Провокативная функция абсурдного в современной культуре: нелепость как средство достижения успеха
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-67-2-66-75Ключевые слова:
абсурдность, провокативность, нелепость, инструментальность, прагматичность, меркантильность, фрик-культура, фрикоид, карнавал, юродствоАннотация
В статье рассматриваются проявления абсурдного в его провокативных значениях. Основное внимание уделено целенаправленному использованию нелепых форм для достижения утилитарно- прагматических, меркантильных целей. Показано, что в современной культуре такая поведенческая стратегия становится все более распространенной, позволяя достигать жизненного успеха путем прикладной эксплуатации абсурдного. При этом выхолащиваются его продуктивные, творческие аспекты. Нелепость априори лишается смыслового потенциала, становясь произвольно сконструированным инструментом обретения статуса, эффективно способствующего преуспеянию. Инструментально понимаемая нелепость наиболее ярко и полно воплощается в явлении субкультуры фриков, культивирующих нарочито эпатирующие образы и формы поведения. Провокативная яркость таких практик формирует широкую аудиторию, которая выступает питательной средой для разрастания «инструментальной нелепости». Одновременно скрытость прагматических целевых установок ее провокативного воздействия дает возможность интерпретации этого явления как наследника карнавальных традиций, современного высокодуховного юродства и пр., что, по сути, приводит к дезориентации в оценке его реального функционально-смыслового значения. Вместе с тем такое явление объективно неустранимо, ощутимо действенно и не сводится исключительно к позитивной или негативной модели. При условии точного понимания содержательных характеристик и реального потенциала такие специфичные практики способны занять подобающее место в структуре социокультурного бытия, не приводя к заблуждениям и критичной дисгармонии.
Таким образом, целью представленной статьи выступает характеристика явления «инструментальной нелепости» с позиций мотивации его субъектов, особенностей воплощения и результирующих эффектов.
Библиографические ссылки
Antipova Yu. V. (2023). Fenomen frikovosti na rossijskoj e`strade: k izucheniyu problemy` [The phenomenon of freakiness on the Russian stage: to study the problem]. Problemy` muzy`kal`noj nauki / Music Scholarship, 3, 150–159. (In Russ.).
Antipova Yu. V. (2021). E`stetika postkul`turnogo karnavala v al`bome «Mein Lieber Tanz» gruppy` «Neschastny`j sluchaj» [The aesthetics of a post-cultural carnival in the album “Mein Lieber Tanz” by the group “Accident”]. Vestnik muzy`kal`noj nauki, Vol. 9, 1, 65–75. (In Russ.).
Bahtin M. M. (1990). Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul`tura srednevekov`ya i Renessansa [The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance]. Moskva, Hudozhestvennaya literatura, 541 р. (In Russ.).
Bondarenko A. S. (2020). Russkij fol`klor v zerkale metamoderna [Russian folklore in the mirror of metamodernit]. Vserossijskij forum molody`x issledovatelej : Sbornik statej, Petrozavodsk, «Novaya nauka». 180-190. (In Russ.).
Vajnshtejn O. B. (2020). Sto igr na odnom lice: kostyumy` i konteksty` Andreya Barteneva [A hundred games on one face: costumes and contexts of Andrey Bartenev]. Teoriya mody`: Odezhda. Telo. Kul`tura, 56, 115-143. (In Russ.).
Vinogradova P. V. (2010). «Pereodevaniya» kak chast` iskusstva postmoderna [“Disguising” as part of postmodern art]. Trudy` Sankt-Peterburgskogo universiteta kul`tury` i iskusstv, Vol. 189. 19-25. (In Russ.).
Dzhenenko O. V. (2017). Model` frika (made freak) kak Chuzhogo/Drugogo [Model of a made freak as Alien/Other]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul`turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy` teorii i praktiki, 12, ch. 5, 68-71. (In Russ.).
Zubanova L. B. (2013). Sovremennaya kul`tura v postklassicheskix koncepciyax i aktual`ny`x sociokul`turny`x trendax [Modern culture in postclassical concepts and current sociocultural trends]. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul`tury` i iskusstv, 1 (33), 47-54. (In Russ.).
Karasik V. I. (2021). Kommunikativny`e xarakteristiki absurda [Communicative characteristics of absurdity]. Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser. 19. Lingvistika i mezhkul`turnaya kommunikaciya, 2, 40-49. (In Russ.).
Klejberg Yu. A. (2016). Kreativnaya deviantologiya : monografiya [Creative deviantology: monograph]. Moskva : IIU MGOU, 160 р. (In Russ.).
Lotman Yu. M. (1992). Durak i sumasshedshij [Fool and crazy]. Kul`tura i vzry`v. Moskva, Gnozis; Izdatel`skaya gruppa «Progress», 64-103. (In Russ.).
Lukov V. A. (2018). Massovaya kul`tura v sovremennom obshhestve: molodezhny`j aspekt [Mass culture in modern society: the youth aspect]. Gorizonty` gumanitarnogo znaniya, 5, 53-66. (In Russ.).
Maly`shev V. B. (2022). Semantika neleposti na metafizicheskom ciferblate antiutopii: rossijskie intencii [Semantics of absurdity on the metaphysical dial of dystopia: Russian intentions]. Aspirantskij vestnik Povolzh`ya. 22(3), 64-67. (In Russ.).
Mendelevich V. D. (2021). Czar` Ivan Oblachny`j v psihiatricheskix palatax [Tsar Ivan Cloudy in psychiatric wards]. Nevrologicheskij vestnik, Vol. LIII (1), 5–12. (In Russ.).
Molok N. Yu. (2019). Anamorfozy` redi-mejda: Dyushan, Piranezi i iskusstvo postraboty` [Anamorphoses of the ready-made: Duchamp, Piranesi and the art of post-work]. Iskusstvoznanie, 4, 214-255. (In Russ.).
Pehtereva V. V. & Kamushkova E. V. (2018). Kulxanting kak metod issledovaniya novy`x trendov [Coolhunting as a method of researching new trends]. Sovremenny`e tendencii razvitiya i perspektivy` vnedreniya innovacionny`x texnologij v mashinostroenii, obrazovanii i e`konomike, 1 (3), 272-276. (In Russ.).
Santayana Dzh. (2023). Chuvstvo krasoty`. Chast` vtoraya [Feeling of beauty. Part two]. Aesthetica Universalis (Vseobshhaya e`stetika), Vol. 1, 20, 34-121. (In Russ.).
Slovar` sinonimov i antonimov sovremennogo russkogo yazy`ka. 50000 slov (2014). [Dictionary of synonyms and antonyms of the modern Russian language. 50,000 words]. Moskva, «Adelant». 800 р. (In Russ.).
Hopiyajnen O. A. (2009). Smy`sl ili otsutstvie smy`sla [Meaning or lack of meaning]. Yazy`k i kul`tura, 3 (7), 82-87. (In Russ.).
Shapovalova T. A. & Kokarevich M. N. (2015). Gorodskie sumasshedshie v rossijskom pejzazhe [Urban madmen in the Russian landscape]. Gorod kak scena. Istoriya. Povsednevnost`. Budushhee : Internacional`ny`j nauchno-issledovatel`skij al`manax, Vol. 1. Samara, Mediakniga, 203-210. (In Russ.).
Brogan C. (2014). The Freaks Shall Inherit the Earth: Entrepreneurship for Weirdos, Misfits, and World Dominators. Hoboken, NJ.: John Wiley & Sons. 208 p.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.