Противоречивые реалии онлайн-образования

Авторы

  • Марианна Напсо Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-70-74

Ключевые слова:

цифровизация, виртуальная среда, онлайн-образование, поп-образование, компетентностный подход, образовательная парадигма, технологизация

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с трансформацией системы образования, которая во многом обусловлена проникновением цифровых инструментов в образовательную среду. Подчеркивается востребованность IT-технологий, с одной стороны, требованиями цифровизации экономики, которая нуждается в специалистахвысокойинформационнойквалификации,асдругойстороны– методическимиидидактическимипрактиками обучения, которые во многом опираются на использовании электронных ресурсов. Дается анализ противоречивой природы онлайн-образования, исследуются позитивные и негативные последствия его применения в учебном процессе, рассматривается его роль в процессах адаптации к быстро меняющемуся социальному и образовательному контексту, подчеркивается его значение как важнейшего фактора социализации. Подчеркивается, что дистанционное обучение является не только качественно новой, но и достаточно продуктивной и гибкой формой обучения, которая может быть применена в различных образовательных условиях, и в этом состоит ее универсальность. Обращается внимание на то, что успешность и востребованность дистанционного образования зависят от степени использования традиционных форм обучения, применения образовательных методик и практик, ставших классическими. Анализируется роль цифровизации в усилении процессов, связанных с индивидуализацией обучения, что диктуется требованиями индустрии 4.0. Цифровизация создает условия для самореализации, формирования пространства компетенций и навыков, которые востребованы постиндустриальным временем. Одновременно выявляются отрицательные психо-эмоциональные последствия чрезмерного увлечения IT-инструментами, которые нередко становятся механизмами манипуляции индивидуальным и коллективным сознанием. Данные проблемы, взятые в совокупности, определяют задачи исследования – обратить внимание на неоднозначную природу онлайн-образования, показать его востребованность реалиями социально-экономического и образовательного времени, продемонстрировать те выгоды и преимущества, которые предоставляются обучением в режиме реального времени, но опирающимся на применении электронных ресурсов. Будучи по своей сути инновационной педагогической практикой, дистанционное обучение отвечает требованиям трансформирующейся системы образования, в которой вопросам индивидуализации обучения уделяется повышенное внимание. Персонализация в качестве одного из ведущих трендов позволяет расширять спектр дополнительных знаний, а также цифровых компетенций, востребованных современными модернизационными процессами, которые так или иначе обусловлены цифровизацией экономики. Результаты исследования позволяют выявить объективные факторы, способствующие раскрытию противоречивой природы онлайн-образования, определению основных трендов его развития, необходимости применения в качестве образовательной технологии. Научная новизна состоит в выявлении и анализе тех факторов, которые обеспечивают эффективность цифровизации образования с учетом возможных ее последствий.

Биография автора

Марианна Напсо, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных дисциплин

Библиографические ссылки

Bakaeva, ZH. YU., Stepanov, A. G., Stepanova, S. E. (2018). Filosofsko-metodologicheskie osnovaniya informatizacii i modelirovaniya v kontekste cifrovizacii sociuma [Philosophical and methodological foundations of informatization and modeling in the context of digitalization of society]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke, 7, 5A, 20–27. (In Russ).

Borshch, L. M., ZHarova, A. R. (2019). Metodologiya razvitiya chelovecheskogo kapitala s pozicij cifrovoj ekonomiki [Methodology of human capital development from the perspective of the digital economy]. Kreativnaya ekonomika, 11, 2141–158. (In Russ).

Bryzgalina, E. V., Smirnova A. A., (2017). Rossijskoe obrazovanie: ot lokal’nyh praktik k global’nym trendam [Russian Education: from local practices to global trends]. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 3, 126 –136. (In Russ).

Gotlib, A. S. (2015). Smozhet li onlajn-obrazovanie stat’ al’ternativoj tradicionnomu universitetu? [Can online education become an alternative to a traditional university?].Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta, 1 (123), 15–22. (In Russ).

Dolzhenko, O. V., Tarasovа, O. I. (2009). Deontologizaciya ponimaniya [Deontologization of understanding]. Znanie. Ponimanie. Umenie, 1, 206–214. (In Russ).

Dorohina, R. V., Lavryonov, S. V. (2021). Eticheskie problemy cifrovizacii v sisteme obrazovaniya [Ethical problems of digitalization in the education system]. Vek globalizacii, 2, 118–123. (In Russ).

ZHukovskaya, L. N., Kostylev, S. V., Morozova, O. F., Rahinskij, D. V. (2022). Kompetentnostnyj podhod k professional’noj podgotovke v usloviyah ekspansii cifrovoj globalizacii [Competence-based approach to professional training in the context of the expansion of digital globalization]. Professional’noe obrazovanie v sovremennom mire, 12, 2, 221–230. (In Russ).

Zyhovskaya, N. L., Tuzovskij, I. D. (2022). Tradicii proshlogo kak cifrovye formaty budushchego: praktiki informacionnoj vovlechennosti auditorii [Traditions of the past as digital formats of the future: practices of information engagement of the audience]. CHelyabinskij gumanitarij, 2(59), 29–33. (In Russ).

Kuznecov, N. V. (2019). Onlajn-obrazovanie: klyuchevye trendy i prepyatstviya [Online education: key trends and obstacles]. E-Management, 2, 1, 19–25. (In Russ).

Nagaeva, I. A., Kuznecov, I. A. (2022). Gibridnoe obuchenie kak potencial sovremennogo obrazovatel’nogo processa [Hybrid learning as a potential of the modern educational process]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 1, 3, 126–139. (In Russ).

Noskova, N. V., Petrova, L. A. (2020). Cifrovaya kompetentnost’ sovremennogo pedagoga: ot teorii k innovacionnoj praktike [Digital competence of a modern teacher: from theory to innovative practice]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 68-4, 45–49. (In Russ).

Polyankina, S. YU. (2020). Onlajn-obrazovanie: reontologizaciya ili deontologizaciya? [Online education: reontologization or deontologization?]. Professional’noe obrazovanie v sovremennom mire,10 (1), 3428–3437. (In Russ).

Sedov, D. N. (2021). Cifrovizaciya obrazovaniya v Rossii: riski i problemy [Digitalization of education in Russia: risks and problems]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya, 2, 42–47. (In Russ).

Sorokopud, YU. V., Amchislavskaya, E. YU., YAroslavceva, A. V. (2021) Soft skills («myagkie navyki») i ih rol’ v podgotovke sovremennyh specialistov [Soft skills (“soft skills”) and their role in the training of modern specialists ]. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya, 1 (86), 194–196. (In Russ).

Tarasova, O. I. (2019). Kanony i paradigmy obrazovaniya [Canons and paradigms of education].Obrazovanie v sovremennom mire, 14, 177–184. (In Russ).

Загрузки

Опубликован

17-08-2024

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.