Архивные материалы СМИ Чеченской республики как инструмент медиатрансляции национальной памяти

Авторы

  • Александр Евсеев Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-52-2-6-14

Ключевые слова:

журналистика, СМИ, медиаландшафт, национальная память, история прессы

Аннотация

В последнее время в связи с курсом российского государства на сохранение культурных ценностей, в том числе сопряженных с национальной памятью, активизировался интерес исследователей к историческому медийному ландшафту регионов России. Автор пишет о том, что Чеченская Республика – регион с богатым традиционным прошлым, которое активно освещается в медиасреде и становится востребованным объектом изучения в сфере филологии, истории, журналистики и массовых коммуникаций. Тезис о том, что без прошлого нет настоящего, в связи с утверждением в России «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей» приобрел за последние годы более насущный современный смысл и стал частью медийных стратегий. На основе публикационной тематической активности чеченских СМИ было отобрано и изучено 136 публикаций, касающихся вопросов национальной памяти, в которых используются архивные публикации и архивные записи. В статье делается попытка ответа на вопросы: какие именно коммуникативные стратегии используются в современной медиатрансляции аспектов национальной памяти в ракурсе особенностей современного медиаландшафта Чеченской Республики, среди коммуникативных стратегий в ракурсе данных исследований рассматриваются языковые стратегии современной подачи архивных материалов.

Выявлено, что трансляция и ретрансляция вопросов национальной памяти как части медийных стратегий требует разработки специального научного инструментария и глубокого, междисциплинарного анализа исторически сложившихся форм медийного ландшафта. Мониторинг научных обзоров по истории чеченской журналистики (преимущественно прессы), а также самих СМИ, анализ используемых языковых средств при освещении данной темы в СМИ показал, что специфика Чеченской Республики в этом вопросе может быть изучена и экстраполирована на другие регионы России. Новизна заключается в отборе тематического материала, связанного с национальной памятью и в том, как в Чеченской Республике репрезентуется исторический журналистский ландшафт. Акценты, выявленные при анализе языковых средств СМИ, как уже изученные, так и новые, помогают отражать в медиа преображение национального сознания и опыт духовно-эстетического созидания.

Биография автора

Александр Евсеев, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия

кандидат политических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций

Библиографические ссылки

Amerhanova, L. R. (2013). Stanovlenie i razvitie ingushskoj nacional'noj periodicheskoj pechati v pervoj treti XX v. [Formation and development of the Ingush national periodical press in the first third of the XX century]: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Moscow. 24 p. (In Russ.).

Berdyaev, N. A. (1969). Volya k zhizni i volya k kul'ture [The will to life and the will to culture]. Smysl istorii. Opyt filosofii chelovecheskoj sud'by. Parizh. 300 p. (In Russ.).

Bespalova, T. V. (2018). Nacional'naya pamyat' i russkaya kul'tura [National memory and Russian culture]. Kul'turnoe nasledie Rossii, 1, 14–17. (In Russ.).

Grishanina, A. N. (2018). K voprosu effektivnosti avtorskogo dialoga v media-materialah o sohranenii kul'turnogo naslediya [The effectiveness of the author's dialogue in the media materials on the preservation of cultural heritage]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 3 (29). 208–214. (In Russ.).

Dzhambulatova, Z. K. (1965). Razvitie pechati v Checheno-Ingushetii (1920–1941 gg.) [The development of the press in Chechen-Ingushetia (1920–1941)]. Izvestiya ChINIIYaL, T. VI. Vyp. 1. Groznyj. 45–52. (In Russ.).

Evseev, A. Yu. (2024). Mediaobraz Chechenskoj Respubliki [Media image of the Chechen Republic]. Saint Petersburg: IPC SZIU RANHiGS. 174 p. (In Russ.).

Zagidullina, M. V. (2021). O krizise mezhpokolennoy svyazi, tsifrovykh razryvakh i konstruirovanii novoy identichnosti (retsenziya na kollektivnuyu monografiyu «Mezhpokolencheskaya translyatsiya kommunikativno-kul'turnoy pamyati v epokhu tsifrovizatsii», Yekaterinburg, 2021) [On the crisis of intergenerational communication, digital gaps and the construction of a new identity]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 1 (43). 176–184. (In Russ.).

Isaev, E. A. (1973). Rol' partijno-sovetskoj pechati Checheno-Ingushetii v ekonomicheskom i social'no-politicheskom razvitii respubliki (1917–1932 gg.) [The role of the Party-Soviet press of Chechen-Ingushetia in the economic and socio-political development of the Republic (1917-1932)] : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Moscow. 27 p. (In Russ.).

Katasonov, V. N. (2009). Civilizacionnyj krizis HKH stoletiya i Pravoslavie [The civilizational crisis of the twentieth century, and Christianity]. Hristianstvo. Kul'tura. Nauka. Moscow. 357 p. (In Russ.).

M. O. Guzikova, M. Yu. Gudova (Ed.). (2017). Kommunikatsionnyye trendy v epokhu postgramotnosti: polilingvizm i polikul'turnost' [Communication trends in the era of postliteracy: multilingualism and multiculturalism]. Ekaterinburg: Ural Publishing House University. 236 p. (In Russ.).

Medvedeva, A. R. (2024). Dynamics of representation of Arkaim through the thematic component in online media (2022–2023) [Dinamika reprezentacii Arkaima cherez tematicheskij komponent v internet-SMI (2022–2023)]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija, 1 (51). 97–102. (In Russ.).

Salazhieva, E. I. (2019). Cherty novogo etapa nacional'nogo prosvetitel'stva v chechenskoj publicistike nachala HH veka [Features of a new stage of national enlightenment in Chechen journalism of the early twentieth century]. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya, 2 (75). 377–383. (In Russ.).

Simakova, S. I. & Fink, S. A. (2022). Reflection of the media aesthetic code of Chelyabinsk in the brand journalism of the city [The communicative memory of Ugra and the problems of its intergenerational transmission in the digital age. The philological aspect]. Chelyabinskij Gumanitarij, 1 (58). 102–114. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

24-08-2024

Как цитировать

Евсеев, А. (2024). Архивные материалы СМИ Чеченской республики как инструмент медиатрансляции национальной памяти. Знак: проблемное поле медиаобразования, (2 (52), 6–14. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2024-52-2-6-14

Выпуск

Раздел

Теория журналистики и вопросы методов медиаисследований

Похожие статьи

1 2 3 4 5 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.