russia: linguapraxeological dominant]. Medialingvistika, 1 (4), 5–15. (In Russ.).
Duskaeva, L. R. (2019). Vektory praksiologicheskogo analiza v medialingvistike [Vectors of praxeological analysis in media linguistics]. Medialingvistika, 6 (1), 4–18. DOI:10.21638/spbu22.2019.101 (In Russ.).
Duskaeva, L. R. (2020a). Diskursivnyy analiz tekstov natsionalisticheskoy napravlennosti v praktike provedeniya lingvisticheskoy ekspertizy [Discourse analysis of nationalist texts in the practice of linguistic inspection]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2, Yazykoznanie, T. 19, 1, 52–63. (In Russ.).
Duskaeva, L. R. (Ed). (2020). Medialingvistika v terminakh i poniatiiakh slovar-spravochnik [Medialinguistics in terms and concepts: dictionary-reference book]. Moskow: Flinta, 440 p. (In Russ.).
Duskaeva, L. & Koniaeva, Iu. (2017). Trolling v russkoiazychnykh media [Trolling in Russian-language media]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika, 5, 84–100. Available at: http://vestnik.journ.msu.ru/books/2017/5/. (In Russ.).
Duskaeva, L. R., Redkina, T. Iu. & Tsvetova, N. S. (2019). Kritika rechi v medialingvistike [Criticism of speech in media linguistics]. Moskow: Flinta, 120 p. (In Russ.).
Zhdanova, E. A. (2019) Teoreticheskie osnovy diagnosticheskikh metodik sudebnogo avtorovedeniia na materiale pismennoi mezhlichnostnoi elektronnoi kommunikatsii [Theoretical foundations of diagnostic methods of forensic authorship (based on the material of written interpersonal electronic communication)]. Iurislingvistika, 13, 18–24. (In Russ.).
Ivaniushina, V. A., Khodorenko, D. K. & Aleksandrov, D. A. (2021). Rasprostranennost bullinga vozrastnye i gendernye razlichiia znachimost razmerov i tipa shkoly [Prevalence of bullying: age and gender differences, importance of school size and type]. Educational Studies Moscow, 4. 220–242, https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-220-242. (In Russ.).
Kurianovich, A. V. (2015). Pravovye aspekty rechevogo povedeniia nositelei v sfere sovremennoi elektronno-mediinoi kommunikatsii [Legal aspects of speech behavior of speakers in the field of modern electronic media communication]. Iurislingvistika, 4 (15), 25–32. (In Russ.).
Kurianovich, A. V. (2017). Rechevaia interaktsiia v sotsialnykh setiakh lingvopravovoi aspekt kharakteristiki [Speech interaction in social networks: linguistic and legal aspect of characteristics]. Vestnik Khakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova, 21, 66–70. (In Russ.).
Rodosskii, N. A. (2023). Postpravda ili feik Problema istiny v sotsialnykh media [Post-truth or fake. The problem of truth in social media]. Sankt-Peterbsurg: Vladimir Dal, 303 p. (In Russ.).
Chernyshova, T. V. (2014). Tipologicheskie priznaki rechevogo zhanra diskreditatsii v mediadiskurse [Typological features of the speech genre of discredit in media discourse]. Filologiia i chelovek, 1, 31–39. (In Russ.).
Chernyshova, T. V. (2019). Metody analiza rechevykh aktov vozmozhnosti i problemy ispolzovaniia v lingvoekspertnoi i sudebnoi praktike [Methods for analyzing speech acts: opportunities and problems of use in linguistic expert and judicial practice]. Acta Linguistica Petropolitana. Trudy instituta lingvisticheskikh issledovanii, XV, 217–238. (In Russ.).
Chernyshova, T. V. (2020). Fakty mneniia otsenka sotsialno znachimaia informatsiia i sposoby ee organizatsii v diskurse zhurnalistskogo rassledovaniia [Facts, opinions, assessment: socially significant information and ways of organizing it in the discourse of investigative journalism]. Medialingvistika, 7 (3), 343–356. (In Russ.).
Chernyshova, T. V. (2022). Diskreditiruiushchii bulling v polilogakh setevogo obshcheniia na materiale lingvoekspertnoi praktiki [Defamatory bullying in polylogues of network communication (based on linguistic expert practice)]. Medialingvistika, 9 (3), 170–189 (In Russ.).
Bunnett, E. R. (2021). Bullying in pre-adolescents: prevalence, emotional intelligence, aggression, and resilience. Issues in Educational Research, 31 (4), 1049–1066.
Fale, P. N., Goyal, K. K. & Shivani, S. (2023). A hybrid deep learning approach for abusive text detection. AIP Conference Proceedings. AIP Publishing. Т. 2753. № 1. https://doi.org/10.1063/5.0128071.
Hoel H., Cooper C.L., Einarsen S.V. (2020). Organizational effects of workplace bullying // Bullying and harassment in the workplace. P. 209–234, available at: https://ebrary.net/131638/psychology/organizational_effects_workplace_bullying.
Ncube, G. & Yemurai, G. (2020). Discrimination against female politicians on social media: an analysis of tweets in the run-up to the July 2018 Harmonised Elections in Zimbabwe. Social Media and Elections in Africa, Vol. 2, 59–76.
Odunjo-Saka, K. A., Olaleye, B. R., Sarpong, E., Ibrahim, A. & Adedokun, O. A. (2023). The influence of workplace bullying on the performance of hotel employees: the mediating role of emotional intelligence and psychological resilience. Tourism & Management Studies, 19 (3), 59–71. https://doi.org/10.18089/tms.2023.190304.
Shablystyi, V., Obrusna, S., Levchenko, Y. et al. (2021). Social and legal nature of bullying. Amazonia Investiga, Vol. 10, 37, 78–85.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Роза Байгазанова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.