Речевые неудачи и их факторы (на материале сочинений ЕГЭ)

Авторы

  • Людмила Месеняшина Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
  • Ирина Голованова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-63-69

Ключевые слова:

ошибки, речевые неудачи, факторы речевых неудач, письменная речь, коммуникативно-речевое пространство, сочинение ЕГЭ

Аннотация

В статье на материале сочинений учащихся 11-х классов в формате ЕГЭ осуществлен анализ речевых неудач с целью определения связи между характером выявленных неудач и коммуникативными нормами современного коммуникативно-речевого пространства, в котором коммуницируют современные школьники. Охарактеризованы наиболее регулярные речевые неудачи, встречающиеся в письменных высказываниях, выявленные методом сплошной выборки в работах обучающихся на подготовительном отделении Челябинского государственного университета в 2022-2023 учебном году. С помощью методов наблюдения, описания, интерпретации и классификации изучен вопрос о том, как современные средства коммуникации изменяют коммуникативное пространство школьников и является ли феномен расширения коммуникативного пространства школьника существенным фактором формирования особенностей его письменной речи. Установлено, что наряду с традиционными факторами речевых неудач, такими, как бедный словарный запас обучающихся, низкий уровень их читательской культуры, отсутствие или низкий уровень знаний о функционально-стилевой дифференциации языка, минимальный опыт написания творческих работ, влияние средств массовой информации и языка Интернета на речь общества, активное заимствование иностранных слов, низкий уровень мотивации, важную роль в возникновении речевых неудач выпускников средней школы играют такие факторы, как расширение тестовой формы контроля в учебных заведениях, не формирующей навыка связной речи, расширение коммуникативного пространства учащихся за счет Интернет-дискурсов с неустоявшимися, быстро меняющимися и недостаточно изученными нормами, формализованность жанра сочинения ЕГЭ, клишированный характер рекомендуемых моделей.

Биографии авторов

Людмила Месеняшина, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и литературы историко-филологического факультета

Ирина Голованова, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы историко-филологического факультета

Библиографические ссылки

Aksarina, D. V. (2021). Professional’nyye defitsity pedagogov- slovesnikov pri rabote s filologicheski odarennymi obuchayushchimisya [Professional deficits of language teachers when working with philologically gifted students]. Pedagogicheskoye masterstvo i sovremennyye pedagogicheskiye tekhnologi. Cheboksary, 12–17. (In Russ.).

Aleshnikova, E. L., Doshchinskiy, R. A., Kraynik, O. M. (2023). Metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, podgotovlennye na osnove analiza tipichnykh oshibok uchastnikov OGE 2022 goda po russkomu yazyku [Methodological recommendations for teachers, prepared on the basis of an analysis of typical mistakes of participants in the 2022 Main State Exam in the Russian language]. Pedagogicheskie izmereniya, 2, 5–15. (In Russ.).

Akhutina, T. V. (2012). Porozhdeniye rechi. Neyrolingvisticheskiy analiz sintaksisa [Generation of speech. Neurolinguistic analysis of syntax]. Moscow : URSS, 218 p. (In Russ.).

Bogoyavlenskiy, D. N. (1957). Psikhologiya usvoyeniya orfografii [Psychology of spelling acquisition]. Moscow : Publishing house Acad. ped. sciences of the RSFSR, 416 p. (In Russ.).

Bozhovich, Ye. D. (1997). Razvitiye yazykovoy kompetentsii shkol’nikov: Problemy i podkhody [Development of language competence of schoolchildren: Problems and approaches]. Voprosy psikhologii, 1, 33–44. (In Russ.).

Vygotsky L. S. (1982). Sobraniye sochineniy: v 6 tomakh. Tom. 2. Problemy obshchey psikhologii, ed. V. V. Davydova [Collected works: in 6 volumes. Vol. 2. Problems of general psychology]. Moscow : Pedagogika, 2, 504 p. (In Russ.).

Gladilina, I. V., Sergeyeva, N. M., Usovik, Ye. G. (2019) Logicheskiye oshibki i puti ikh ustraneniya v sochineniyakh v formate YEGE po russkomu yazyku [Logical errors and ways to eliminate them in essays in the Unified State Exam format in the Russian language]. Tendentsii razvitiya sovremennoy otechestvennoy filologii : materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii, priurochennoy k 65-letiyu professora filologicheskogo fakul’teta TvGU V.V. Volkova, 113–124. (In Russ.).

Glukhova, N. A. & Rodionova, A. Ye. (2015). Kommunikativnyye neudachi v shkol’nykh sochineniyakh, svyazannyye s sobstvenno lingvisticheskimi faktorami [Communication failures in school essays associated with linguistic factors themselves]. Prioritetnyye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya, 4 (7), 233–235. (In Russ.).

Golovanova, I. YU. (2014). Oshibki v pis’mennykh tekstakh: ortologicheskiy i kommunikativno-deyatel’nostnyye podkhody [Errors in written texts: orthological and communicative-activity approaches]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya, 13, 9, 106–109. (In Russ.).

Doshchinskiy, R. A., Kraynik, O. M., Solov’yova, T. V. (2022) Metodicheskiye rekomendatsii dlya uchiteley, podgotovlennyye na osnove analiza tipichnykh oshibok uchastnikov YEGE 2022 goda po russkomu yazyku [Methodological recommendations for teachers, prepared on the basis of an analysis of typical mistakes of participants in the 2022 Unified State Examination in the Russian language ]. Pedagogicheskiye izmereniya, 3, 3–38. (In Russ.).

Yerokhina, Ye. L. (2022). Analiticheskiye zadaniya, kommunikativnyye umeniya, neverbal’nyye komponenty kommunikatsii, pis’mennaya rech’, rechevaya deyatel’nost’, ritoricheskiy podkhod, sochineniye [Analytical tasks, communication skills, non-verbal components of communication, written speech, speech activity, rhetorical approach, essay]. Russkiy yazyk v shkole, 83, 1, 7–13. (In Russ.).

Yerokhina, Ye. L. (2020). Vypusknoye sochineniye v shkole kak indikator problem ritoricheskogo obrazovaniya [Graduation essay at school as an indicator of the problems of rhetorical education]. Ritoricheskiye traditsii i kommunikativnyye protsessy v epokhu tsifrovizatsii. Materialy XXIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, ed. by CH.B. Daletskogo, A.YU. Platko, Moscow, 121–131. (In Russ.).

Zhinkin, N. I. (1998). Razvitiye pis’mennoy rechi uchashchikhsya III-VII klassov [Development of written speech of students in grades III-VII]. Zhinkin N.I. YAzyk. Rech’. Tvorchestvo. Moscow : Labyrinth, 183–320. (In Russ.).

Zalevskaya, A. A. (2000). Vvedeniye v psikholingvistiku [Introduction to psycholinguistic], Moscow : Publishing house of the Russian State University for the Humanities, 381 p. (In Russ.).

Zinin, S. A., Barabanova, M. A., Novikova, L. V. (2020). Metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, podgotovlennye na osnove analiza tipichnykh oshibok uchastnikov EGE 2020 goda po literature [Methodological recommendations for teachers, prepared on the basis of an analysis of typical mistakes of participants in the 2020 Unified State Examination in literature]. Pedagogicheskie izmereniya, 4, 58–80. (In Russ.).

Zinin, S. A., Barabanova, M. A., Novikova, L. V. (2022). Metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, podgotovlennye na osnove analiza tipichnykh oshibok uchastnikov EGE 2022 goda po literature [Methodological recommendations for teachers, prepared on the basis of an analysis of typical mistakes of participants in the 2022 Unified State Exam in literature // pedagogical measurements]. Pedagogicheskie izmereniya, 3, 39–66. (In Russ.).

Zinin, S. A. Barabanova, M. A., Novikova, L. V., Belyaeva N. V. (2021). Metodicheskie rekomendatsii dlya uchiteley, podgotovlennye na osnove analiza tipichnykh oshibok uchastnikov EGE 2021 goda po literature [Methodological recommendations for teachers, prepared on the basis of an analysis of typical mistakes of participants in the 2021 Unified State Examination in literature]. Pedagogicheskie izmereniya, 3, 73–109. (In Russ.).

Kalmykova, E. O. (2020) Klassifikatsiya rechevykh oshibok (na materiale itogovykh sochineniy uchashchikhsya 11 klassa)[Classification of speech errors (based on the final essays of 11th grade students)]. Lingua Academica: Aktual’nye problemy lingvistiki i lingvodidaktiki : materialy V Vseros. nauchno-prakticheskoy konf. (5-9 fevralya 2020 g., g. Ul’yanovsk) / [pod red. dots. N. A. Krasheninnikovoy] [Lingua Academica: Current problems of linguistics and linguodidactics: materials of the V All-Russian. scientific-practical conf. (February 5–9, 2020, Ulyanovsk) / [ed. Assoc. N.A. Krasheninnikova]. Ulyanovsk : Ulyanovsk State University Publ., 200–203. (In Russ.).

Kanakina, G. I. & Rodionova, I. G. (2023). Kantselyarizmy v sochineniyakh shkol’nikov: preduprezhdenie oshibok [Stationery in schoolchildren’s essays: preventing mistakes]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie [Humanities and Education], V. 14, No 1 (53), 34–40.(In Russ.).

Kapinos, V. I. (1986). O kriteriyakh otsenki i ob oshibkakh, grammaticheskikh i rechevykh [About evaluation criteria and errors, grammatical and speech]. Otsenka znaniy, umeniy i navykov uchashchikhsya po russkomu yazyku. Moscow : Education, 79–88. (In Russ.).

Kobozeva, I. M. & Laufer, N. I. (1990). Yazykovye anomalii v proze A. Platonova cherez prizmu protsessa verbalizatsii [Language anomalies in the prose of A. Platonov through the prism of the process of verbalization]. Logicheskiy analiz v yazyke: Protivorechivost’ i anomal’nost’ teksta. Moscow : Nauka, 125–138. (In Russ.).

Kostomarov, V. G. (2005). Nash yazyk v deystvii: Ocherki sovremennoy russkoy stilistiki [Our language in action: Essays on modern Russian stylistics]. Moscow : Gardariki, 287 p. (In Russ.).

Kubryakova, E. S. (1991). Ontogenez rechi i formirovanie yazykovoy sposobnosti cheloveka [Ontogenesis of speech and the formation of human language ability]. Chelovecheskiy faktor v yazyke: Yazyk i porozhdenie rechi. Moscow : Nauka, 141–218. (In Russ.).

Kukushkina, O. V. (1998). Osnovnye tipy rechevykh neudach v russkikh pis’mennykh tekstakh [The main types of speech failures in Russian written texts]. Moscow: Dialogue – Moscow State University, 288 p. (In Russ.).

Litovskiy, V. F., Mesenyashina, L. A., Panova, R. S. (2000). Problemy formirovaniya pis’mennoy rechi [Problems of the formation of written speech]. Chelyabinsk : Chelyabinsk State University Publ., 201p. (In Russ.).

Poymenova, A. A. (1999). Leksicheskaya oshibka v svete strategiy preodoleniya kommunikativnykh zatrudneniy pri pol’zovanii inostrannym yazykom: dis.. kand. filol. nauk: 10.02.19 – teoriya yazyka [Lexical error in the light of strategies for overcoming communicative difficulties when using a foreign language: thesis]. Tver, 214 p. (In Russ.).

Ushinskiy, K. D. (1949). Rukovodstvo k prepodavaniyu po «Rodnomu slovu» (Prilozhenie k prakticheskoy grammatike) [Guide to teaching “Native Word” (Appendix to Practical Grammar)]. Ushinsky K. D. Collected works. Moscow ; Leningrad, 7, 225–337. (In Russ.).

Tseytlin, S. N. (2000). Yazyk i rebenok: Lingvistika detskoy rechi [Language and the child: Linguistics of children’s speech]. Moscow : Humanite. ed. VLADOS, 240 p. (In Russ.).

Tseytlin, S. N. (1982). Rechevye oshibki i ikh preduprezhdenie [Speech errors and their prevention]. Moscow : Education, 143 p. (In Russ.).

Shatalova, O. V. (2019). Kuda privodyat semanticheskaya bezgramotnost’ i stilisticheskaya tolerantnost’? [Where do semantic ignorance and stylistic tolerance lead?]. Russkiy yazyk v shkole, 80, 2, 31–34. (In Russ.).

El’konin, D. B. (1998). Razvitie ustnoy i pis’mennoy rechi uchashchikhsya / pod red. V. V. Davydova, T.A. Nezhnovoy [Development of oral and written speech of students, ed. by V.V. Davydova, T. A. Nezhnova]. Moscow : INTOR, 112. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

17-08-2024

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 4 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.