№ 2 (71) (2025): Челябинский гуманитарий

Настоящий выпуск не носит монотематической направленности, а посвящен широкому спектру аспектаций социокультурной реальности. Однако и в этом содержательном разнообразии можно выделить несколько укрупненных ракурсов исследовательского внимания авторов.
Прежде всего, это подходы к осмыслению процессов трансформации современной культуры: интеграция протестных движений в массовую индустрию, рассмотренная И. С. Баем и И. Д. Тузовским как утрата нонконформистского потенциала субкультурных образований под натиском коммерциализации; практики виртуального эскапизма (М. Д. Напсо) и функционирования иммерсивных культурных сред (Е. В. Соколовская); активные преобразования рынка труда как отражение существующих модных трендов (В. И. Старостина); адаптация и включенность уязвимых возрастных групп к изменчивым модусам актуальной культуры (Т. А. Калугина); вариации представленности региональной культурной политики как взаимоадаптации культур в контексте мультикультурной парадигмы современности (Ю. А. Лапидус).
Отдельным блоком представлены материалы, акцентирующие внимание на возможностях культурологической интерпретации сложных феноменов. Выделим здесь работы С. С. Соковикова и С. Б. Синецкого, рассмотревших социокультурный дизайн как сочетание ценностных и смысловых, прагматических и эстетических, социальных и культурных аспектов бытия; понимание табака – как символа механической картины мира (статья В. Н. Прончатова и К. А. Кочновой); типологический анализ полисемантического феномена модернизации в работе Т. М. Кисилевой; изучение перевода как ресурса межкультурной медиации (статья Е. О. Акулиничевой и М. Л. Шуб). В данном направлении органично сочетаются культурологические исследования традиционных архетипических оснований культуры и инновационных практик и технологий культурной репрезентации. Так, например, Фэн Цзин интерпретирует образ героя китайской компьютерной игры «Темный миф: Укун» в контексте религиозно-философских течений даосизма и конфуцианства, а Е. В. Шевченко, обращаясь к культурно-исторической экспертизе традиционного русского костюма XVIII–начала XX веков, осмысляет инструменты внутри- и внешнеполитической презентации властных элит.
Обобщающим предметом изучения в нескольких статьях предстает меморативный ландшафт Аркаим (археологический памятник, расположенный на территории Челябинской области). Медиаэстетическая специфика Аркаима – с позиций факторов формирования данного меморативного ландшафта и результатов воздействия этих факторов – дана в статье А. В. Сафонова и И. В. Топчий; специфика аффорданса созерцания восхода солнца (как востребованный вид активности посетителей Аркаима) исследуется в статье А. Р. Медведевой; к пониманию туризма впечатлений (на фоне популярности концептов событийного, креативного, андеграундного туризма) обращаются Л. Б. Зубанова и Д. А. Столбов.
Завершается номер рецензией кандидата культурологии и со-основателя галереи киноплаката AK Gallery (г. Санкт-Петербург) Я. Б. Баричко на коллективную монографию «Динамика повседневной жизни города в спектре измерений (по материалам г. Челябинска)».