Концепт «культурный код» как универсальный методологический инструмент в гуманитарных дисциплинах

Авторы

  • Артем Дробышев Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-67-2-32-45

Ключевые слова:

культурный код, кодирование, концепт, методология, метод, культура, культурология, криптография, код «Энигмы», кодтекст

Аннотация

В статье исследуется концепт «культурный код», получивший в последнее время широкое распространение в самых разных российских дискурсах. На основании данных распределения результатов поиска словосочетания «культурный код» по датам с 1983 по 2021 гг. в системе Национального корпуса русского языка (НКРЯ), а также частотности использования словосочетания «культурный код» в системе ведущей электронной библиотеки Elibrary.ru с 1988 по 2023 гг. делается вывод о высокой востребованности данного концепта, его уникальности (актуальности и новизне) и универсальности (междисциплинарности и междискурсивности).

Исходя из мировоззренческих принципов текстоцентризма, предполагающего текст в качестве главного элемента в сложнейшей системе познания мира и подразумевающего существенную трудность преодоления «барьерных зон» в работе со сложными абстрактными понятиями, автором предпринимается попытка самостоятельного эксперимента в изучении концепта «культурный код» с помощью культурологической модификации метода аналогии.

На основании функционального и содержательного анализа медиа дискурса и научного дискурса делается вывод о преобладающем взгляде на концепт сквозь призму семиотического подхода, а также формулируется аксиоматическое (рабочее) определение «культурного кода» как системы знаков и правил их употребления, выполняющих функции культурной коммуникации и памяти. Исходя из данного определения, автором проводится аналогия между «культурным кодом» и криптографическим кодом «Энигмы».

Анализ системы коммуникации, осуществляемой при помощи известной шифровальной машины, и последующая расширенная аналогия с ситуацией вхождения в неизвестную комнату, в которой обнаруживается «Энигма», позволяет автору сделать вывод о культурном коде как пустотном концепте и универсальном методологическом инструменте для гуманитарных наук.

В заключении говорится о необходимости дальнейшего изучения культуры, текстов и кодов с использованием данных из криптологии, теории информации, математики, кибернетике, когнитивистики, лингвистики, культурологии и др., а также о перспективности рассмотрения различных криптоаналитических методов как культурологических подходов.

Биография автора

Артем Дробышев, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

аспирант кафедры философии и культурологии Челябинского государственного института культуры

Библиографические ссылки

Auzan, A. A. (2022). Kul’turnye kody ekonomiki: kak tsennosti vliyayut na konkurentsiyu, demokratiyu i blagostoyanie naroda [Cultural codes of the economy: how values influence competition, democracy, and the welfare of the people]. Moscow: AST. 158 p. (In Russ.).

Buevich, A. A. (2014). Kod: ponyatie i ego varianty v gumanitarnykh distsiplinakh [Code: concept and its variations in the humanities]. Vestnik Mozyrskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.P. Shamyakina, 2(43), 90-95. (In Russ.).

Bukina, N. V. (2008). Kul’turnyi kod kak yazyk kul’tury [Cultural code as the language of culture]. Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2(47), 69-73. (In Russ.).

Drobychev, A. V. (2023). Metod analogii v kulturologicheskom issledovanii: ot universal’nykh smyslov - k illyustriruyushchemu keisu “kul’turnogo koda” [The method of analogy in cultural studies: from universal meanings to the illustrative case of the “cultural code”]. Vestnik kul’tury i iskusstv, 4(76), 51-62. (In Russ.).

Drobychev, A. V. (2023). Nrastvennost’ kak poeticheskaya otvetstvennost’ vysshego poryadka: opyt filosofsko-kulturologicheskogo esse [Morality as poetic responsibility of a higher order: an experience of philosophical and cultural essay]. Nauchnye shkoly. Molodezh’ v nauke i kul’ture XXI veka: materialy XXII Mezhdunarodnogo nauchno-tvorcheskogo foruma (nauchnoy konferentsii), Chelyabinsk, 14-15 noyabrya 2023 goda. Chelyabinsk: Chelyabinskiy gosudarstvennyy institut kul’tury, 56-61. (In Russ.).

Zhinkin, N. I. (1982). Rech’ kak provodnik informatsii [Speech as a conductor of information]. Moscow: Nauka. 159 p. (In Russ.).

Izotova, N. N. (2020). Kul’turnyi kod kak ob’ekt issledovaniya sotsial’no-gumanitarnykh nauk [Cultural code as an object of research in social and humanities sciences]. Kul’tura i tsivilizatsiya, 10(3-1), 185-191. (In Russ.).

Kan, D. (2000). Vzlomshchiki kodov [Codebreakers]. Translated by A. Klyuchevskiy. Moscow: Tsentrpoligraf. 480 p. (In Russ.).

Lakoff, G. & Johnson, M. (2004). Metafory, kotorymi my zhivem [Metaphors We Live By]. Translated from English. Moscow: Editorial. 356 p. (In Russ.).

Peirce, C. (2000). Nachala pragmatizma [The beginnings of pragmatism]. Translated from English with an introduction by V. V. Kiryushchenko and M. V. Kolopotina. St. Petersburg: Laboratoriya metafizicheskikh issledovaniy filosofskogo fakulteta SPbGU; Aleteyya. 352 p. (In Russ.).

Rapaille, C. (2019). Kul’turnyi kod: kak my zhivem, chto pokupaem i pochemu [The Culture Code: An Ingenious Way to Understand Why People Around the World Live and Buy as They Do]. Moscow: Alpina Publisher. 235 p. (In Russ.).

Simbirtseva, N. A. (2016). “Kod kul’tury” kak kulturologicheskaya kategoriya [“Culture code” as a cultural category]. Znanie. Ponimanie. Umenie, 1, 157-167. (In Russ.).

de Saussure, F. (1977). Trudy po yazykoznaniyu [Works on Linguistics]. Moscow: Progress. 695 p. (In Russ.).

Suldikova, I. V. (2023). Kontsept kul’turnogo koda v sovremennom polikul’turnom prostranstve [The concept of cultural code in modern multicultural space]. Vestnik GGU, 6, 177-184. (In Russ.).

Fiks, A. S. (2014). Istoriya kriptografii i novyy eticheskiy status informatsii [The history of cryptography and the new ethical status of information]. Filosofskie problemy informatsionnykh tekhnologiy i kiberprostranstva, 2(8), 65-76. (In Russ.).

Yuferova, O. A. (2023). Shifroval’nye sistemy v muzykal’nom iskusstve [Cryptographic systems in musical art]. EurasiaScience: Sbornik statey LVI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Moscow, 30 sentyabrya 2023 goda. Moscow: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost’yu “Aktual’nost’.RF”, 111-115. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

17-08-2024

Выпуск

Раздел

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Похожие статьи

1 2 3 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.