Социальная реклама в пространстве городской социокультурной среды: условия и приемы успешного позиционирования
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-67-2-46-52Ключевые слова:
социальная реклама, дизайн-деятельность, визуальность, социокультурная среда, ценностное пространство, успехАннотация
Облик современной социокультурной среды конструируется при помощи различных средств и инструментов. Данная статья посвящена анализу социальной рекламы как продукта дизайн- проектирования современных урбанистических пространств. Актуальность проблематики развития социальной рекламы возрастает в связи с «визуальным поворотом» как особым этапом существования культуры конца ХХ начала XXI века. Авторы опираются на средовой подход исследования современной культуры. Успешность социальной рекламы, таким образом, может оцениваться с позиций соответствия актуальным ценностным трендам и установкам аудитории, а также пониматься как инструмент их активного конструирования культурной среды города. Цель исследовательского обзора – обозначить функциональные аспекты и возможности социальной рекламы в контексте дизайн-проектирования и смыслового конструирования социально-значимых ценностей общества. В статье рассматриваются информационная, идеологическая, социоинтегративная и воспитательная функции социальной рекламы. Представлена классификация социальной рекламы по различным основаниям (в зависимости от субъекта или объекта коммуникации, характера и масштаба воздействия, сегментов целевой аудитории, транслируемых моделей и форматов рекламного сообщения). Дана историческая ретроспектива развития социальной рекламы в России; проанализированы тенденции размещения социальной рекламы в российском и зарубежном урбанистическом пространстве. Дается развернутая характеристика конкретных примеров использования социальной рекламы в различных районах города Челябинска. Обозначаются проблемы использования социальной рекламы в контексте дизайн-проектирования Челябинска (отсутствие единого визуального кода, непродуманное концептуальное расположение рекламных объектов). Проанализированы эффективные приемы внедрения социальной рекламы через использование технологических инноваций.
Сделан вывод, что социальная реклама как продукт дизайн-деятельности способна конструировать пространство современного города, внося изменения в ценностную картину мира современного человека.
Библиографические ссылки
Abbasov, I.B., Barvenko, V.I., Voloshchenko, V.Yu., Grivcov, V.V., Koreckaya, S.S., Krasnovskaya, N.V., Li, V.G., Orekhov, V.V. (2021). Dizajn-proekty: ot idei do voploshcheniya [Design projects: from idea to implementation]. Moskva: DMK Press., 358 p. (In Russ.).
Avanesov S.S. (2014). Chto mozhno nazvat’ vizual’noj semiotikoj? [What can be called visual semiotics?]. Praksema. Problemy vizual’noj semiotiki, No 1, 10‒22. (In Russ.).
Bodrijyar, Zh. (2020). Sistema veshchej [System of things]. Cifrovoj obrazovatel’nyj resurs IPR SMART, available at: https://www.iprbookshop.ru/126789.html, accessed 22.12.2023. (In Russ.).
Glazychev V.L., Egorov M.M., Il’ina T.V. i dr. (1995). Gorodskaya sreda. Tekhnologiya razvitiya. Nastol’naya kniga [Urban environment. Development technology. Desk book]. Moskva: Lad’ya, 239 p. (In Russ.).
Epifanova, A.G. (2020). Dizajn-deyatel’nost’ kak sociokul’turnaya praktika: reprezentaciya v aktual’nom reklamnom diskurse: monografiya [Design activity as a sociocultural practice: representation in current advertising discourse: monograph]. Cifrovoj obrazovatel’nyj resurs IPR SMART, available at: https://www.iprbookshop.ru/109148.html, accessed 04.11.2023. DOI: https://doi. org/10.23682/109148 (In Russ.).
Imshineckaya, I. (2002). Kreativ v reklame [Creative in advertising]. M.: RIP-holding, 172 p. seriya «Akademiya reklamy». (In Russ.).
Kovaleva A. V. (2023). Osnovy social’noj reklamy: uchebnoe posobie dlya vuzov [Basics of social advertising: a textbook for universities]. Obrazovatel’naya platforma Yurajt, available at: https://urait.ru/bcode/518935, accessed 13.11.2023. (In Russ.).
Levrik, M. (2020). Dizajn-myshlenie. Ot insajta k novym produktam i rynkam [Design thinking. From insight to new products and markets]. Sankt-Peterburg, 320 p. (In Russ.).
Medvedev, V.Yu. (2009). Sushchnost’ dizajna: teoreticheskie osnovy dizajna: ucheb. posobie [The essence of design: theoretical foundations of design: textbook. allowance]. 3-e izd., ispr. i dop. SPb.: SPGUTD, 110 p. (In Russ.).
Metodika hudozhestvennogo konstruirovaniya (1983) [Artistic design technique]. Izdanie vtoroe, pererabotannoe. M.: VNIITE, 165 p.: il. (In Russ.).
Mitrohina, T.V. (2014). Dizajn v sociokul’turnom prostranstve goroda [Design in the sociocultural space of the city]. Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa, N2 (25), 123-125. (In Russ.).
Oleshkov, M. (2011). Diskurs, kul’tura, mental’nost’: kollektivnaya monografiya [Discourse, culture, mentality: collective monograph]. Nizhnij Tagil: Nizhnetagil’skaya gosudarstvennaya scial’no-pedagogicheskaya akademiya, 526 p. (Seriya Yazyk i diskurs. Vypusk 3). (In Russ.).
Sorokin, P.A. (2006). Social’naya i kul’turnaya dinamika [Social and cultural dynamics]. M.: Astrel’, 1175 p. (In Russ.).
Social’naya reklama: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special’nostyam «Reklama» i «Svyazi s obshchestvennost’yu» [Social advertising: a textbook for university students studying in the specialties “Advertising” and “Public Relations”]. Cifrovoj obrazovatel’nyj resurs IPR SMART, available at: https://www.iprbookshop.ru/81676.html, accessed 13.11.2023. (In Russ.).
Chizhikov, V.V. (2006). Dizajn i kul’tura: Monografiya [Design and culture: Monograph]. M.: MGUKI, 361 p. (In Russ.).
Flier, A.Ya. (2020). Kul’tura v universal’noj istorii. Filosofskie razmyshleniya [Culture in universal history. Philosophical reflections]. Sovremennaya dejstvitel’nost’ skvoz’ prizmu kul’turologicheskogo znaniya. Materialy mezhdunarodnogo nauchno- tvorcheskogo foruma (nauchnoj konferencii). Chelyabinsk: izd-vo ChGIK, 40-53. (In Russ.).
Eko, U. (2006). Otsutstvuyushchaya struktura. Vvedenie v semiologiyu [Missing structure. Introduction to semiology]. Per. s ital. V. Reznik i A. Pogonyajlo. SPb.: Simpozium, 443 p. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.