Архивы
-
Челябинский гуманитарий
№ 4 (69) (2024)Социальная значимость решения проблем теории и методики обучения и воспитания подрастающего поколения не подлежала сомнению во все времена. Вследствие изменений социальных, политических и экономических условий развития российского общества, ускорения темпов научно-технологического прогресса отечественная система образования регулярно подлежит пересмотру в аспекте целей, содержания, методов, подходов, технологий и средств. В последние десятилетия особое внимание обращают особенности психологии нового поколения и изменения в характере взаимодействий педагогов с обучающимися.
В современном обществе обучение и воспитание обретают новые смыслы, содержание и иные условия осуществления вследствие чего очевидным исследовательским вызовом является выявление и всесторонний анализ системообразующих характеристик современного российского образования, представляющих собой сложный и многогранный объект изучения, который требует специального внимания и анализа.
Несмотря на то, что решению проблем теории и методики обучения и воспитания посвящено множество научных трудов, на новом этапе развития общества возникает необходимость анализа противоречий и задач в новом ракурсе. Несомненно, в одном выпуске журнала невозможно рассмотреть все аспекты столь многогранного феномена. В предлагаемом номере издания педагогические исследования посвящены двум основным направлениям:
– Психолого-педагогические и дидактические проблемы общего, высшего и дополнительного образования.
– Цифровая среда и современные методы и средства обучения и воспитания.Каждая работа вносит свой вклад в понимание процессов, протекающих в актуальном образовательном пространстве, и открывает перспективы для дальнейших научных изысканий. Надеюсь, что все статьи окажутся не только интересными, но и полезными для тех, кто занимается решением научных и практических проблем педагогической деятельности в современных реалиях российского образования и педагогической науки.
-
Челябинский гуманитарий
№ 3 (68) (2024)Статьи, составившие настоящий номер, объединены темой «Визуальный медиаландшафт». Здесь представлены исследования, связанные с одной из значимых тенденций в современном медиапространстве – визуальным поворотом. Визуализация медиаконтента является одним из эффективных способов получить внимание аудитории. Визуальный поворот – это не только насыщение коммуникативного пространства визуальными формами и образами, но и трансформация культурных кодов.
Выпуск журнала уникален по тому, как освещается данная тема. Авторы статей раскрывают вопросы визуализации в различных типах медиа, обращаются к вопросам трансформации медиаконтента. В качестве объекта исследования становятся визуальные образы и средства в сетевых СМИ, в рекламе, в социальных сетях и в печатных изданиях. Не остаются без внимания технологии нейросетей.
Выпуск представлен следующими разделами:
– Тенденции развития массмедийной коммуникации в условиях глобальной визуализации.
– Исследовательские подходы к изучению визуальной составляющей массмедиа.
– Визуализация разных видов медиатекста: традиции и новации.
Тематический выпуск журнала дополняют обстоятельные рецензии на монографии.
Мы надеемся, что сумели привлечь внимание медиаисследователей к актуальным вопросам визуализации контента.
В 2025 году приглашаем к обсуждению темы «Медиакомпетенции: современные тренды». -
Челябинский гуманитарий
№ 2 (67) (2024)Настоящий номер не носит четко выраженной тематической направленности, однако, в каждом из опубликованных материалов авторы исследуют актуальные тренды развития современной культуры. Эта магистральная направленность – своего рода попытка фиксации духовных координат времени – отражается в статьях, посвященных актуальным интерпретациям сложившихся, но требующих обновленного прочтения культурологических категорий: «социальная ответственность» (Е. И. Антипина), «вина» (И. Б. Ткачук), «культурный код» (А. В. Дробышев), «креативные индустрии» (Т. О. Денисова), «игра» (И. Д. Тузовский).
В содержании номера можно считывать и своеобразный параллелизм исследовательских подходов авторов. Диагностика современной социокультурной среды городов, представленная через анализ рекламной коммуникации (А. Г. Епифанова, Н. В. Долдо), имиджевой культуры и сценариев эффективного брендинга (Е. В. Павлова, С. Б. Синецкий) органично переплетается с исследованием процессов формирования историко-культурных пространств – на примере развития уникального советского города Черниковска (В. А. Рубин, А. С. Рябуха, Е. В. Спиридонова). Взаимодействие доминирующей культуры и субкультурных явлений подробно рассмотрено в контексте функционирования китайской молодежной интернет- культуры (Чжан Хайчао, Л. Е. Добрейцина). Актуальные стратегии и практики, характеризующие облик культуры, осмыслены исследователями-культурологами через проявления абсурдного в его провокативных значениях и эпатирующих образах (С. С. Соковиков), перфомансов и экспериментов, проводимых современными художниками в рамках различных арт-проектов (А. А. Деникин).
Авторы статей подчеркивают, что объективный культурологический анализ феноменов, категорий, разнообразия бытующих творческих практик – способствует расширению и углублению исследовательской оптики, совершенствованию подходов и инструментов диагностики культуры ХХI века.
-
Челябинский гуманитарий
№ 1 (66) (2024)Все статьи, составившие данный номер «Челябинского гуманитария», объединены общей темой: «Современная драма и актуальный театр». Каждый автор предлагает свой взгляд на те или иные аспекты заявленной темы, на те или иные драматургические и театральные тексты, соотносимые с нашими днями или со временем, которое непосредственно предшествовало нашим дням.
В «драматургическом блоке» Н. В. Семёнова рассматривает пьесы периода оттепели, Я. Е. Красников – пьесу К. Митани «Академия смеха», А.-М. И. Апостолова – пьесу А. Волошиной «Мама», Ю. В. Доманский – пьесу Ю. Поспеловой «ЛЁХА», А.Н. Зорин – пьесу «Железный всадник» А. Житковского, К. С. Кирман – пьесу М. МакДонаха «Человек-подушка», Е. С. Кабилова обращается к целому ряду современных пьес о подростках. Открывает же «театрально-драматургический» номер «Челябинского гуманитария» статья Е. А. Маряхиной, в которой автор рассматривает современные драматургические ремейки и сиквелы через призму предметной детали в пьесах Чехова. В результате в статьях «драматургического блока»воссоздаётся и осмысливается довольно-таки репрезентативная картина, формирующая представление о современной драматургии.
«Театральный блок» представляет некоторые грани актуального театрального процесса: Ю. В. Сердечная обратилась к такому формату существования современного театра как читка, М. М. Одесская – к опыту постановки произведений Чехова в «Мастерской» Петра Фоменко, Е. Н. Шевченко – к спектаклям молодых режиссёров в театрах Казани, Н. Няголова – к личности югославского актера и режиссера Стево Жигона. Таким образом, в каждой из статей «театрального блока» оказался предложен взгляд на конкретную проблему актуального театра.
Завершает номер рецензия Ю. В. Доманского на «Дневники» режиссёра, учёного, драматурга Ю. А. Смирнова-Несвицкого.
Статьи данного номера «Челябинского гуманитария» отнюдь не претендуют на полноту освещения темы современной драмы и актуального театра, однако ряд конкретных проблем, связанных с данной темой, авторы статей решают. -
Челябинский гуманитарий
№ 3 (64) (2023)Статьи, составившие настоящий номер, посвящены Году педагога и наставника. Здесь представлены исследования, связанные с системой профессиональных медиакоммуникаций в части трансляции опыта. Это номер о медиапрофессионалах – о наставниках в науке и медиаобразовании; о наставниках в журналистской практике; представлены эффективные научно-образовательные медиапрактики.
Рассматривая особый статус научно-педагогических работников, выполняющих наставническую деятельность, авторы рассказывают о научных достижениях наставника, цитируют его труды, отдельное внимание уделяют формированию научной школы. Этому посвящен раздел журнала «Наставник в науке».
Раздел «Наставник – медиапедагог» знакомит своего читателя с педагогами, для которых одинаково важны научная и методическая работа. С теми, кто формирует педагогические компетенции через подготовку и публикацию учебников и учебных пособий не только у своих воспитанников.
Раздел «Наставник – профессиональный журналист» посвящен опыту организации работы в профессиональной сфере.
Площадкой для обобщения опыта работы университетов в каком-либо инновационном направлении стал раздел «Эффективные научно-образовательные медиапрактики». Исследования, представленные в данном разделе, служат изучению вклада конкретного вуза в профессиональную область деятельности.
Тематический выпуск журнала дополняют обстоятельные рецензии на монографии.
Мы надеемся, что сумели привлечь внимание медиаисследователей к достижениям коллег из разных городов, концептуализировать их вклад в науку, образование, журнализм.
-
Челябинский гуманитарий
№ 2 (63) (2023)Большинство статей, составивших настоящий номер, посвящены проблемам риторики в современном понимании этого термина – теперь риторика, как пишет В. И. Тюпа, возрождается «в новом, ненормативном качестве», что в итоге позволяет говорить о «реабилитации классической художественности». И статья Тюпы, публикуемая в данном номере, как раз и направлена на анализ соотношения эстетической и риторической сторон художественного письма в исторической динамике. В русле риторики подходит к весьма актуальной для современной науки проблеме экфрасиса Т. Е. Автухович; в её статье экфрасис понимается как «пространство девиации, отклонения от нормативного (закрепленного в эстетике соответствующей культурной эпохи) представления о соотношении искусства и действительности, об искусстве как выражении культурных кодов и призме осмысления действительности», на основании чего делается важное заключение об эволюции экфрасиса в движении эпох. И. В. Пешков применяет риторику для крайне нетривиальных выводов, касающихся категории литературно-художественного авторства, крайне же релевантным материалом служит здесь творчество Шекспира, которое «с точки зрения риторики» является «началом конца эпохи традиционализма и постепенным формированием Нового времени с его всё возрастающим культом индивидуальности». В статье А. А. Фаустова и А. С. Бердниковой «под риторическим углом зрения» рассматривается категория перформативности, что позволяет выстроить и осмыслить типологию речевых актов, а в итоге и показать, как конкретные типы оных могут работать в конкретном художественном материале – в «Пестрых сказках» В. Ф. Одоевского. Непосредственно к риторической фигуре хиазма в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес» обращается О. А. Иоскевич, в статье которой показывается, что хиазм «становится отправной точкой в развитии нарратива, определяя специфику уровня повествовательных инстанций и перспективации, уровень хронотопа и персонажей, а также мотивный уровень», что формирует специфическую нарративную структуру. В некоторой степени примыкает к риторическим исследованиям и статья Г. С. Прохорова, где рассматриваются коммуникативные стратегии в письмах Аркадия Ковнера к Федору Достоевскому; автор этих писем, согласно выводам исследователя, не описывал подлинного себя, как полагали ранее, а, вписывая себя в фабулы романов Достоевского, успешно формировал свой образ. Формированию образа поэта в культуре, а конкретно проблеме культурной репутации посвящена статья Ю. В. Доманского, в которой рассматривается, как в русской культуре рубежа прошлого и нынешнего веков формировалось отношение к личности и наследию Александра Башлачёва.
Отдельно следует выделить вошедшие в номер статьи, авторы которых обращаются к проблеме жанров. С. Ю. Артёмова на примере жанра элегии в наши дни демонстрирует те жанровые сдвиги, что происходят в современной лирике, благодаря чему обнажается жанровое ядро элегии, в частности, тоска, и, «если повода для тоски нет, его надо придумать, иначе поводом для тоски становится именно его отсутствие». В статье Е. А. Селютиной исследуются речевые формулы в синтетических по своему характеру жанрах медиадискурса «интервью» и «анкета литератора» в наследии представителя русского зарубежья И. С. Шмелева.
Статьи Н. Л. Зыховской и А. Р. Медведевой сосредоточены на анализе специфики того, что можно назвать пространством. Примечательно, что обе статьи, пусть и в разной степени, делают акцент на междисциплинарности: Зыховская анализирует «образ места» в локальных текстах Южного Урала, систематизируя и осмысливая результаты собственного социологического исследования, на основе которого делаются выводы о специфике маркеров идентичности, формируемых как при конструировании «образа места», так и при его восприятии; Медведева же рассматривает городское пространство в конкретном литературном произведении (романе «Красная точка» Д. Бавильского) через категорию атмосферы, интерпретируя данное понятие через ряд смежных научных отраслей, в результате чего декларируется междисциплинарный подход.
В разделе «Рецензии» рассматривается книга Н. В. Ковтун «Трикстер как герой нашего времени».
-
Челябинский гуманитарий
№ 1 (62) (2023)Настоящий номер подготовлен как тематическое издание – ориентированное на различные аспекты исследования культурной памяти, образов прошлого, вплетенных в логику функционирования актуальной культурной повестки.
Такой объединяющий посыл представляется нам вполне оправданным с точки зрения заметной универсализации мемориального подхода в интерпретации культурного пространства.
С одной стороны, как писал Ю. М. Лотман, «... пространство культуры в целом может быть определено как пространство общей памяти»1 и в этом смысле – любые попытки социокультурной диагностики настоящего неизбежно вовлечены в мемориальный дискурс. С другой – именно сегодня можно говорить о возрастающей актуализации исследований памяти, когда, по мысли А. Ассман, современная гуманитаристика буквально «трещит по швам от натиска мемориальных исследований»2. Усиление научного интереса к проблемам памяти, соединение векторов «прошлое – настоящее – будущее» наблюдается в расширении тематических рамок, междисциплинарном характере исследований, разнообразии методологических оснований и эмпирических приемов анализа.
В представленном номере авторами демонстрируются различные аспектации мемориального:
– специфика соотношения исторически-достоверного знания и его фантазийного преобразования в интернет-мемах, функционально-смысловые стороны «исторического» меминга (С. С. Соковиков и С.Б. Синецкий);
– проблематика мемориальной идентичности в обращении к местам памяти, образам археологического памятника Аркаим (Л. Б. Зубанова);
– мемориальный музей как один из наиболее востребованных и эффективных акторов современной мемориальной культуры (Н. У. Ярычев);
– переосмыслению классического подхода к интерпретации игры в творческом наследии Й. Хейзинга, ставшего базисом культурно-игровых исследований прошлого и современности (И. Д. Тузовский);
– использование культурного наследия и любительского творчества в имиджевой политике регионов (О. М. Громова);
– первые образцы монументальной скульптуры советского времени, сохраненные в культурном ландшафте современных городов (В. В. Гейль);
– коммеморативные практики актуализации военно-мемориального наследия (Т. А. Ладыгина);
– концепт «модернизация» как противоположный вектор темпоральной измерения культуры (М. Л. Шуб, Т. М. Кисилева);
– мемориальная функция религиозного кинематографа как текста культуры (А. В. Юрикова)
– символика фольклорно-былинных образов творчества П. П. Бажова, проявленная в современной фантазийной литературе (А. А. Ржавитина);
– ценностные метаморфозы дискурса потребления в истории ХХ и XXI века (А. В. Будилина);
– реверсивные ретро-режимы функционирования цифровой культуры, обнаруживающиеся в практиках медиааскетизма (Е. С. Федорова);
– современный музей как социокультурная институция и новая модель коммуникативной культуры в эпоху глобализации и цифровизации (П. А. Ляпустина).
Важно подчеркнуть, что мемориальный дискурс не связывается, исключительно, с ретро- ориентированными аспектами («архивирование прошлого»), но становится именно актуальной рамкой бытования «живой памяти» как истории прошлого, осмысленного в дне сегодняшнем.
-
Челябинский гуманитарий
№ 2 (59) (2022)5.10.1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА (КУЛЬТУРОЛОГИЯ) -
Челябинский гуманитарий
№ 1 (58) (2022)5.9.9. МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)