Креативные индустрии в сфере культуры: диагностика эффективности перехода
DOI:
https://doi.org/10.47475/1999-5407-2024-67-2-23-31Ключевые слова:
креативные индустрии, культура, сфера культуры, культурная политикаАннотация
В статье рассматривается проблематика перехода сферы культуры на креативные модели функционирования. Опираясь на ключевые документы государственной культурной политики, регулирующие развитие сектора креативных индустрий, автор исследует эффективность реализации проектных инициатив в современной России.
В качестве материала анализа были использованы следующие документы государственной культурной политики РФ: «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», «План мероприятий по реализации в 2022-2024 годах Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» и Перечень поручений Президента РФ по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России».
Анализ документов проводился методом мониторинга открытых ресурсов интернет-пространства, публикаций СМИ, а также официальных сайтов проектов и организаций, обозначенных в качестве ответственных исполнителей. Осуществлялась диагностика эффективности развития следующих направлений: нормативно-правовое поле, сфера человеческого капитала и образовательная система поддержки креативных индустрий, развитие инфраструктуры культуры, экономическое стимулирование и финансовое обеспечение осуществляемых инициатив, распоряжение интеллектуальной собственностью и развитие цифровых сервисов.
Автором подробно исследованы следующие проблемные аспекты, характеризующие переход сферы культуры в режим функционирования креативного сектора и обозначенные в виде следующих позиций: 1) статусно-имиджевый дисбаланс восприятия государственных учреждений культуры; 2) эксплуатация витрины; 3) сопротивление среды; 4) установка на эксклюзивность; 5) неподготовленность к бизнес- коллаборациям.
Делается вывод о том, что развитие креативных индустрий, креативных компетенций и креативной экономики (как долгосрочного результата) способствует новой культуре адаптации – готовности к изменениям, гибкости, мобильности реагирования на вызовы; а также закреплению «атмосферы креативного стандарта» – требований и норм, способствующих творческой самореализации в сфере культуры.
Библиографические ссылки
Abankina T. V., Nikolaenko E. A., Romanova V. V., Shcherbakova I. V. (2021). Kreativnye industrii v Rossii: tendentsii i perspektivy razvitiya [Creative industries in Russia: trends and development prospects]. Moscow: NIU VShE. 108 p. (In Russ.).
Boos V. O., Shubina V. I., Kutsenko E. S. (2023). Regiony Rossii v fokuse indeksa kachestva kreativnykh politik [Regions of Russia in the focus of the quality index of creative policies]. Regional’nye issledovaniya, no. 4(82), pp. 53-65. (In Russ.).
Evmenov A. D., Enikevich L. A., Sorvina T. A. (2022). Prostranstvennoe razvitie infrastruktury tvorcheskikh (kreativnykh) industrii regionov RF [Spatial development of infrastructure of creative industries in the regions of the Russian Federation]. Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovanii, no. 4, pp. 217-228. (In Russ.).
Eflova M. Yu., Vinogradova Yu. V., Vitushkin A. V. (2023). Sovremennaya molodezh’ kak aktor kreativnogo klassa [Modern youth as an actor of the creative class]. Kazanskii sotsial’no-gumanitarnyi vestnik, no. 1(58), pp. 31-35. (In Russ.).
Zubanova L. B., Betekhtin A. V., Tsukerman V. S. (2018). Chelovecheskii kapital sfery kultury: aktual’nye orientiry formirovaniya kadrovogo potentsiala regiona [Human capital of the sphere of culture: actual guidelines for forming the personnel potential of the region]. Vestnik kultury i iskusstv, no. 3(55), pp. 102-109. (In Russ.).
Kayumova L. A. (2023). Problema poiska mekhanizmov populyarizatsii kreativnykh industrii kak instrumenta realizatsii kul’turnoi politiki [The problem of searching for mechanisms for popularizing creative industries as an instrument for implementing cultural policy]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv, no. 3, pp. 181-186. (In Russ.).
Kitov Yu. V., Gertner S. L. (2023). Izmeneniya k osnovam kul’turnoi politiki kak predmet kulturfilosofskogo analiza [Changes in the fundamentals of cultural policy as a subject of cultural-philosophical analysis]. Vestnik kultury i iskusstv, no. 1(73), pp. 43-53. (In Russ.).
Kul’turologiya v usloviyakh vyzovov XXI veka: novye trendy v obrazovanii [Cultural studies in the conditions of challenges of the XXI century: new trends in education] / O. N. Astaf’eva, O. L. Devyatova, L. B. Zubanova [et al.]. (2024). Ekaterinburg: Ural’skii federal’nyi universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B. N. El’tsina. 242 p. (In Russ.).
Lazareva O. V. (2017). Kul’turnye industrii: dva aspekta ponimaniya [Cultural industries: two aspects of understanding]. Observatoriya kul’tury, vol. 14, no. 6, pp. 670-676. (In Russ.).
Martynov A. V., Shireeva E. V., Goloviznina Yu. I. (2022). K voprosu o vidakh administrativno-pravovykh bar’erov razvitiya kreativnykh industrii v Rossiiskoi Federatsii [On the issue of types of administrative and legal barriers to the development of creative industries in the Russian Federation]. Pravovaya politika i pravovaya zhizn’, no. 4, pp. 131-141. (In Russ.)
Masaltseva, A. I. (2023). Kultura kak osnova kreativnoy (innovatsionnoy) ekonomiki [Culture as the basis of creative (innovative) economy]. Copyright. Vestnik Akademii intellektual’noy sobstvennosti, 2, 18-30. (In Russ.).
Matsko, V. A. (2021). Mezhdistsiplinarnyy sintez v issledovanii kreativnykh industriy [Interdisciplinary synthesis in the study of creative industries]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury, 4(49), 80-85. (In Russ.).
Muzychuk, V. Yu. (2023). Tvorcheskie (kreativnye) industrii: vyzovy dlya nekommercheskogo segmenta sfery kultury [Creative (creative) industries: challenges for the non-commercial segment of the cultural sphere]. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk, 5, 7-39. (In Russ.).
Naumova, O. N. (2023). Klasterizatsiya kreativnykh industriy v razvitii regional’noy ekonomiki [Clustering of creative industries in the development of regional economy]. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie, 14(2), 81-90. (In Russ.).
Suminova, T. N. (2022). Art-menedzhment kak proektnyy mekhanizm realizatsii gosudarstvennoy kul’turnoy politiki [Art management as a project mechanism for implementing state cultural policy]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv, 1(105), 138-146. (In Russ.).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Челябинский гуманитарий
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.