Об актуализации содержания иноязычного образования обучающихся неязыковых специальностей в вузе

Авторы

  • Светлана Игнатова Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-54-62

Ключевые слова:

иноязычная компетенция, неязыковые специальности, английский язык для специальных целей, высшее образование, профессиональный дискурс, содержание обучения иностранным языкам

Аннотация

Автор исследует вопросы теоретического и практического характера, направленные на поиск инновационных методов и стратегий образования, применение которых обеспечит не только повышение эффективности обучения иностранному языку, но и формирование у обучающихся профессиональной идентичности на ранней стадии (1–2 курс обучения). В ответ на потребность принципиально новых подходов к определению целей, задач и принципов высшего образования, предпринимаются попытки пересмотреть подходы к отбору профессионально ориентированного содержания дисциплины «Иностранный язык». В своем исследовании автор опирается на понятия профессиональный дискурс, психотерапевтический дискурс как источник ситуаций профессионального взаимодействия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся – будущих клинических психологов. В статье также приводятся примеры коммуникативных технологий: самопрезентации, аргументации и активного слушания. Рассматривается дидактический потенциал дисциплины «Иностранный язык» в формировании высокой профессиональной квалификации и компетентности будущих специалистов. В ходе исследования разрабатывается актуализированная программа дисциплины «Иностранный язык» по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» на основе анализа существующих рабочих программ, доступных в электронных библиотечных системах учебно-методических материалов, профессиональных стандартов, послуживших основой ФГОС ВО по указанной специальности, а также имеющихся научно-методических разработок по обучению профессионально-ориентированному иностранному языку, на основе которого определены типичные ситуации профессионального общения будущих клинических психологов, предложены критерии отбора содержания иноязычной подготовки и рекомендации по методическому сопровождению дисциплины. Автор приходит к выводу, что формирование универсальной коммуникативной компетенции должно происходить в условиях погружения обучающихся в профессиональный дискурс благодаря тщательному подбору языкового и социокультурного материала профессиональной направленности, а также комплекса ситуационных заданий, предполагающих применение современных коммуникативных технологий для решения задач профессиональной направленности.

Биография автора

Светлана Игнатова, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

старший преподаватель кафедры делового иностранного языка

Библиографические ссылки

Alekseyev, A. P. (1991). Argumentatsiya. Poznaniye. Obshcheniye [Argumentation. Cognition. Communication]. MGU, 150 p. (In Russ.).

Arkhabayeva, D. A. (2017). Professional’noye vzaimodeystviye kak teoreticheskaya i prakticheskaya problema pedagogicheskoy psikhologii [Professional interaction as a theoretical and practical problem of educational psychology]. Sovremennyye issledovaniya: Collection of articles based on materials from International scientific and practical conferences. Neftekamsk , Scientific Publishing Center “Mir nauki” (IP Vostretsov Aleksandr Il’ich), 32–36. (In Russ.).

Grigor’yeva, V. S. (2007). Diskurs kak ob”yekt kommunikativnogo protsessa: pragmaticheskiy i kognitivnyy aspekty [Discourse as an object of the communicative process: pragmatic and cognitive aspects]. Tambov, Publishing house Tamb. state tech. university, 288 p. (In Russ.).

Grineva, M. S. (2018). Soderzhatel’nyye kharakteristiki rechevykh deystviy prakticheskogo psikhologa v terapevticheskom diskurse [Content characteristics of speech actions of a practical psychologist in therapeutic discourse] : thesis, Kaluga, 220 p. (In Russ.).

Dijk, T. A. van. (2000). YAzyk. Poznaniye. Kommunikatsiya [Language. Cognition. Communication]. Blagovescchensk, BGK im. I. A. Boduena de Kurtene, 308 p. (In Russ.).

Druzhilov, S. A. (2015). Vliyaniye professional’noy gruppy i professional’nogo soobshchestva na stanovleniye i sokhraneniye individual’nogo professionalizma [The influence of a professional group and professional community on the formation and maintenance of individual professionalism]. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii, 3–5 (47), 82–87, available at: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/49885. (accessed: 05.07.2023). (In Russ.)

Yemel’yanova, O. B. (2021). Obucheniye refleksivnomu slushaniyu kak effektivnomu priyemu kommunikatsii [Teaching reflective listening as an effective communication technique]. Pedagogicheskiy zhurnal, 6 (1), 92–99. (In Russ.)

Kibrik, A. Ye. (1992). Ocherki po obshchim i prikladnym voprosam yazykoznaniya (universal’noye, tipovoye i spetsifichnoye v yazyke) [Essays on general and applied issues of linguistics (universal, typical and specific in language)]. Moscow , Publishing house MSU, 336 p. (In Russ.).

Korneeva, M. A. (2017). Metodika obucheniya studentov napravleniya podgotovki “Prikladnaya mekhanika” professionalnomu inoyazychnomu diskursu s ispol’zovaniem kays-stadi metoda [Methods of teaching students in the field of “Applied Mechanics” professional foreign language discourse using the case-study method] : thesis, Nizhny Novgorod, 86 p. (In Russ.).

Makarov, M. L. (2003). Osnovy teorii diskursa [Fundamentals of discourse theory]. Moscow, ITDGK “Gnozis”, 280 p. (In Russ.).

Matveeva, O. S. (2019). Ob usloviyakh effektivnogo professional’nogo vzaimodeystviya specialistov po sotsial’noy rabote IU [On the conditions of effective professional interaction of social work specialists IU]. Ustoichivoe razvitie nauki i obrazovaniya, 6, 150–154. (In Russ.). Sadykova, N. A. (2012). Samoprezentatsiya kak rechevaya taktika [Self-presentation as a speech tactic]. Vestnik Bashkirskogo universiteta,

, 1346–1349. (In Russ.).

Stefanovskaya, E. I. (2019). Ponyatie “diskurs” v sovremennoy lingvistike: elementy ponyatiynogo polya nauchnoy kategorii [The

concept of “discourse” in modern linguistics: elements of the conceptual field of a scientific category]. Yazykovaya lichnost’ i effektivnaya kommunikatsiya v sovremennom polikul’turnom mire: Materials of the 5th International Scientific and Practical Conference. Minsk, Belarusian State University, 82–88. (In Russ.).

Fink, T. E. (2022). Strategii, taktiki i sredstva ikh realizatsii v valeologicheskom psikhologicheskom diskurse (na materiale nemetskogo yazyka) [Strategies, tactics, and means of their implementation in the valeological psychological discourse (based on the German language)]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 15 (5), 1513–1520. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

17-08-2024

Выпуск

Раздел

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.