Об актуализации содержания иноязычного образования обучающихся неязыковых специальностей в вузе
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2023-65-4-54-62Ключевые слова:
иноязычная компетенция, неязыковые специальности, английский язык для специальных целей, высшее образование, профессиональный дискурс, содержание обучения иностранным языкамАннотация
Автор исследует вопросы теоретического и практического характера, направленные на поиск инновационных методов и стратегий образования, применение которых обеспечит не только повышение эффективности обучения иностранному языку, но и формирование у обучающихся профессиональной идентичности на ранней стадии (1–2 курс обучения). В ответ на потребность принципиально новых подходов к определению целей, задач и принципов высшего образования, предпринимаются попытки пересмотреть подходы к отбору профессионально ориентированного содержания дисциплины «Иностранный язык». В своем исследовании автор опирается на понятия профессиональный дискурс, психотерапевтический дискурс как источник ситуаций профессионального взаимодействия для формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся – будущих клинических психологов. В статье также приводятся примеры коммуникативных технологий: самопрезентации, аргументации и активного слушания. Рассматривается дидактический потенциал дисциплины «Иностранный язык» в формировании высокой профессиональной квалификации и компетентности будущих специалистов. В ходе исследования разрабатывается актуализированная программа дисциплины «Иностранный язык» по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» на основе анализа существующих рабочих программ, доступных в электронных библиотечных системах учебно-методических материалов, профессиональных стандартов, послуживших основой ФГОС ВО по указанной специальности, а также имеющихся научно-методических разработок по обучению профессионально-ориентированному иностранному языку, на основе которого определены типичные ситуации профессионального общения будущих клинических психологов, предложены критерии отбора содержания иноязычной подготовки и рекомендации по методическому сопровождению дисциплины. Автор приходит к выводу, что формирование универсальной коммуникативной компетенции должно происходить в условиях погружения обучающихся в профессиональный дискурс благодаря тщательному подбору языкового и социокультурного материала профессиональной направленности, а также комплекса ситуационных заданий, предполагающих применение современных коммуникативных технологий для решения задач профессиональной направленности.
Библиографические ссылки
Alekseyev, A. P. (1991). Argumentatsiya. Poznaniye. Obshcheniye [Argumentation. Cognition. Communication]. MGU, 150 p. (In Russ.).
Arkhabayeva, D. A. (2017). Professional’noye vzaimodeystviye kak teoreticheskaya i prakticheskaya problema pedagogicheskoy psikhologii [Professional interaction as a theoretical and practical problem of educational psychology]. Sovremennyye issledovaniya: Collection of articles based on materials from International scientific and practical conferences. Neftekamsk , Scientific Publishing Center “Mir nauki” (IP Vostretsov Aleksandr Il’ich), 32–36. (In Russ.).
Grigor’yeva, V. S. (2007). Diskurs kak ob”yekt kommunikativnogo protsessa: pragmaticheskiy i kognitivnyy aspekty [Discourse as an object of the communicative process: pragmatic and cognitive aspects]. Tambov, Publishing house Tamb. state tech. university, 288 p. (In Russ.).
Grineva, M. S. (2018). Soderzhatel’nyye kharakteristiki rechevykh deystviy prakticheskogo psikhologa v terapevticheskom diskurse [Content characteristics of speech actions of a practical psychologist in therapeutic discourse] : thesis, Kaluga, 220 p. (In Russ.).
Dijk, T. A. van. (2000). YAzyk. Poznaniye. Kommunikatsiya [Language. Cognition. Communication]. Blagovescchensk, BGK im. I. A. Boduena de Kurtene, 308 p. (In Russ.).
Druzhilov, S. A. (2015). Vliyaniye professional’noy gruppy i professional’nogo soobshchestva na stanovleniye i sokhraneniye individual’nogo professionalizma [The influence of a professional group and professional community on the formation and maintenance of individual professionalism]. Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii, 3–5 (47), 82–87, available at: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/49885. (accessed: 05.07.2023). (In Russ.)
Yemel’yanova, O. B. (2021). Obucheniye refleksivnomu slushaniyu kak effektivnomu priyemu kommunikatsii [Teaching reflective listening as an effective communication technique]. Pedagogicheskiy zhurnal, 6 (1), 92–99. (In Russ.)
Kibrik, A. Ye. (1992). Ocherki po obshchim i prikladnym voprosam yazykoznaniya (universal’noye, tipovoye i spetsifichnoye v yazyke) [Essays on general and applied issues of linguistics (universal, typical and specific in language)]. Moscow , Publishing house MSU, 336 p. (In Russ.).
Korneeva, M. A. (2017). Metodika obucheniya studentov napravleniya podgotovki “Prikladnaya mekhanika” professionalnomu inoyazychnomu diskursu s ispol’zovaniem kays-stadi metoda [Methods of teaching students in the field of “Applied Mechanics” professional foreign language discourse using the case-study method] : thesis, Nizhny Novgorod, 86 p. (In Russ.).
Makarov, M. L. (2003). Osnovy teorii diskursa [Fundamentals of discourse theory]. Moscow, ITDGK “Gnozis”, 280 p. (In Russ.).
Matveeva, O. S. (2019). Ob usloviyakh effektivnogo professional’nogo vzaimodeystviya specialistov po sotsial’noy rabote IU [On the conditions of effective professional interaction of social work specialists IU]. Ustoichivoe razvitie nauki i obrazovaniya, 6, 150–154. (In Russ.). Sadykova, N. A. (2012). Samoprezentatsiya kak rechevaya taktika [Self-presentation as a speech tactic]. Vestnik Bashkirskogo universiteta,
, 1346–1349. (In Russ.).
Stefanovskaya, E. I. (2019). Ponyatie “diskurs” v sovremennoy lingvistike: elementy ponyatiynogo polya nauchnoy kategorii [The
concept of “discourse” in modern linguistics: elements of the conceptual field of a scientific category]. Yazykovaya lichnost’ i effektivnaya kommunikatsiya v sovremennom polikul’turnom mire: Materials of the 5th International Scientific and Practical Conference. Minsk, Belarusian State University, 82–88. (In Russ.).
Fink, T. E. (2022). Strategii, taktiki i sredstva ikh realizatsii v valeologicheskom psikhologicheskom diskurse (na materiale nemetskogo yazyka) [Strategies, tactics, and means of their implementation in the valeological psychological discourse (based on the German language)]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 15 (5), 1513–1520. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.