Социальная реклама в пространстве городской социокультурной среды: условия и приемы успешного позиционирования

Авторы

  • Анастасия Епифанова Южно-Уральский технологический университет, Челябинск, Россия
  • Наталья Долдо Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-67-2-46-52

Ключевые слова:

социальная реклама, дизайн-деятельность, визуальность, социокультурная среда, ценностное пространство, успех

Аннотация

Облик современной социокультурной среды конструируется при помощи различных средств и инструментов. Данная статья посвящена анализу социальной рекламы как продукта дизайн- проектирования современных урбанистических пространств. Актуальность проблематики развития социальной рекламы возрастает в связи с «визуальным поворотом» как особым этапом существования культуры конца ХХ начала XXI века. Авторы опираются на средовой подход исследования современной культуры. Успешность социальной рекламы, таким образом, может оцениваться с позиций соответствия актуальным ценностным трендам и установкам аудитории, а также пониматься как инструмент их активного конструирования культурной среды города. Цель исследовательского обзора – обозначить функциональные аспекты и возможности социальной рекламы в контексте дизайн-проектирования и смыслового конструирования социально-значимых ценностей общества. В статье рассматриваются информационная, идеологическая, социоинтегративная и воспитательная функции социальной рекламы. Представлена классификация социальной рекламы по различным основаниям (в зависимости от субъекта или объекта коммуникации, характера и масштаба воздействия, сегментов целевой аудитории, транслируемых моделей и форматов рекламного сообщения). Дана историческая ретроспектива развития социальной рекламы в России; проанализированы тенденции размещения социальной рекламы в российском и зарубежном урбанистическом пространстве. Дается развернутая характеристика конкретных примеров использования социальной рекламы в различных районах города Челябинска. Обозначаются проблемы использования социальной рекламы в контексте дизайн-проектирования Челябинска (отсутствие единого визуального кода, непродуманное концептуальное расположение рекламных объектов). Проанализированы эффективные приемы внедрения социальной рекламы через использование технологических инноваций.

Сделан вывод, что социальная реклама как продукт дизайн-деятельности способна конструировать пространство современного города, внося изменения в ценностную картину мира современного человека.

Биографии авторов

Анастасия Епифанова, Южно-Уральский технологический университет, Челябинск, Россия

кандидат культурологии, доцент

Наталья Долдо, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

кандидат культурологии, доцент

Библиографические ссылки

Abbasov, I.B., Barvenko, V.I., Voloshchenko, V.Yu., Grivcov, V.V., Koreckaya, S.S., Krasnovskaya, N.V., Li, V.G., Orekhov, V.V. (2021). Dizajn-proekty: ot idei do voploshcheniya [Design projects: from idea to implementation]. Moskva: DMK Press., 358 p. (In Russ.).

Avanesov S.S. (2014). Chto mozhno nazvat’ vizual’noj semiotikoj? [What can be called visual semiotics?]. Praksema. Problemy vizual’noj semiotiki, No 1, 10‒22. (In Russ.).

Bodrijyar, Zh. (2020). Sistema veshchej [System of things]. Cifrovoj obrazovatel’nyj resurs IPR SMART, available at: https://www.iprbookshop.ru/126789.html, accessed 22.12.2023. (In Russ.).

Glazychev V.L., Egorov M.M., Il’ina T.V. i dr. (1995). Gorodskaya sreda. Tekhnologiya razvitiya. Nastol’naya kniga [Urban environment. Development technology. Desk book]. Moskva: Lad’ya, 239 p. (In Russ.).

Epifanova, A.G. (2020). Dizajn-deyatel’nost’ kak sociokul’turnaya praktika: reprezentaciya v aktual’nom reklamnom diskurse: monografiya [Design activity as a sociocultural practice: representation in current advertising discourse: monograph]. Cifrovoj obrazovatel’nyj resurs IPR SMART, available at: https://www.iprbookshop.ru/109148.html, accessed 04.11.2023. DOI: https://doi. org/10.23682/109148 (In Russ.).

Imshineckaya, I. (2002). Kreativ v reklame [Creative in advertising]. M.: RIP-holding, 172 p. seriya «Akademiya reklamy». (In Russ.).

Kovaleva A. V. (2023). Osnovy social’noj reklamy: uchebnoe posobie dlya vuzov [Basics of social advertising: a textbook for universities]. Obrazovatel’naya platforma Yurajt, available at: https://urait.ru/bcode/518935, accessed 13.11.2023. (In Russ.).

Levrik, M. (2020). Dizajn-myshlenie. Ot insajta k novym produktam i rynkam [Design thinking. From insight to new products and markets]. Sankt-Peterburg, 320 p. (In Russ.).

Medvedev, V.Yu. (2009). Sushchnost’ dizajna: teoreticheskie osnovy dizajna: ucheb. posobie [The essence of design: theoretical foundations of design: textbook. allowance]. 3-e izd., ispr. i dop. SPb.: SPGUTD, 110 p. (In Russ.).

Metodika hudozhestvennogo konstruirovaniya (1983) [Artistic design technique]. Izdanie vtoroe, pererabotannoe. M.: VNIITE, 165 p.: il. (In Russ.).

Mitrohina, T.V. (2014). Dizajn v sociokul’turnom prostranstve goroda [Design in the sociocultural space of the city]. Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa, N2 (25), 123-125. (In Russ.).

Oleshkov, M. (2011). Diskurs, kul’tura, mental’nost’: kollektivnaya monografiya [Discourse, culture, mentality: collective monograph]. Nizhnij Tagil: Nizhnetagil’skaya gosudarstvennaya scial’no-pedagogicheskaya akademiya, 526 p. (Seriya Yazyk i diskurs. Vypusk 3). (In Russ.).

Sorokin, P.A. (2006). Social’naya i kul’turnaya dinamika [Social and cultural dynamics]. M.: Astrel’, 1175 p. (In Russ.).

Social’naya reklama: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special’nostyam «Reklama» i «Svyazi s obshchestvennost’yu» [Social advertising: a textbook for university students studying in the specialties “Advertising” and “Public Relations”]. Cifrovoj obrazovatel’nyj resurs IPR SMART, available at: https://www.iprbookshop.ru/81676.html, accessed 13.11.2023. (In Russ.).

Chizhikov, V.V. (2006). Dizajn i kul’tura: Monografiya [Design and culture: Monograph]. M.: MGUKI, 361 p. (In Russ.).

Flier, A.Ya. (2020). Kul’tura v universal’noj istorii. Filosofskie razmyshleniya [Culture in universal history. Philosophical reflections]. Sovremennaya dejstvitel’nost’ skvoz’ prizmu kul’turologicheskogo znaniya. Materialy mezhdunarodnogo nauchno- tvorcheskogo foruma (nauchnoj konferencii). Chelyabinsk: izd-vo ChGIK, 40-53. (In Russ.).

Eko, U. (2006). Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedenie v semiologiyu [Missing structure. Introduction to semiology]. Per. s ital. V. Reznik i A. Pogonyajlo. SPb.: Simpozium, 443 p. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

17-08-2024

Выпуск

Раздел

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.